Найти в Дзене
Злой Инженер

АНАЛИЗ РЫНКА ГЕНЕРАТОРОВ 2024

Оглавление

Honda - как мастер-копия для всей индустрии производства генераторов

Китай в 80-90е годы построил свою индустрию на копировании лучших образцов оборудования со всего мира. С тех пор прошло 40 лет, выросло два поколения инженеров, которые улучшали и масштабировали скопированное их отцам, а сами компании стали большими индустриальными холдингами. И теперь уже подросло следующее поколение копировальных бизнесов, которые “копируют копи” и экспортируют все это на рынки, для которых «нужно подешевле». И Россия тут, конечно, в первой очереди.

Таким образцом для копирования 30 лет назад стал генератор Honda в компоновке open frame, которая позже стала классической для всех генераторов. Honda - это и сейчас эталон качества, но есть нюанс. Это самые дорогие генераторы. Есть, конечно еще дороже, например, американский Briggs & Stratton или бельгийский Europower (который наполовину та же Honda). Но все это цены +- одного порядка - зашкально-запредельные, которые могут себе позволить 0.25% покупателей в России.

Давайте сначала разберемся, что из себя представляет рынок бензиновых генераторов

Выше таблица по объему продаж бензиновых генераторов до 10kW в мире за 2024 год. Весь рынок - около 9 млрд. USD поделен между 4 крупными игроками (~50%) и бесконечным множество мелких производителей.

Honda ожидаемо top-1 с 13% рынка. Но сразу следом наступает индустриальный монстр из Китая - Zongshen (или Zonsen после ребрендинга в 2024 году). Летом 2024 году Zonsen купил своего основного конкурента Loncin и стал крупнейшим (по сути единственным) производителем генераторов в Китае в среднем и профессиональном сегментах. Необходимо понимать, что Zonsen - это не просто производитель генераторов, это крупнейший индустриальный холдинг не только Китая, но и мира. В частности это крупнейший производитель двигателей внутреннего сгорания (14 млн. двигателей в год). Десятки, если не сотни брендов используют двигатели Zonsen, начиная от культового в USA генератора Champion (не путать с российско-эстонским Champion), заканчивая BMW и множеством итальянских мотоспорт-брендов, чьи мотоциклы также давно бегают на двигателях Zonsen.

Если посмотреть на картинку в динамике, то этот рынок, который придуман американцами, в том числе Briggs & Stratton, уже давно оккупирован японцами, а теперь и японцы быстро сдают все свои позиции китайцам. И, как показала история Huawei, санкции, которые USA наложили на Zonsen в мае за поставку компонентов для авиационных двигателей в Россию, только увеличат упрямство и натиск китайцев. Нет никаких сомнений, что Zonsen в перспективе трех-пяти лет подвинет Honda с пьедестала и станет top-1 с долей 20% и более.

-2

Что же мы видим?

Почему мы не видим в России Briggs & Stratton понятно - запредельно дорого и не очень надежно, ну и совсем не патриотично. Но почему мы не видим никаких Honda original или Yamaha original, а великий Zonsen из дружественного Китая заехал к нам всего на 1%?

Почему же мы видим Husqvarna, Hyundai (простим коллегам из РАПТЭ неправильное написание столь уважаемого бренда), Champion и конечно Honda “made in China” c HND (которые в РАПТЭ почему-то не посчитали), которые не совсем original или совсем не original?

Почему же мы видим такую дикую сегментацию рынка и бесконечное множество noname-брендов?

Да все просто - это не бренды, это стикеры, которые “подвальный Китай” 24 на 7 клеит на генераторы, которые едут в Россию, а цена таких брендов - примерно ноль. Рынок поделен между ~10 импортерами, которые “фантазируют” на тему брендов кто во что горазд - все магазины и маркетплейсы завалены “немецкими, “японскими” и “корейскими” генераторами. У каждого уважающего себя импортера десяток-другой таких брендов.

