Найти в Дзене

Нежность весенних цветов в поэзии и живописи к Международному женскому дню

Международный женский день – праздник весны, женственности и красоты.
И эта волшебная пора вдохновила меня на создание особенной подборки нежности и обаяния в подарок моим милым читательницам.
Сегодня я приготовила для вас радость встречи с весенними цветами – этими нежными созданиями, которые, словно зеркало, отражают женственность и хрупкость.
Каждый цветок уникален, как и каждая из прекрасных дам. И что может быть чудеснее, чем наблюдать, как подснежники робко выглядывают из-под снега и распускаются ландыши, как играют на солнце лепестки тюльпанов и кивают головками нарциссы, как крокусы и фиалки раскрашивают мир яркими красками. Приглашаю вас вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным (1799-1837) в «сад веселый», который воспел юный поэт в стихотворении «Городок»: Александр Пушкин
Городок (отрывок) …
Окошки в сад веселый,
Где липы престарелы
С черемухой цветут;
Где мне в часы полдневны
Березок своды темны
Прохладну сень дают;
Где ландыш белоснежный
Сплелся с фиалкой нежной
И быстрый
Оглавление

Международный женский день – праздник весны, женственности и красоты.
И эта волшебная пора вдохновила меня на создание особенной подборки нежности и обаяния в подарок моим милым читательницам.
Сегодня я приготовила для вас радость встречи с весенними цветами – этими нежными созданиями, которые, словно зеркало, отражают женственность и хрупкость.
Каждый цветок уникален, как и каждая из прекрасных дам. И что может быть чудеснее, чем наблюдать, как подснежники робко выглядывают из-под снега и распускаются ландыши, как играют на солнце лепестки тюльпанов и кивают головками нарциссы, как крокусы и фиалки раскрашивают мир яркими красками.

Приглашаю вас вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным (1799-1837) в «сад веселый», который воспел юный поэт в стихотворении «Городок»:

Александр Пушкин
Городок (отрывок)


Окошки в сад веселый,
Где липы престарелы
С черемухой цветут;
Где мне в часы полдневны
Березок своды темны
Прохладну сень дают;
Где ландыш белоснежный
Сплелся с фиалкой нежной
И быстрый ручеек,
В струях неся цветок,
Невидимый для взора,
Лепечет у забора.
….
1815

Владимир Токарев. Весенние цветы. 1964. Картон, масло. Калининградский областной музей изобразительных искусств / Владимир Фёдорович Токарев (1918-1988) – российский, советский художник, представитель ленинградской школы живописи
Владимир Токарев. Весенние цветы. 1964. Картон, масло. Калининградский областной музей изобразительных искусств / Владимир Фёдорович Токарев (1918-1988) – российский, советский художник, представитель ленинградской школы живописи
Владимир Токарев. Весенняя сказка. 1971-1975. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Владимир Токарев. Весенняя сказка. 1971-1975. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

Подснежники

Подснежники дарят нам ощущение весны, их нежные белые и синие головки, склоненные к земле, символизируют надежду. Ведь по легенде, когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел снег и Ева мерзла. Тогда снежинки её пожалели и превратились в цветы, чтобы подарить первым людям надежду на лучшее.
В России принято все первоцветы называть подснежниками. Поэтому не нужно удивляться, когда на картинах пролески, анемоны, печеночницы и даже фиалки называют подснежниками.

А Фёдор Кузьмич Сологуб (Тетерников, 1863-1927) задается вопросом, зачем подснежник «в одежде голубой… спешит» пробиться сквозь снег:

Федор Сологуб
Под кустами снег лежит...

