Приветствую вас, дорогие подписчики и гости канала!
Сегодня я хочу рассказать вам о замечательном сером здании с фигурами рыцарей, которое расположено напротив театра Вахтангова на Арбате. Это не просто архитектурный памятник — это бывший доходный дом промышленника Якова Филатова, который хранит в себе множество интересных историй.
Давайте заглянем в прошлое! В XIX веке этот участок земли принадлежал известной семье Толстых. Однако в 1912 году судьба участка изменилась, когда его приобрел купец Яков Филатов, специализировавшийся на торговле электротехникой и водопроводными приборами. Филатов задумал построить на этом месте доходный дом, и для реализации своей идеи он пригласил талантливого архитектора Валентина Евгеньевича Дубовского.
Архитектор черпал вдохновение в старинной европейской архитектуре, в частности, в средневековых соборах и замках. Результатом его труда стал великолепный неоготический стиль здания, украшенного изысканной лепниной и витражами. Семиэтажный дом стал самым высоким строением на Арбате и даже вошел в десятку московских небоскребов своего времени. А свое название он получил благодаря двум величественным скульптурам рыцарей на фасаде, которые привлекают внимание прохожих издалека.
Дубовской, создавая фасады этого великолепного здания, вдохновлялся сценами из жизни средневековой знати, мастерски используя геральдические символы, которые придавали постройке особую респектабельность и величие.
На фасаде, на углу, выходящем на Арбат и Калошин переулок, Валентин Дубовской “поселил” двух рыцарей. Их прекрасно видно, их всегда показывают туристам и рассказывают разные истории и легенды, как про них, так и про сам этот прекрасный дом.
Если рассмотреть симметричную нишу на другом углу (Арбат и Кривоарбатский переулок), то можно увидеть не только стилизованный “геральдический” герб, но и какой-то, как представляется, на первый взгляд орнамент с внешней стороны колон. Слева от колонн, если рассмотреть ближе то , о чудо !
Орнамент превращается…. в совершенно фантастических бестий! На нём отчетливо виден чешуйчатый хвост, и лапы…
Но и на этом бестиарий Валентина Дубовского на Арбате 35 не заканчивается. Под самой крышей на фасаде, выходящем в Кривоарбатский переулок, есть….единорог! И кто теперь скажет что дом 35 на Арбате – это «просто» Дом с Рыцарями ?
Это здание было предназначено для состоятельной публики, и внутри его скрывались просторные помещения, залитые светом благодаря витражам, а уютные кожаные кресла приглашали отдохнуть. Мраморные лестницы с элегантными дубовыми перилами вели к роскошным квартирам, каждая из которых состояла из 5–6 комнат и имела отдельные помещения для прислуги. Стены и потолки украшали изысканные росписи, созданные талантливым театральным художником Игнатием Игнатьевичем Нивинским, который ранее сотрудничал с известным Дубовским. Это место было настоящим произведением искусства, отражающим богатство и утонченность своего времени.
После революции 1917 года в Доме с рыцарями произошло заметное преобразование: квартиры стали уплотнять, и в них начали селиться по нескольку семей. В советский период это здание обрело популярность, став настоящей жемчужиной столицы. С 1920 года напротив расположился Театр имени Евгения Вахтангова, который быстро завоевал сердца зрителей. Слава о Доме с рыцарями вышла далеко за пределы Арбата — сюда приезжали гости со всей страны, чтобы насладиться театральными представлениями.
О здании даже писали стихи и песни; поэт Евгений Агранович, например, вдохновился его образом:
«Последний рыцарь на Арбате
Стоит на доме тридцать пять.
Он понапрасну время тратит,
Других стараясь отыскать.»
Не остался равнодушным к этому месту и Михаил Булгаков. Писатель часто посещал Театр имени Вахтангова, где в 1926 году была поставлена его пьеса «Зойкина квартира». По легенде, один из рыцарей стал прототипом для персонажа Коровьева-Фагота из романа «Мастер и Маргарита», который появился в одной из кульминационных сцен произведения.
В 1975 году дом был расселен и передан министерству культуры СССР. А в 1990 году здесь открылся Дом Актера.
Сегодня большая часть здания занята офисами, но его история продолжает жить в памяти москвичей и любителей театра.
Всем добра.
Подписки и лайки приветствуются. До встречи.