Найти в Дзене

О человеческой глупости, флотских экипажах и морской пехоте

Как вы, наверное, догадались, я снова хочу вернуться к устоявшемуся в народе мифу про участие моряков в Великой Отечественной войне. Дескать сходили наши моряки с кораблей, чтобы бить фашистов на суше, и так храбро сражались они, что при одном виде бойцов в тельняшках и бескозырках немцы бежали прочь, называя морскую пехоту советскую «чёрной смертью». Конечно, любой думающий человек сразу бы задал очень неудобные вопросы. Как-то, откуда набрали столько людей с кораблей, если все экипажи флотов были намного меньше численности сформированных бригад и батальонов морской пехоты. Не говоря уж про морские стрелковые бригады, которые почему-то тоже приписывают к морской пехоте. Я уж не говорю про столь крамольный вопрос о том, чем собственно моряки на суше лучше обычные пехоты? Учат то их совсем другому, и это сильное заблуждение, что пехоту особо учить не надо, поскольку бежать в атаку с криком «Ура!» любой сможет, а остальное они узнают на политинформации. То есть, в Красной Армии как раз

Как вы, наверное, догадались, я снова хочу вернуться к устоявшемуся в народе мифу про участие моряков в Великой Отечественной войне. Дескать сходили наши моряки с кораблей, чтобы бить фашистов на суше, и так храбро сражались они, что при одном виде бойцов в тельняшках и бескозырках немцы бежали прочь, называя морскую пехоту советскую «чёрной смертью». Конечно, любой думающий человек сразу бы задал очень неудобные вопросы. Как-то, откуда набрали столько людей с кораблей, если все экипажи флотов были намного меньше численности сформированных бригад и батальонов морской пехоты. Не говоря уж про морские стрелковые бригады, которые почему-то тоже приписывают к морской пехоте. Я уж не говорю про столь крамольный вопрос о том, чем собственно моряки на суше лучше обычные пехоты? Учат то их совсем другому, и это сильное заблуждение, что пехоту особо учить не надо, поскольку бежать в атаку с криком «Ура!» любой сможет, а остальное они узнают на политинформации. То есть, в Красной Армии как раз такой пехоты хватало, но и ходила она в атаку один раз, в результате дав огромные потери по итогам войны.

Но мы давайте сейчас о другом. Одним из серьёзных факторов, который помогает поддерживать эту легенду является то, что бо́льшая часть личного состава и частей морской пехоты, и морских стрелковых бригад поступал с флотских экипажей. Что многие люди путают с экипажами боевых кораблей.

Давайте разъясним же о чём идёт речь.

Для этого немного окунёмся в историю флота. К самому его основанию, считая таковым эпоху Петра Великого. В то время организация флота существенно отличалась от современной и с нынешней точки зрения всё выглядело несколько странной.

Личный состав флота делился на экипажи — флотские (корабельные и гребные), ластовые, мастеровые (рабочие) и комиссариатские. Все, кроме флотских, служили на берегу, хотя ластовые, вроде, могли и нести службы на вспомогательных кораблях.

А вот из флотских формировались команды конкретных кораблей, одного или нескольких. Линейный корабль мог потребовать целый экипаж, а если речь шла про корабли поменьше, то один экипаж мог давать состав для нескольких команд. То есть чёткой привязки личного состав к конкретному кораблю не было, для плаванья формировалась команда, которая после похода оставляла корабль.

Согласитесь, что такая система комплектования кажется не совсем разумной. Но, было именно так. Хотя, как я понимаю, постепенно к конкретным кораблям приписывались уже конкретные люди. В начале ХХ века система начала меняться, а после революции, как написано в книгах по истории флота, система экипажей была упразднена.

Что вроде бы не совсем верно, поскольку экипажи, как структурные единицы сохранились, хотя сама система комплектования существенно изменилась. Корабли имели уже постоянный экипаж, иногда и два (особенно в подводном флоте). А такие структуры как флотские экипажи и полуэкипажи имели немного схожую с прежней функцию. Они занимались подготовкой пополнения.