Под кустами
Снег лежит,
Весь истаял
И сквозит.
Вот подснежник
Под ольхой, –
Он в одежде
Голубой.
Для чего ж он
Так спешит?
Что тревожит?
Что томит?
19 июня 1898

Станислав Жуковский. Первые предвестники весны. Подснежники. Повторение картины 1909 года. 1910 г. Холст, масло. 73,8 х 92,5. Национальный художественный музей Республики Беларусь/ Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944) – один из самых популярных в России пейзажистов начала XX века, «поэт дворянских усадеб». Цветы на окне, на фоне пейзажа, был его излюбленным мотивом.
Станислав Жуковский. Первые предвестники весны. Подснежники. Повторение картины 1909 года. 1910 г. Холст, масло. 73,8 х 92,5. Национальный художественный музей Республики Беларусь/ Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944) – один из самых популярных в России пейзажистов начала XX века, «поэт дворянских усадеб». Цветы на окне, на фоне пейзажа, был его излюбленным мотивом.
Аркадий Пластов. Волчье лыко. 1944. Холст, масло. 65,5 х 49,4 / Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – советский живописец, действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР.
Аркадий Пластов. Волчье лыко. 1944. Холст, масло. 65,5 х 49,4 / Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – советский живописец, действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР.

А в стихах новосибирской поэтессы Елизаветы Константиновны Стюарт (1906-1984) «отважные» подснежники пробивают себе «окошки»:

Елизавета Стюарт
Весна пришла

Весна пришла, сосульками
Карнизы украшая.
Ручьи задорно булькают,
Сугробы подмывая.
Забыв морозы прежние,
Без сил свалилась набок
Заплаканная снежная
Подтаявшая баба.
Зиме совсем недужится –
Пора ей в путь сбираться…
И солнце в каждой лужице
Готово искупаться!
И меж снегами влажными
Пробив себе окошки,
Подснежники отважные
Уже встают на ножки!

Заря Казанчан. Подснежники. 1981. Холст, масло. 44 х 45. Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко / Заря Семёновна Казанчан (1923-1998) – ставропольская художница-живописец, заслуженный художник СССР, автор поэтичных натюрмортов.
Заря Казанчан. Подснежники. 1981. Холст, масло. 44 х 45. Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко / Заря Семёновна Казанчан (1923-1998) – ставропольская художница-живописец, заслуженный художник СССР, автор поэтичных натюрмортов.
Нина Скорубская. Подснежники на окне. Холст, масло. 1982. 90 х 80. Липецкий областной художественный музей / Нина Васильевна Скорубская (1918-2010) – заслуженный художник России, работала в разных жанрах, но предпочтение отдавала пейзажу и натюрморту.
Нина Скорубская. Подснежники на окне. Холст, масло. 1982. 90 х 80. Липецкий областной художественный музей / Нина Васильевна Скорубская (1918-2010) – заслуженный художник России, работала в разных жанрах, но предпочтение отдавала пейзажу и натюрморту.

Мимоза

Мимозы разливают свой солнечный аромат, напоминая нам о приближении весны. Их пушистые желтые шарики словно маленькие солнышки поют о пробуждении природы и напоминают о том, что в жизни всегда есть место для светлых и радостных моментов.
Что удивительно, популярным цветком, который дарят женщинам к 8 марта, мимоза стала из-за того, что в начале 20 века она была выбрана в качестве символа борьбы женщин за права и равенство.

Ну а поэт-символист Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) так чудесно описал этот цветок среди других весенних первоцветов:

Константин Бальмонт
Мимоза (отрывок)

Мимоза невинной сияла красой,
Питал её ветер сребристой росой,
И к солнцу она обращала листы,
Чтоб ночью опять погрузиться в мечты.
В прекрасном саду пробудилась от сна,
Как Гений Любви, молодая Весна,
Траву и цветы пробудила для грёз,
Заставив забыть их про зимний мороз.
Но в поле, в саду, и в лесу, и у скал,
Никто так о нежной любви не мечтал,
Как лань молодая в полуденный зной,
С Мимозой сродняясь мечтою одной.
Раскрылся подснежник под лаской тепла,
Фиалка от вешних дождей расцвела,
И слился их запах с дыханьем весны,
Как с пеньем сливается рокот струны.
Любовью тюльпан и горчанка зажглись;
И дивный красавец, влюблённый нарцисс,
Расцвёл над ручьём и глядит на себя,
Пока не умрёт, бесконечно любя;
И ландыш, подобный Наяде лесной,
Он бледен от страсти, он любит весной;
Сквозит из листвы, как любовный привет,
Его колокольчиков трепетный свет.

