Вот и наступили солнечные деньки, пока открывать мотосезон. И те кто законсервировали мотоцикл могут ничего не делать, или почти ничего. Зарядить аккумулятор, проверить давление в колесах и поменять масло. В принципе это все что нужно если мотоцикл на зиму консервировали.
А для тех кто не делал этого предстоит провести полное ТО для безопасной и комфортной езды.
Визуальный осмотр
Главное правило — не спешите заводить мотоцикл. Расконсервация мотоцикла после зимы не терпит суеты и спешки. Для оценки его технического состояния перед началом сезона, сначала проведите визуальный осмотр.
Важно! Почти все, о чем будет говориться в статье, подойдет и тем читателям, кто планирует покупать подержанный мотоцикл с рук.
Выкатите мотоцикл на освещенное место и обеспечьте доступ к нему со всех сторон. Внимательно осмотрите его.
Если при первичном визуальном осмотре вы заметили подтеки технических жидкостей, это плохой знак. Необходимо тщательно исследовать каждое проблемное место.
Начнем с воздушного фильтра: Фильтры бывают одноразовые и обслуживаемые. Одноразовые рекомендуется менять перед началом сезона, независимо от того, какой срок службы указал производитель.
С обслуживаемыми фильтрами ситуация немного другая. Их можно достать, очистить и пропитать специальным маслом. При помощи такого масла фильтр удерживает мельчайшую пыль, а более крупные частицы застревают в ткани фильтра. Своевременное обслуживание такого фильтра может продлить его срок службы.
Недостаток воздушно-топливной смеси негативно сказывается на работе двигателя. А пропитка из масла повышает сопротивление фильтра, уменьшая поступление кислорода.
Для визуальной оценки состояния воздушного фильтра откройте вентиляционный короб и достаньте фильтр. Оцените его чистоту и общее состояние. Если есть загрязнения (а после сезона они обязательно будут) очистите фильтр в соответствии с инструкцией, прилагаемой к нему. Если фильтр одноразовый – замените его.
Придерживайтесь следующих правил:
- Не используйте бензин для очистки.
- Не скручивайте и не выжимайте фильтр.
- Не сушите феном и не подвергайте воздействию высоких температур.
- Не используйте машинное масло для пропитки.
Следующим шагом будет диагностика топливной системы: А именно осмотр бака изнутри с фонариком, (мы же все знаем что спичкой в бак светить нельзя, да и к тому-же это не удобно). Если на зиму был заправлен полный бак, то скорее всего ржавчины быть не должно. Если пол бака или же бензина нет совсем то ржавчина будет по любому. А ржавчина это плохо, она забивает топливный фильтр. Для того чтобы от нее избавиться надо слить остатки бензина, обязательно сняв топливный краник. Затем нужно открутить и снять бензобак, наполнить водой около половины. Поболтать и вылить. Повторять данную процедуру пока вся или почти вся ржавчина не покинет бак. После его желательно просушить. Для этого вполне хватит оставить его на солнце. После этого нужно проверить топливный фильтр, так же как и воздушный они бывают одноразовые и обслуживаемые. Если он одноразовый и видно внутли ржавый цвет его нужно поменять. Если же он обслуживаемый то нужно его разобрать и прополоскать бензином. И поставить на место.
Затем осмотр двигателя
На что нужно обратить внимание:
- Наличие подтеков
- Звук работы мотора
Внимательно осмотрите двигатель. На нем нигде не должно быть следов масла или иных технических жидкостей. В первую очередь ищите свежие следы. Если на двигателе они есть, проблема с ним или с каким-либо из узлов, расположенным выше него.
Забегая вперед, скажем, что по завершении визуального осмотра, нужно будет завести мотоцикл. Внимательно слушайте, нет ли в двигателе посторонних звуков: стуков, цоканья и т. д. При малейших признаках неправильной работы заглушите мотоцикл. И начните диагностику двигателя своими силами или обратитесь в сервис.
Проверка и протяжка резьбовых соединений
В периоды хранения и особенно эксплуатации мотоцикла происходит ослабление резьбовых соединений.
На что нужно обратить внимание:
Состояние болтов
В зависимости от условий хранения мотоцикла, есть незначительная вероятность того, что резьбовые соединения ослабли, в связи с перепадами температуры. Чаще всего такое происходит с техникой, которая хранится в неотапливаемом гараже или на улице.
