В своем давнишнем послании федеральному собранию еще в 2018 году Путин чуть ли не половину своего выступления неожиданно посвятил рассказу о новых видах вооружений, среди них была
Жидкостная МБР "Сармат".
Путин отметил:
"Сармат» способен атаковать цели как через Северный, так и через Южный полюс. Но мы этим не ограничились, начали разработку таких новых видов стратегического оружия, которые вообще не используют баллистические траектории, а значит системы ПРО против них бессмысленны"
Ему вторил командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев:
"беспрецедентная» масса полезной нагрузки и универсальность боевой платформы ракеты «Сармат» позволяют оснащать ее разделяющуюся головную часть всеми типами боевых блоков, включая перспективные"
И вот наконец, после многочисленных сдвигов сроков вправо в феврале 2024 Путин заявил:
"В войска поставлены и первые серийные тяжелые баллистические ракеты "Сармат". Мы скоро продемонстрируем их в районах базирования на боевом дежурстве"
Многие помнят, как на том послании весной 2018 были показаны бросковые испытания ракеты РС-28 «Сармат». До этого, с ноября 2017 года по февраль 2018 года, были проведены четыре неудачных запуска; ракеты пролетели максимум 35 километров. С 2022 года Минобороны также не отчитывалось об успешных пусках ракет «Сармат». По данным американского канала CNN, неудачными также были испытания в феврале 2023 года,
«Как видно из видеоматериалов, он способен атаковать цели как через Северный, так и через Южный полюс. „Сармат“ — это очень грозное оружие, в силу его характеристик никакие, даже перспективные системы ПРО ему не помеха» (Путин, 2018)
ТТХ и боевые возможности
В случае доставки 10 боеголовок их мощность оценивают в 750 килотонн в TNT каждая. Некоторые эксперты предполагают, что при этом речь идёт об обычных боеголовках; если же будут использоваться маневрирующие гиперзвуковые боеголовки Ю-71, то их будет три, каждая из которых будет весить около тонны. «Сармат» не первая ракета, разные версии которой имеют столь отличающиеся характеристики полезной нагрузки и дальности, так как эти параметры взаимосвязаны. Ракета с одним и тем же весом 180 тонн может иметь дальность в зависимости от массы БЧ - 10 тыс. и 15 тыс. км, Кроме боеголовок существенный лимит веса отводится для традиционных комплексов преодоления ПРО, таких как ложные цели.
И всё же. По заявлению (лет этак 15 назад) генерального конструктора МИТ Юрия Соломонова для военной ракетной техники ракеты с ЖРД это путь в никуда, так как "жидкотопливные ракеты — это позавчерашний день".
О как! А нам такая ракета преподносится как невероятный прорыв и успех, у которого нет аналогов. Теперь понятно почему их нет.
Для мирного космоса жидкостные ракеты это "рабочая лошадка" (водород- кислород, керосин- кислород,…), но не для военной и ракетной техники.
Требуется мелькоскоп, чтобы разглядеть в чем здесь аналоГовнетность и чудо.
Видимо в большой дальности и большой БЧ.
Это многоступенчатая жидкостная (!) межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования, которая идет на замену советской (ныне украинской) ракете Р-36М2 "Воевода", которую изготавливали в Днепропетровске на "Южмаше" и которая много лет находится на вооружении российских РВСН.
Ввиду того, что Украина давным-давно, еще задолго до конфликта, отказалась сотрудничать по "Воеводе" россиянам пришлось самим огород городить, вспоминая как надо такие ракеты делать. Увы, получалось не очень, из-за утраты технологий, из-за проблемы с ЖРД (используется модернизированная версия двигателя РД-264 - это 4-камерный ЖРД замкнутого цикла на высококипящих компонентах топлива) и не только это. И что особенно печально - эта МБР, составляющая часть ядерной триады, это не какие-то тактические "кинжалы" и "цирконы". Вот что сказал Юрий Соломонов:
"Задача преодоления современной ПРО жидкостными ракетами нерешаема, так как они не адаптивны к таким системам, получившим элементы космического базирования. Такие ракеты имеют очень большой активный участок работы первых ступеней и большую высоту полета, на которой могут быть перехвачены".
Академик также заявил, что ракеты, подобные Р-36 или Сармат, являются «довольно лёгкой жертвой» для ПРО по сравнению с твердотопливными ракетами, которые значительно легче, а потому пригодны для пуска даже с мобильных установок и имеют более короткий разгонный участок. Это важно.