Натан Альтман. Мимоза. 1927. Холст, масло. 63.3 х 50. Государственная Третьяковская галерея / Натан Исаевич Альтман (1889–1970) –художник-авангардист, театральный художник, портретист.
Натан Альтман. Мимоза. 1927. Холст, масло. 63.3 х 50. Государственная Третьяковская галерея / Натан Исаевич Альтман (1889–1970) –художник-авангардист, театральный художник, портретист.
Дмитрий Аркадьевич Налбандян. Натюрморт. Мимоза. 1956. Холст, масло. 120 х 84/ Дмитрий Аркадьевич Налбандян (1906-1993)  – советский живописец, Народный художник СССР.
Дмитрий Аркадьевич Налбандян. Натюрморт. Мимоза. 1956. Холст, масло. 120 х 84/ Дмитрий Аркадьевич Налбандян (1906-1993) – советский живописец, Народный художник СССР.

Крокусы

Крокусы раскрашивают мир яркими красками, эти маленькие разноцветные чашечки, как и все весенние первоцветы являясь символом пробуждения природы, в некоторых культурах ассоциируются с началом чего-то нового, а также с радостью и счастьем.
Существует много легенд о крокусах. Мне особенно нравится история, в которой их называют «цветами радуги». Она рассказывает о том, как в небе после холодного затяжного весеннего дождя встретились солнце и радуга, которые наполнили лепестки крокусов силой и окрасили их в яркие цвета.

Поэт Игорь Александрович Виноградский (1934-2008) по-своему увидел, как «из-под земли рвутся синие крокусы» «самые лучшие в мире цветы»:

Игорь Виноградский
Крокусы

Снова с погодой какие-то фокусы:
Медленный дождь, словно тягостный сон.
Из-под земли рвутся синие крокусы –
Видно, и вправду окончен сезон.
Рвутся они в непроглядные полночи,
Рвутся сквозь полдень, забыв обо всем,
Рвутся к нам в душу, как крики о помощи
Тех, кто навек свой окончил сезон.
Крокусы чистые, хрупкие, светлые,
Вы – словно письма от тех, кого нет,
Вы – словно песни их недопетые
Иль на снегу оборвавшийся след!

Кто от друзей и дорог не отрекся,
Кто еще помнит, как вьюга поет,
Я вас прошу: вы не трогайте крокусы –
В каждом из них чья-то память живет!
Чьи-то вершины непокоренные,
Чьи-то несбывшиеся мечты,
Чьи-то невесты, не ставшие женами,
Чьи-то сожженные жизнью мосты...
Снова с погодой какие-то фокусы:
Медленный дождь, словно тягостный сон.
Из-под земли рвутся синие крокусы –
Ты не грусти, будет новый сезон!
Будут вершины в серебряном инее
Выше звезды и прекрасней мечты,
А если что, так ведь крокусы синие, –
Самые лучшие в мире цветы!

Великая княгиня Ольга Романова. Крокусы в лесу. 1930-40-е. Картон, масло. 33 х 40,6. Частное собрание / Любимыми жанрами Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882-1960) были цветочные натюрморты, пейзажи и домашние интерьеры.
Великая княгиня Ольга Романова. Крокусы в лесу. 1930-40-е. Картон, масло. 33 х 40,6. Частное собрание / Любимыми жанрами Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882-1960) были цветочные натюрморты, пейзажи и домашние интерьеры.

Фиалки

Множеством легенд окружены и синеглазые фиалки, символизирующие скромность и верность. У разных народов с ними были связаны свои обычаи. Так в Германии в тот день, когда находили первую фиалку устраивали праздник, а тому, кто первый сорвет этот цветок, предсказывали счастливую жизнь с самой красивой девушкой.

