Найти в Дзене

Стихи, написанные в честь 8 Марта

Как много стихов вы знаете, написанных в честь 8 Марта? Нет, речь идет не о поздравлениях на открытках и не о поздравлениях мам или учителей, которые дети читают на школьных утренниках. Речь идет о стихотворениях, которые написаны поэтами о празднике, как пишут о Рождестве, о 9 Мая или любой другой знаменательной дате. Я смогла вспомнить только два таких стихотворения. Стихи, написанные восьмого марта К сожалению, без картинки не будет видно лесенку Рождественского, а она ведь не случайна. Лесенка показывает, как строка разрывается, но мысль продолжается. На месте разрыва делаем паузу - и вот уже ступенька превращается в слово, которое выделяется ударением. И пауза, и ударение подчеркивают абсурдность утверждений в каждой строке. Наверняка вы сразу вспомнили и про снег зимой, и про Тулу с самоваром. Здесь конструкции того же типа. Обратите внимание, что всё стихотворение представляет собой одно предложение с перечислением абсурдных действий - так абсурдность нарастает (это восходящая
Оглавление
На рисунке названия стихов
На рисунке названия стихов

Как много стихов вы знаете, написанных в честь 8 Марта?

Нет, речь идет не о поздравлениях на открытках и не о поздравлениях мам или учителей, которые дети читают на школьных утренниках.

Речь идет о стихотворениях, которые написаны поэтами о празднике, как пишут о Рождестве, о 9 Мая или любой другой знаменательной дате.

Я смогла вспомнить только два таких стихотворения.

Роберт Рождественский

-2

Стихи, написанные восьмого марта

-3

К сожалению, без картинки не будет видно лесенку Рождественского, а она ведь не случайна. Лесенка показывает, как строка разрывается, но мысль продолжается. На месте разрыва делаем паузу - и вот уже ступенька превращается в слово, которое выделяется ударением. И пауза, и ударение подчеркивают абсурдность утверждений в каждой строке.

Наверняка вы сразу вспомнили и про снег зимой, и про Тулу с самоваром. Здесь конструкции того же типа.

Обратите внимание, что всё стихотворение представляет собой одно предложение с перечислением абсурдных действий - так абсурдность нарастает (это восходящая градация), а в самом конце дается самое сильное, самое абсурдное утверждение - так однажды решить, будто ты полностью разбираешься в женском характере!

Стихотворение написано с завидной долей самоиронии и потрясающим чувством юмора!

Тимур Кибиров

-4

С наступающим!

Восьмое марта близко-близко!
А денежек-то нет как нет.
Вместо букетов и конфет

дарю тебе сию записку!
А в ней хотел бы я сказать,
что ты достойна лучшей доли,
чем по моей и Божьей воле

такие глупости читать.
Что в сей юдоли бесталанной
ты, как я вижу, лучше всех,
что нету участи желанней

делить с тобой и смех и грех!
Хотя в скитаньях несуразных
знавал я дам разнообразных
за три десятка долгих лет,
тебе, мой друг, соперниц нет
средь юных дев и жен прекрасных!

Вон ту любить ― тяжелый крест,
та ― ничего, но без извилин,
у этой ― все, что надо, есть,
но бюст избыточно обилен.

Лишь ты, ах, Делия моя,
ласкаешь глаз, и нос, и ухо,
брожу ли я в ночи под мухой,
лежу ли на диване я.

Так разреши же, друг сердечный,
тебя неистово обнять
и в праздник Женственности Вечной
успехов новых пожелать!

1999

Еще одно замечательное стихотворение, полное юмора и самоиронии.

На самом деле это посвящение любимой женщине, признание в любви. И поговорка "и смех и грех" воспринимается уже не в переносном значении, а как продолжение клятвы "и в горе, и в радости": "нету участи желанней делить с тобой и смех и грех!"
Тимур Кибиров как бы упрощает свое посвящение, лишает его традиционного поэтического пафоса, называя стихотворение запиской, а высокие слова заменяя на нейтральные или разговорные синонимы: сравните
ласкать взор - ласкать глаз, и нос, и ухо (вот такой ухо-горло-нос).

А еще эти трансформированные цитаты, которые тоже сбивают пафос:

Пушкин:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм...

Кибиров:

брожу ли я в ночи под мухой,
лежу ли на диване я.

Пастернак:

Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин...

Кибиров:

Вон ту любить ― тяжелый крест,
та ― ничего, но без извилин...

А Вечная Женственность - это не только про Международный женский день, день борьбы женщин за свои права, но и про ту женственность, что воспета Данте, Гете, и, конечно, про Прекрасную Даму Блока.

Вот последняя строфа:

Так разреши же, друг сердечный,
тебя неистово обнять
и в праздник Женственности Вечной
успехов новых пожелать!

Здесь мы видим стилистический контраст (народно-разговорное друг сердечный, и поэтическое Женственность Вечная, и официальное пожелать новых успехов), который вовсе не делает стихотворение смешным. Кажется, что лирический герой немного стесняется пафоса, но очень искренне поздравляет свою Делию (любимую, музу) с праздником.

Елизавета Полонская

Елизавета Полонская
Елизавета Полонская

Восьмое марта

Только женскими делами
Будет занят этот день.
Пусть сегодня правит нами
Благодетельная лень.
Утро. Солнце. День морозный,
Печка весело трещит.
Город мрачный, город грозный —
Дружелюбный принял вид.
Целый день пробудем вместе
Ты, да я, да рыжий кот.
Пусть на том же самом месте
Тихий вечер нас найдет.
Чистой скатертью покроем
Стол изрезанный — кругом,
Будем завтракать все трое,
Никого не обойдем.
Зимним яблоком желанным,
Молоком — белее льдин,
Чтобы белый и румяный
У меня родился сын.
1923

Елизавета Григорьевна Полонская (1890-1969) - русская поэтесса, переводчица, врач, участница Первой мировой, занималась в литературной студии у Н. Гумилёва, была единственной женщиной в литературной группе «Серапионовы братья».

Не думаю, что она писала о празднике 8 Марта. Официально в 1923 году он еще толком и не праздновался, а уж если и праздновался, то как день борьбы за права женщин. В этом же стихотворении никакой борьбы - только тихое женское счастье.

По-моему, это чудесное совпадение, предвосхитившее современную интерпретацию праздника как праздника весны, любви, нежности и женственности.

Делитесь своими впечатлениями о стихах, а если вспомнили другие стихи о 8 Марта, пишите в комментариях!