На этом прекрасном рынке все джентльмены (ФТС, Роспотребнадзор, маркетплейсы, покупатели) и верят друг другу на слово.

Так почему же мы покупаем весь этот треш?

Кто то скажет: “зарплаты у нас не как в Америках или Европах”. Но наших зарплат почему-то хватает на автомобили из той же Германии или на тот же премиальный Китай. Почему же мы предпочитаем комфорт и престиж MB/Audi/BMW или практичность китайских Li/ZEEKR, но готовы покупать одноразовые генераторы под липовыми брендами? Почему мы к генератору, от которого зависит тепло и электричество в нашем доме в самый критический момент, относимся как к одноразовому устройству?

Сваливаем всю вину на импортеров и маркетплейсы. Импортеры - это люди с капиталистическим мышлением, которые в жесткой конкурентной борьбе друг с другом, пытаясь угодить нам, заставили китайские заводы давать цены “ниже нижнего”. Конечно же, все это счастье за счет качества, а в порыве желания “взять контракт” подвальный Китай творит чудеса оптимизации и цены и качества.

А маркетплейсы сформировали у нас привычку с ложной положительной обратной связью - все удобно, фильтры-отзывы, выбрал лучшее и с чувством собственной крутости заказал генератор, как вчера заказывал чехол для мобильного или сам мобильный. И вот он приехал с маркетплейса, все как на фото, даже заводится, и стоит “целых” 30тр., выбрали же лучший в этой ценовой категории, то есть точно нормальный, все положительные отзывы 5.0 звезд. Можно смело оставлять уже свой положительный отзыв, все ок. Бдительность и критическое мышление притуплено или вообще отключено, доверие полное.

И вот теперь у покупателя нет ни капли сомнения, что генератор на 6kW может выдавать всего 5kW или вообще 3kW, что никакой меди в альтернаторе нет, а есть алюминий “под медь”, что гарантия на 1 год или тем более на 2 года - это тоже липа.

А генератор - это не лопата, это сложное устройство с ДВС на борту, эксплуатация и обслуживание которого требует определенной компетенции. И если этот генератор сделан плохо или катастрофически плохо, то через год или через месяц вам нужно будет покупать новый генератор, старый куда-то утилизировать, а та задача, для которой этот генератор был куплен, конечно же выполнена не будет. Но это будет потом, например через полгода или год или два. В зависимости от интенсивности использования. А пока он красивый-нарядный стоит в хозблоке и греет душу покупателю.

А что продавец? Продавец получил +100 положительных свежих отзывов за генератор от покупателей которые “вчера купили и все отлично”. Цена этого генератора не на много превышает цену металла из которого он сделан, заказываем следующую партию. А когда наступает пора чинить, то начинаются “у вас негарантийный случай”, “мы такой бренд уже не поставляем”, “запчастей нет” и т.д. А эти же генераторы, но с новыми улучшенными характеристиками (естественно только на стикерах) и новыми креативными оптимизациями по цене/качеству продолжают заезжать контейнерами в Россию.
Вот так мы сами убили свой рынок.

Гребем против течения

В сети практически нет никакой информации относительно фактических данных по поломкам генераторов, поэтому используем данные ремонтного сервиса Silovik.ru, которые за последние 16 лет отремонтировали тысячи генераторов практически всех брендов, которые присутствуют на рынке России. После допроса с пристрастием сервисных инженеров получаем примерно такую картину:

-3

Дисклеймер. Изложенное выше и ниже - субъективный анализ рынка по субъективному набору параметров исходя из сугубо субъективного опыта. Если кто-то из производителей / брендодержателей готов на реальное боевое тестирование - you are welcome, мы готовы организовать ресурсное тестирование ваших генераторов. Но пока так.