Гораздо чаще ослабление соединений происходит от вибрации во время движения. Если, завершая сезон, вы не проконтролировали состояние болтов – самое время это сделать. Изучите форумы по вашей модели мотоцикла, чтобы узнать проблемные места, требующие повышенного внимания. При отсутствии возможности это сделать, аккуратно протяните все болты, до которых дотянетесь. Чуть больше внимания уделите болтам, которые крепят мотор к раме.
Важно! Ни в коем случае не перетяните. Сорванная резьба это довольно неприятный геморой из-за которого выезд придется отложить
Если во время проверки вы найдете болт, который плохо затянут, советуем полностью выкрутить его и обработать фиксатором резьбовых соединений. Используйте красный фиксатор для тех болтов, которые вы не планируете откручивать. А болты, которые нужно откручивать для замены расходников, лучше промазывать синим фиксатором.
Проверка уровней технических жидкостей
Масло нужно менять каждые 5-7к пробега. И чем чаще те лучше для мотора. Если перед зимой вы меняли масло то его можно не менять сразу. Если же на нем до консервации ездили лучше все-же его поменять даже если еще не отъездили положенное ему расстояние. Поэтому щупом или же если есть смотровое окошко проверить уровень масла. Если есть водяное охлаждение проверить уровень жидкости там. После если тормоза у вас дисковые следует проверить уровень тормозной жидкости, на многих он проверяется через смотровое окошко. По мере износа тормозных колодок, уровень тормозной жидкости падает. если он упал ниже нормы вполне возможно завоздушивание канала. Из-за чего он будет хуже тормозить или же тормоз совсем пропадет. В таком случае нужно прокачивать тормозную систему(как это сделать опишу в другой статье).
После того как сделаем выше написанное следует проверить цепь и звезды.
На что нужно обратить внимание:
- Износ большой и малой звезд
- Состояние цепи
- Натяжение цепи
Обе звезды изнашиваются примерно с одинаковой скоростью. Но большая звезда больше подвержена риску различных повреждений, так как защищена не так хорошо, как малая. Поэтому осмотр состояния звезд целесообразно начинать с оценки состояния задней звезды.
Зубья должны напоминать холмы или волны. Если они больше похожи на острые иглы – срок службы звезды подошел к концу.
Погнутые, обломанные, сильно отличающиеся от других зубья – однозначно указывают на необходимость замены звезд.
Важно! Если финансовые возможности позволяют, рекомендуется менять сразу обе звезды и цепь. Старая цепь быстро «убьет» новые звезды, а старые звезды быстро растянут новую цепь. Проверьте натяжение цепи. Она должна «ходить» на 1—2 сантиметра вверх и вниз. Если люфт больше, подтяните цепь, это может помочь. Но если звезды изношены, вероятнее всего, цепь растянулась и ее натяг будет неравномерным.
Поездки с растянутой цепью, как минимум, не доставят вам удовольствия – мотоцикл будет дергаться. А как максимум – обрыв цепи во время движения.
Также плохой признак, если в местах соединения ее звеньев отсутствует подвижность. Вспомните, как часто вы смазывали цепь во время сезона? Рекомендуется делать это каждые 500 км или после попадания в дождь.
Шины и давление в них
Хорошие шины не раз и не два помогут вам на трассе, особенно в дождь. Ваша безопасность сильно зависит от их состояния.
На что нужно обратить внимание:
- Год выпуска
- Целостность покрышки
- Глубина протектора
- Давление в шинах
Даже если визуально шины выглядят новыми – помните, у них есть срок годности. После его истечения резина начинает трескаться. Чем сложнее были условия эксплуатации и хранения – тем быстрее появятся микротрещины.
Важно! Оптимальный срок службы шин – 3 года. Максимальный – 5 лет.
Если возраст шин в пределах нормы, внимательно осмотрите покрышки обеих колес. На них не должно присутствовать никаких порезов, расслоений и т. д.
Остаточная глубина протектора должна быть не менее 0,8 мм. В противном случае невозможно обеспечить эффективный отвод воды из пятна контакта. Выезд в дождь на такой резине категорические не рекомендуется.
Проверьте давление в шинах. Оно должно соответствовать тому, что указано в техническом руководстве вашего мотоцикла. Часто эти цифры можно найти на раме, маятнике или щитке цепи.
В принципе это все то что необходимо для введения железного коня в строй после зимовки. Если руки растут из правильного места все это можно сделать самостоятельно, но если сомневаетесь лучше найти знающих людей или Сервисный центр где за мзду все сделают за вас. И помните, мотоцикл не прощает ошибок или отношения "и так сойдет". И в случае если что-то стучит нужно остановиться и понять что стучит. Иначе следующий стук будет уже от архангела Михаила