Вот про Олега, который правил Русью с переменным успехом после Рюрика (то ли родственник, то ли просто кентовались), известно вообще довольно много, потому что у нас есть версия летописи "Повесть временных лет", есть версия Новгородской первой летописи, и есть сведения у российского историка 18 века Татищева, который вообще ссылается на Иоакимовскую летопись, которую, судя по всему, сам же и написал - чтобы было на что ссылаться.
Как видимо, приёмчики у кандидатов и докторов наук за три сотни лет особенно не поменялись.
В общем, Повесть временных лет называет Олега Вещим. На мой взгляд это тоже из разряда издевательских прозвищ, ну как, например, назвать Бориса Ельцина Трезвым. Потому что единственное, что запоминают школьники в пятом классе - корабли на колёсах, потому что это "нифигасе мужик придумал", а второе - то, что князь по кличке Вещий (то есть ведающий будущее), по какой-то причине не поверил в пророчество, попытался его по-детски обдурить и помер, побеждённый пресмыкающимся гадом. То есть он вообще-то должен быть Олег НеОсобоВещий. Дети получают первый когнитивный диссонанс.
Вот вам Рюрик в козырной красной шапочке, вот младенец Игорь, вопросительно смотрящий на папу, а вот тянет грабку к младенцу господин Олег, второй рукой на всякий случай держа наготове меч (видимо, на случай, если младенец вздумает быкануть).
В общем, Рюрик передал власть регенту Олегу при малолетнем Игорьке (Замечаете, как имена становится чуть более приемлемыми с каждым поколением? Прямо вплоть до Владимира Святого.) Олег решил, что Ладоги мало и надо итить в Киев, который раньше был мать городов русских, а теперь просто мать-перемать.
Смотрите, как надо тайно на лодке ездить. Вот так.
Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этой истории. Олег высаживает своих викингов в высокие киевские кусты, сам прикидывается больным поносами и отправляет Аскольду с Диром телеграмму, что везёт им много разных цацок и прочего орифлейма. Падкие на цацки и кружевные трусики (заметили, что мало кто меняется в мире?) киевские властители пришли, и тут Олег, якобы преодолев приступ поноса, закричал: "Я Олег-князь! А это вот рядом с поносами - Игорь Рюрикович-князь!" а Игорь закричал: "Уаааа!". И убил Аскольда и Дира. И сел в Киеве на борщах и горилке. И обложил Новгород пошлинами, как Трамп Канаду. И получил контроль на вкусным путём из варяг в греки.
Ну, с этим портретом понятно, что сплошное историческое несоответствие.
Следующие 25лет Олег ведёт себя в Киеве вполне по-норманнски: древляне, северяне, радимичи - все эти племенные союзы теперь крышует Киев, а не какие-то вонючие хазары, у которых верхняя знать вообще исповедует иудаизм, прости господи.
А вот потом наступает 907 год - Олег решает пощипать бизнесменов покрупнее и нападает на Царьград (Константинополь, понятное дело). Это событие уже покрупнее, и отражено не только в наших, но и во всяких ихних источниках.
Хитрый император Лев Шестой Философ приказывает перегородить гавань цепями, чтобы русские викинги не полезли в сам город, а резвились в пригородах, но Олег оказался ещё хитрее и придумал пристегнуть колеса к кораблям.
Честно говоря, это звучит так глупо, что мне на это даже сказать нечего. Комментировать - только портить.
Видите, как Олег пальчиком изящно показывает, куда ему положить валюту и прочие приятные вещи? В центр ладошки, конечно же!
Греки таких изобретательных извращенцев боялись как огня, поэтому откупились данью, лишь бы эти гении убрались подальше. И тут Олег повесил свой щит, щедро смазанный бобровой струёй, прямо на врата Царьграда, мол - я нюхал, а теперь вы нюхайте!
В 912 году Олег решает, что с него хватит, и идёт глумиться над пророчеством, которое ему до этого смеха ради рассказали в кабаке, что его до смерти закусает конь.
Олег посмеялся, но на всякий случай сделал коню смертельно.
А спустя четыре года, вспомнив, про пророчество, нашел череп коня, чтобы поглумиться, как взрослый мужик над несчастной животиной, а из черепа выползла змея и отхватила Олегу половинку туши. И помер он, конечно, куда деваться.
Мне тут вот очень нравится ехидно-удивлённый вид конского черепа.
Кстати, это тоже очень архетипическая история: точно также помер, например, викинг Орвар Одд из Саги об Орваре Стреле, то же самое рассказывает легенда о сэре Роберте де Шурландеа, да и наверняка ещё найдётся в сусеках, если поскрёбать хорошенько.
Такой вот был Олег. И тут интересно, а дальше ещё интереснее...