Представьте: паренёк, оставшийся сиротой в 13 лет, рисует этикетки для шоколада «Эйнем» — да-да, тех самых «Мишек в лесу». А потом вдруг становится тем, кого Сталинская премия находит сама.
Николай Плотников - не просто имя из учебника. Это человек, который мог бы снять шляпу и сказать: «Жизнь - пьеса, но я её переписал». И если вы думаете, что его путь усыпан розами, то ошибаетесь. Там были и шипы, и осколки войны, и даже... конфетные обёртки.
Детство: Когда судьба сыграла в «русскую рулетку»
В 1910 году Коле Плотникову исполнилось тринадцать. И всё, что у него было - семья из восьми детей, отец-парикмахер с любовью к стихам и гитаре, мать, сестры – все это рухнуло в одночасье. Чахотка, разрыв сердца, убийство из ревности... После такого даже Достоевский бы призадумался. Младших детей забрала тётка, а Коля отправился в Петербург к дяде-литографу.
Ирония судьбы №1: Будущий мастер сцены начал с того, что растирал тушь и бегал за водкой для мастеров. Но уже тогда дядя разглядел в нём талант: отправил в школу Штиглица (ныне знаменитая «Муха»), где Плотников стал литографом. Его первые «шедевры» - реклама пива Калинкина и этикетки для «Сиу». Представляете? Сегодня эти раритеты коллекционеры бы рвали с руками!
Армия, революция и... театр: Где тут логика?
В 1916 году Николай надел шинель. После ефрейторской школы - на фронт, затем госпиталь, а после - в «митингующую» армию. Но вместо того, чтобы стать ярым большевиком, он вернулся в Москву... в ту же литографию.
Ирония судьбы №2: В 1918 году, когда страна рушилась, Плотников записался в театральную студию МХАТ. Кто-то голодал, а он учился у Михаила Чехова! Потом - Вяземский народный театр. Вот так: вчерашний солдат, а сегодня - актёр, который за хлеб играет классику.
Театральная карьера: От «Ревизора» до Ленина
С 1922 года Плотников в 4-й студии МХАТ (позже - Реалистический театр). Тут его талант открылся: Земляника в «Ревизоре», Шмага в «Без вины виноватые», а позже - сам Ленин в «Человеке с ружьём».
Но не всё так гладко: В 30-е годы театры стали политическим инструментом. Плотникову, чтобы выжить, приходилось играть в спектаклях, восхваляющих режим. Его Шкуро в «Олеко Дундич» или Козловский в «Русских людях» - это не только искусство, но и компромисс.
«Он не избегал грязи эпохи, - скажу я вам. - Он шёл через неё, чтобы остаться на сцене».
Кино: От «злодея» до академика
В кино Плотников начал с эпизодов: председатель собрания в «Делах и людях» (1932), шпик в «Белеет парус одинокий» (1937). Но уже в 1938-м грянул успех: Эдгар Оппенгейм в «Семье Оппенгейм». Потом - Сталинская премия за роль Ермилова в «Клятве» (1946), где он играл простого рабочего, верного партии.
А вот и тень: Многие его персонажи были «правильными» - комиссар Гуров в «Сталинградской битве», Браухич в «Падении Берлина». Но разве это его вина? Кино тогда было пропагандой, а он - виртуозом, который даже в шаблонах находил глубину.
Фильм-исповедь: «Твой современник» (1967). Учёный Ниточкин, которого сыграл Плотников, - это рефлексия о цене прогресса. За эту роль он получил приз в Карловых Варах.
Педагог: Учитель, который не боялся бунта
С 1932 года Плотников преподавал в ГИТИСе, ВГИКе, «Мосфильме». Его ученики вспоминали: «Он не давал готовых рецептов. Заставлял думать, даже если это опасно».
Парадокс: Член КПСС с 1954 года, он втайне поощрял студентов искать «человеческое» в ролях, а не только «идеологическое». Возможно, поэтому его Ленин в «Прологе» (1956) был не иконой, а живым человеком.
Семья: Сын, который не пошёл по стопам
Сын Сергей стал философом, профессором МГУ. Говорят, Николай Сергеевич гордился, но сокрушался: «В театре душа, а в философии - ум». Возможно, это была его личная драма: гениальный актёр, чей наследник выбрал другой путь.
Уход: Когда занавес закрывается
Он умер в 79-м, оставив после себя 60 лет на сцене и улицу имени себя в Вязьме. Похоронен на Новодевичьем - среди таких же титанов.
Но вопрос в том: Что важнее - его роли или то, как он выстоял? Пройти войну, революцию, цензуру и всё равно выходить на сцену... Это ли не подвиг?
______________________
Николай Плотников - не памятник, а человек, который смеялся, страдал и ошибался. Его жизнь - урок: даже когда мир рушится, можно играть. Но не притворяться, а проживать.
Пишите в комментариях, ставьте лайк, если статья зацепила. И подписывайтесь - у нас ещё много историй о тех, кто не просто жил, а создавал эпоху.