Ресурсное тестирование. Тестовую партию из 11 отобранных генераторов, которых никогда не было на нашем рынке, привезли на базу Silovik.ru в конце 2023 года и сделали то, что почему-то никто не делал ни у нас, ни в Китае - провели реальное ресурсное нагрузочное тестирование на 500 часов (24*7). Такой Dakar Rally на 20 дней, light версия. Издеваться сильно не стали, масло меняли как положено, холодом не морозили, перегревы не устраивали. Дополнительно купили на рынке еще несколько наиболее ходовых моделей и поставить на тот же тест. Сожгли бензина несколько бочек (прости нас Грета Тумберг) и до финала “смогли не только лишь все, мало кто смог”. А смог только Zonsen в профессиональной серии и Champion, тот что original, а не тот который у нас на маркетплейсах. Все остальные развалились, умерли, либо сильно сдали по своему генераторному здоровью.

Еще немножко мыслей про выбор генераторов

Внимательно смотрим на график-схему из предыдущего пункта. Упрощенно весь рынок можно сегментировать по цене и качеству на low-mid-high зоны.

Из схемы можно видеть, что наш родной российский рынок - это про VII и VIII зоны (низкое или предельно низкое качество по низкой или средней цене), европейский - про II, III и VI (среднее или высокое качество по средней или высокой цене).

LOW Price / LOW Quality

Во многих случаях генераторы из VII зоны имеют право на жизнь и этот выбор тоже оправдан. Генераторы Lutian с ресурсом ~250 часов, заполонили российский рынок под множеством брендов-клонов, в том числе Electrolite, ТСС, Brait, Carver, собственный бренд от Яндекс.Маркет - Boxbot и даже могучий “немецкий” Huter - все это Lutian. Что же будут делать наши маркетплейсы без этой фабрики? Если денег нет, то и Lutian - генератор, и если покупатель осознанно покупает одноразовый генератор для своих одноразовых некритических задач, почему бы и нет. Мы просто за прозрачность, осознанный выбор и выбор между генераторами разного уровня, а не выбор между разными наклейками на одинаковых генераторах.

HIGH Price /HIGH Quality

С другой стороны, посмотрим на генератор “победитель всех номинаций” из III группы, который два раза побеждает в категории “самый”. Самый дорогой и самый качественный. Продается у нас, во Всех инструментах, Кувалде и еще паре десятков мест. Знакомьтесь, бельгийский Europower:

-4

Не агитируем, просто смотрим на цену со скидкой и понимаем, что да, так бывает. А японский дизель, например Kubota J106, еще в два раза дороже. Вы хотели качества, их есть у нас несколько.

Разница в цене с Lutian – ровно на порядок, то есть в 10 раз. И это не развод, не переплата за бренд. Это просто цена за ресурс двигателя, который в 30 раз выше Lutian и за надежность на 2 порядка (то есть в 100 раз). Honda в USA так и стоит - 2800 USD. Откройте google и проверьте.

MID Price / LOW-MID-HIGH Quality

Генераторы средней цены - это Китай очень разного качества от A-iPower и Hyundai до Zongshen/Doberman и Champion (опять же Champion, тот что original), то есть качество скачет от 3-, до 5+.

Крупнейшие фабрики - это Zonsen, Ducar (теперь это Zonsen), Loncin (и это теперь тоже Zonsen), а также Champion (который примерно 40% своих генераторов делает на двигателях Zonsen) - это основные заводы, которые делают самые качественные генераторы на 4+ …. 5+. И это все огромные публичные высокотехнологичные компании на которых работают по 5-20 тыс. чел. Это те компании, которые делают Китай индустриальной кузницей №1 в мире, запускают самолеты, ракеты, ну и делают генераторы.

__________________

Выводы из всей этой информации каждый делает сам. Что выбрать зависит от решаемой проблемы, ее критичности, наличия денег и т.д. Наша задача - показать картину мира “как есть” и подсветить темные зоны, сделать выбор покупателя более осознанным, чем набор фильтров на маркетплейсе.