Более короткий разгонный участок имеет существенное значение для устойчивости против ПРО, так как разделение боеголовок и выброс ложных баллистических мишеней возможны лишь после окончания разгона.
Беда в том, что при поражении ракеты на разгонном участке уничтожается сразу весь комплект боеголовок. При этом крупная жидкостная МБР именно из-за большого времени разгона представляет собой намного «более простую» цель для средств ПРО чем ракеты с РДТТ. Здесь трудно возразить академику-ракетчику.
Время готовности комплекса ракет с РДТТ короткое, оно не измеряется десятками минут, как у ракет с ЖРД, оно порядка одной-полутора минут, а то и меньше. Американская МХ покидает шахту после получения команды «пуск» через 30 сек., российский «Тополь‑М» не менее быстро.
Увы и ах, многочисленные "иксперды" заявляли и продолжают заявлять, что опасения Юрия Соломонова по поводу уничтожения жидкотопливной ракеты "на разгоне" в случае МБР «Сармат» (как и любой российской шахтной ракеты) не работают. "Даже старые жидкотопливные ракеты заканчивают разгон не далее 300 километров от своей шахты. То есть он наберет нужную скорость еще в глубине территории России, где американской ПРО нет. У новой ракеты к тому же уменьшенное время работы двигателей, считанные минуты ( с чего бы?). То есть она в этом смысле еще менее уязвима".
Налицо неумелая похвальба. Двигатели всё те же - РД-264, разработанные В. Глушко в химкинском КБ "Энергомаш" еще в 1973-77 годах, и топливо всё то же -это НДМГ + АТ.
Жидкостные ракеты сложны в обслуживании, их невозможно хранить заправленными, и, соответственно, подготовка к пуску занимает много времени. К тому же сам этот процесс также довольно непростой, и при ошибке может привести к аварии. Особенно с топливом на быстро кипящих компонентах . Что и произошло осенью 2024.
Боевое дежурство
Первые серийные тяжелые баллистические ракеты "Сармат" поставлены в войска, Россия скоро продемонстрирует их в районах базирования на боевом дежурстве (Путин)
И действительно, как и обещал, вскоре продемонстрировал.
Осенью 2024 на космодроме Плесецк в Архангельской области произошел взрыв. Были опубликованы снимки со спутника Planet Labs от 21 сентября, на которых видны кратер от взрыва на полигоне и пожарные машины. OSINT-исследователи предположили, что это могли быть испытания ядерной межконтинентальной ракеты РС-28 «Сармат» шахтного базирования.
Об этом свидетельствуют спутниковые снимки, на которых видна воронка на месте одной из пусковых площадок космодрома. Спутниковые снимки этого места, сделанные в июле и 23 сентября, были изучены. На них видно, что часть стартового комплекса очень сильно повреждена. "Испытания РС-28 "Сармат" оказались полным провалом. Ракета взорвалась в шахте, оставив огромный кратер и уничтожив испытательный полигон".
Соломонов прав, принятие на вооружение «Сармата» — крупная стратегическая ошибка. Впрочем, доводы так и не были услышаны. Во многом благодаря лоббизму соответствующих «жидкостных фирм» вопрос о жидкостной МБР Сармат был решен положительно. Восклицания - как много боеголовок громадной мощности! Какая дальность! Сколько ложных целей! - затмили контр-аргументы.
Эксперты британского издания Military Balance считают, что комплекс «Сармат» не способен «изменить правила игры» и не обеспечит России успешного и немедленного контр-наступательного ядерного удара.
Вывод:
К утверждению, что МБР "Сармат" испытана, запущена в серию и поставлена на боевое дежурство надо относиться с известной долей скептицизма. Летает ли она - вот в чём вопрос?
Литература:
Добровольский М. "Жидкостные ракетные двигатели. Основы проектирования"
Шапиро Я.М, Мазинг Г.Ю., Прудников Н.Е. «Теория РДТТ»
Соломонов Ю. С., Николаев Ю. М. "Инженерное проектирование УБР с РДТТ"
Колесников С.Г. "Стратегическое ракетно-ядерное оружие"
Абрамович Г.Н. "Прикладная газовая динамика"
Интернет-ресурсы.
О ракете "Орешник" можете прочитать здесь.
О комплексе "Кинжал - здесь.
********************************************************