Дорогие друзья!
Тема. Предтечи советской фантастики.(1)
Разговор о предтечах советской фантастики(4).
Константин Эдуардович Циолковский(1857-1935).
"В 1887 году Циолковский написал небольшую повесть «На Луне» — своё первое научно-фантастическое произведение. Повесть во многом продолжает традиции «Свободного пространства», но облечена в более художественную форму, имеет законченный, хотя и очень условный, сюжет. Два безымянных героя — автор и его друг физик — неожиданно попадают на Луну. Главной и единственной задачей произведения является описание впечатлений наблюдателя, находящегося на её поверхности. Рассказ Циолковского отличается убедительностью, наличием многочисленных подробностей, богатым литературным языком:
Мрачная картина! Даже горы обнажены, бесстыдно раздеты, так как мы не видим на них легкой вуали — прозрачной синеватой дымки, которую накидывает на земные горы и отдалённые предметы воздух… Строгие, поразительно отчётливые ландшафты! А тени! О, какие тёмные! И какие резкие переходы от мрака к свету! Нет тех мягких переливов, к которым мы так привыкли и которые может дать только атмосфера. Даже Сахара — и та показалась бы раем в сравнении с тем, что мы видели тут."
К. Э. Циолковский. На Луне. Гл.1.
Впечатление после прочтения положительное. Тем более сейчас в начале второй четверти 21 века на фоне второй лунной гонки. Россия отчаянно пытается не отстать от завоеваний СССР, а наверстать и в чём-то обогнать самих себя.
Что касается произведения "На луне", описано достаточно правдоподобно. Сразу виден подход учёного. Циолковский пытался объяснить явления с которыми по его мнению можно встретиться на спутнике Земли.
Правда, без фантдопущений не обошлось. Путешественники по Луне разгуливают без скафандров и только наблюдают стихийные разрушения. Чувствуют себя превосходно. Их беспокоит только страшная жара каждый раз наступающая при восходе солнца.
"Не забывали мы и о грешной своей утробе. Через каждые шесть — десять часов подкрепляли себя пищей и питьем.
С нами был самовар с плотно привинченной крышкой, и мы частенько попивали настой китайской травки.
Конечно, ставить его обыкновенным образом не приходилось, так как для горения угля и лучины необходим воздух; мы просто выносили его на солнце и обкладывали особенно накалившимися мелкими камешками. Поспевал он живо, не закипая. Горячая вода вырывалась с силой из открытого крана, побуждаемая к тому давлением пара, не уравновешенным тяжестью атмосферы.
Такой чай пить было не особенно приятно — ввиду возможности жестоко обвариться, ибо вода разлеталась во все стороны, как взрываемый порох.
Поэтому мы, кладя заранее чай в самовар, давали ему сначала сильно нагреться, потом ждали, пока он, освобожденный от горячих камней, остынет, и, наконец, пили готовый чай, не обжигая губ. Но и этот, сравнительно холодный, чай вырывался с заметной силой и слабо кипел в стаканах и во рту, подобно сельтерской воде."
В статье Юрия Медведева "На границе грядущего с беспредельным" читаем:
"В Боровске тридцатилетний Циолковский создаёт свое первое законченное литературное произведение - фантастическую повесть "На луне" 1887 года.
К. Э. "осмелился объявить" Луну безжизненным мертвым небесным телом (вслед за В.Ф. Одоевским). Созданная им картина мало в чем противоречит современным научным представлениям. Показательно, что некоторые его догадки и предположения подтвердились только в нашем веке - к примеру, характер нагревания и охлаждения лунной поверхности.
Герои повести "На луне" очутились там во сне. "
Точно также герой повести вернулся назад. Он проснулся на больничной койке.
Хочется сказать пару слов о том, что в 1887 году родился ещё один народоволец. Подобно предшественнику Н. Кибальчичу неразрывно связанный с творческими идеями Константина Эдуардовича. В чём-то этот народоволец также был предшественником, но больше последователем. Им был Николай Александрович Морозов.
В той же статье читаем: "Одним из самых ревностных почитателей идей Циолковского был народоволец Н.А. Морозов(1854-1946). Судьба его фантастична. Ещё юношей он вёл революционную пропаганду, преследовался охранкой, эмигрировал, встречался в эмиграции с Карлом Марксом, по возвращении в Россию примкнул к террористическому крылу организации "Земля и воля".
"В 1882 году на "Процессе двадцати" Морозов был приговорён к бессрочной каторге, до 1905 года находился в заключении в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях. В общей сложности провёл в царских тюрьмах около тридцати лет, 25 из которых - в непрерывном заключении."
Несмотря на такой послужной список, прожил долгую жизнь. Являлся популяризатором науки.
Пытался переписать всемирную историю. Мягко сказать, это ему не очень удалось. Находясь в тюрьме, много написал научных фантастических вещей. В частности, описал явления невесомости ещё до Циолковского. В работе Периодические системы строения вещества, в которой содержится предвидение основных фактов атомной физики.
" Первым Морозов выдвинул гипотезу о космическом, или межзвездном магнитном поле слабой напряжённости - за четверть века до Ферми. Ему принадлежит и первое в отечественной литературе описание состояния невесомости(1882 г., рассказ "Путешествие в мировом пространстве"). "
"В 1878-79 г., живя в Рязани, К.Э. Циолковский разрабатывал вопросы межпланетных сообщений. В его архиве в Академии наук СССР хранится (относящаяся к этому времени) небольшая школьного формата тетрадка на 18 страницах. В связи с этой работой он тогда же производил опыты с помощью самодельных приборов — главным образом ротативной машины.
Используя подопытных мышей, цыплят, а также насекомых, К.Э. Циолковский определял — какое действие оказывает ускорение силы тяжести на живые организмы. В этой, юношеских лет, тетрадке будущий ученый записывает соображение о желательности постановки других опытов и исследований, делая эскизы и схемы новых приборов для этой цели.
Записи в этой тетрадке явились черновиками монографии «Свободное пространство», которую он написал, уже живя в г. Боровске, где К.Э. Циолковский работал с 1880 г. учителем арифметики и геометрии в начальном училище."
Приятного чтения!