Если самым простым языком, то мобилизованные военкоматами люди, которых отправили служить на флот, должны сначала куда-то попасть. В сухопутных войсках они попадали в запасные или учебные бригады и дивизии, или в депо-дивизии, или ещё какое-то название могло быть. А в военно-морском флоте мобилизованные попадали в флотские экипажи и полуэкипажи. Где уже разбирались, куда их дальше направить. Надеюсь, понятно, что без такой структуры существовать невозможно. Именно во флотских экипажах людей распределяли по кораблям или другим многочисленным структурам флота, там же готовили пополнение.

Но после начала войны специфика работы несколько изменилась. Поскольку морских сражений флоты особо не вели, а вот для войны на суше флотам потребовалась своя пехота для защиты баз. Ибо надежды на сухопутные войска было мало — у тех свои проблемы. А где флотскому командованию изыскивать людские резервы? Конечно, на военно-морских базах были свои пехотные, охранные, караульные, конвойные и прочие подразделения, которые можно было превратить в пехоту. Можно было сократить разные береговые службы, направив высвободившийся личный состав воевать в пехоте. Были и всякие учебные части, которые тоже можно было использовать. И это делали, но, во-первых, людей можно было высвободить не так много. Во-вторых, подготовки пехотной у них не было, со всеми вытекающими. Хотя эта проблема общая для начала войны.

А вот самым подходящим резервом и были флотские экипажи, ибо в них были люди, которым ещё место на флоте не определили. Мало того, вскоре они (экипажи) заработали именно с целью формирования кадров и пополнения для морской пехоты. А затем ещё и стрелковые бригады стали формироваться, которые чуть позже назвали морскими. Основной силой морских стрелковых бригады были выздоравливающие из госпиталей. Но почти треть личного состава давал флот. А кого давал флот? Ну, во-первых, разных специалистов — артиллеристов, инженеров, медиков, связистов. Их набирались по береговым частям флота, хотя кто-то мог попасть даже и из экипажей кораблей. Но тут надо понимать, что на корабле лишних людей нет, и никаких резервов человеческих среди экипажей боевых кораблей нет. Тем более, если вспомнить, что на линкоре экипаж в тысячу с небольшим человек, а одна стрелковая бригада — это четыре-пять тысяч.

Так вот, во-вторых, флот давал и пехоту в формирующиеся бригады. Но откуда он её брал? А всё очень просто — люди поступали из военкоматов. Кому-то покажется, что это странно — призывать людей на флот, чтобы потом передать их в пехоту. Но это кажущаяся странность. Для формирования десятков бригад, нужны структуры, которые этим будут заниматься. И которые в армии и так перегружены — фактически заново формировали всю Красную Армию. Но это как раз функция флотского экипажа — собирать людей, формировать их них команду и отправлять уже в место формирования бригады. Тем более, что флот особой работы флотских экипажей для своих нужд не требовал, и структура оказалась не полностью задействована.

То есть флот в результате поставлял в действующую армию личный состав, который ничем не отличался от того, что приходил из запасных частей РККА. Просто «маршрут» был другой.

Я как-то из интереса посмотрел биографии награждённых одной из морских стрелковых бригад, сейчас не вспомню какой именно, но это и не важно. Так вот, из почти трёх десятков человек, только трое поступили с Тихоокеанского флота и Амурской флотилии. Причём из этих троих один до призыва ходил на рыболовных судах немного (в силу крайней молодости) и один проходил срочную на Черноморском флоте.

Почему-то я не нашёл (может плохо искал?) перечень флотских экипажей и полуэкипажей во всех имеющихся перечнях войск. Там ведь был такой интересный, как, например, Ярославский (где Ярославль, а где море?!), и, видимо, анализируя список можно ещё много интересного увидеть. Если у кого есть такая информация, то буду весьма признателен, коль поделитесь на почту nwt@nweb.su

Я же на этом завершаю, рекомендую мою статью:

Загадочные морские стрелковые бригады Красной Армии