В некоей соцсети (название называть тут не буду) существует группа, посвященная нейросетевым артам научно-фантастического характера. Конечно, там, как и везде, встречается дешевый хлам с девицами в бронелифчиках на фоне пылающих звездолетов и прочий масскультовый трэш.
Но иногда попадаются и действительно интересные работы, которые я всё-таки причислила бы к искусству.
Поскольку в ту сеть без трех волшебных букв не попадёшь, поделюсь одним открытием недавнего времени.
Автор пользуется ником Bellator Sanguine.
Кто он (или она) - понятия не имею. Судя по записям и комментариям в его профиле, он из испаноязычной страны. Названия некоторых работ - тоже на испанском.
Например, вот эта: El destino hará su voluntad, что можно перевести как "Судьба осуществит свою волю", или "Судьба сделает то, что ей будет угодно".
Интересно, что в моей космоопере "Хранительница" неоднократно цитируется уйлоанское выражение "Соллис аккэй" - оно значит примерно то же самое, хотя этимология немного другая: "непременно сбудется ("аккэй") то, что повелели звезды ("соллис")".
Эта картина - квадратная, но обычно Bellator Sanguine предпочитает другой, вертикально вытянутый формат.
Фантазии в стиле барокко
Это, по-моему, просто шедевр. Некая фантастическая Венеция из другого мира, нереальная и в то же время совершенно узнаваемая. О да, вода - именно такая, бирюзовая (знаем, плавали!), а храм вдалеке напоминает собор святого Марка, который нередко заливает море во время наводнений - aqua alta... Возможно, какие-то детали можно было бы "допилить", но это не обязательно.
Фантазия на тему алтаря в барочном соборе "Эврика!" - тоже на грани яви и грезы. Браво той нейросети, которая разбирается в архитектуре барокко, хотя, возможно, ей скормили картинку, по которой она уже вышивала свои узоры.
Далее - из той же барочной оперы, но помрачнее: "Solamente queda una salida" - "Остался лишь один выход".
Что понимается под выходом? Огромная, явно закрытая, дверь без скважин и ручек? Или пространство над зданием - высокое бурное небо?.. Но как туда попасть?.. Наверное, вскарабкаться как-то можно.
Воображение сразу начинает рисовать себе сюжет...
Возможно, где-то в этих прекрасно-ужасных барочных храмах находятся магические часы, с помощью которых можно попасть в прошлое. Они идут не вперед, а назад.
Однако все эти сюжеты - скорее из области фэнтези, чем научной или околонаучной фантастики.
Иные планеты и города
Поехали? Лететь придется долго и далеко, лучше погрузиться в гибернацию на борту межгалактического звездолета. Все удобства, комфорт, индивидуальные отсеки, стерильность, новейшая аппаратура...
Для бодрствующих на борту имеется оранжерея с красивыми и полезными (надеюсь!) растениями.
Впрочем, может быть, это вовсе не на борту. А под водой неведомой планеты-океана. Или под куполом жилого отсека того мира, где местной атмосферой гуманоидам дышать нельзя.
У меня в романе "Тетрадь с Энцелада" описывается такая Дикая зона на Арпадане - экспериментальный парк-оранжерея, где собрана флора и не слишком опасная фауна с разных планет.
Хорошо. А как в других мирах с жилищным вопросом? Урбанизм процветает?..
Где-то как-то.
Почему-то вся архитектура у этого автора растет только вверх. Хотя растет органично. Жутких зарослей из тупых небоскребов, вроде нашего уродливого мутанта Москва-сити, инопланетяне не строят.
Можно ведь взять огромное дерево и украсить его множеством милых домиков.
Нечто подобное описано в "Саге о живых кораблях" Робин Хобб - город в Дождевых чащобах устроен примерно так. Не исключаю, что автор вдохновлялся этой книгой.
Есть и конструкции более авангардного вида. Но тоже устроенные как грибы вроде опят или трутовиков.
А есть и очень приятные экологические поселения, не претендующие на грандиозность. Вот там бы я хотела пожить. Правда, как спускаться на пляжик, не очень понятно. Наверное, способ есть. Или - всякое бывает - может быть, туда вовсе не надо спускаться: в невинном чистом песочке и бирюзовой воде водятся какие-нибудь зловредные мелкие твари.
Я показала лишь часть выловленных мною работ этого автора.
Автора ли, если они созданы при помощи нейросети?
Он/она не пишет, какие ресурсы использовались. Наверное, что-то навороченное, платное и не дешевое. С наскока артов такого качества от сетки не получить. Чтобы добиться сравнимого результата, нужны очень подробные задания, изощренные исходные паттерны и собственный глаз, вкус и рука.
К высокому искусству я бы такую продукцию все-таки не отнесла. Однако для иллюстраций фантастики она, по-моему, отлично подходит. На этих работах можно также потренировать фантазию, придумав, как в школе, "рассказ по картинке".
--
Свою космооперу "Хранительницу" я писала сама, не прибегая к помощи каких-либо нейросетей. Но вот для иллюстраций уже использовала этот ресурс. И для озвучивания аудиоверсии создавала музыкальные ролики с помощью SUNO, причем редко когда пускала в ход полученный результат "как есть". Редактировала, обрабатывала, комбинировала, сокращала, и прочее.
Нейросеть в нынешнем виде - никакая не замена авторскому творчеству, а лишь средство, расширяющее наши возможности.
--
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.
Аудиоверсии шести книг "Хранительницы" выложены на Литмаркете и на Литсовете. При этом "Алуэсса" и "Наследник" выложены платно из предосторожности: так меньше шансов, что их растащат на какие-то левые сайты.
Но на Литсовете есть возможность послушать довольно большой бесплатный отрывок. В "Алуэссе" - 9 глав, в "Наследнике" - 14 глав. Если интересно, послушайте, как я читаю свои тексты и украшаю их музыкальными фрагментами, сгенерированными нейросетью SUNO.
"Двойник" - аудиоверсия пока еще в работе, и в неполном варианте он представлен только на Литмаркете (платно, во избежание утечек).