К этим нежным цветам обращается Белла Ахатовна Ахмадулина (1937-2010):

Белла Ахмадулина
Долгой жизни тебе

Долгой жизни тебе, о фиалка!
Твоим синим и милым глазам.
Чтобы ветром тебя не сразило!
Чтобы градом тебя не задело!
Чтоб тебя не ушибли ногой!

Юлий Клевер (мл). Натюрморт с фиалками. 1916. Холст, масло. 35,8 х 53. Частное собрание / Юлий Юльевич Клевер (1882-1942) – сын знаменитого мастера живописи, профессора Ю. Ю. Клевера, автор классических натюрмортов и пейзажей.
Юлий Клевер (мл). Натюрморт с фиалками. 1916. Холст, масло. 35,8 х 53. Частное собрание / Юлий Юльевич Клевер (1882-1942) – сын знаменитого мастера живописи, профессора Ю. Ю. Клевера, автор классических натюрмортов и пейзажей.
Станислав Жуковский. Весенний пейзаж с фиалками. Холст, масло. 74 х 61,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Весенний пейзаж с фиалками. Холст, масло. 74 х 61,5. Частное собрание

Ландыши

Ещё один символ весны – чудесные белые бусины ландышей. Согласно древним легендам – это и волшебное ожерелье, рассыпанное Белоснежкой, и серебряные жемчужины счастливого смеха лесной Русалки, это и слезы девушки, которая ждет любимого, и миниатюрные фонарики лесных гномов. И всегда ландыш ассоциировался с самыми возвышенными чувствами, с чистотой и нежностью, с верностью и любовью.

И о душевной чистоте, глядя на первый ландыш, вспоминает Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин, 1820-1892). Поэт сравнивает цветок с ожиданием счастья юной девы:

Афанасий Фет
Первый ландыш

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Так дева в первый раз вздыхает –
О чем – неясно ей самой, –
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
1854

Елена Скуинь. Натюрморт с ландышами. 1947. Бумага, гушь, акварель. 44,5 х 34,5. Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля / Елена Петровна Скуинь (1908-1986) – советский живописец и педагог, наибольшего признания добилась в жанре натюрморта.
Елена Скуинь. Натюрморт с ландышами. 1947. Бумага, гушь, акварель. 44,5 х 34,5. Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля / Елена Петровна Скуинь (1908-1986) – советский живописец и педагог, наибольшего признания добилась в жанре натюрморта.
Заря Казанчан. Ландыши.1979. Холст, масло. 75 х 90. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
Заря Казанчан. Ландыши.1979. Холст, масло. 75 х 90. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
Олег Тимошин. Первый дождь. 2019. Холст, масло. 35 х 45 / Олег Геннадьевич Тимошин (1959-2021). Через свои пейзажи и цветочные композиции художник предлагал заглянуть в мир своей души и понять, есть ли в ней та же гармония и баланс, который царит в природе.
Олег Тимошин. Первый дождь. 2019. Холст, масло. 35 х 45 / Олег Геннадьевич Тимошин (1959-2021). Через свои пейзажи и цветочные композиции художник предлагал заглянуть в мир своей души и понять, есть ли в ней та же гармония и баланс, который царит в природе.

Тюльпаны

Огромное количество тюльпанов выращивают специально к Международному женскому дню, чтобы мужчины могли порадовать своих любимых.
По одной из легенд красные тюльпаны выросли из брызг крови влюбленного персидского царя, разбившегося от горя, а по другой – в бутоне желтого тюльпана скрывалось счастье и добраться до него смог только ребенок – обладатель чистой души и беззаботного смеха. Сколько разновидностей цветов – столько может быть и красивых новелл.

А разнообразием их «одежды пестротканой» восхищается в своем стихотворении Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964):

Самуил Маршак
Какие гости в комнате моей

Какие гости в комнате моей!
Узбекские, туркменские тюльпаны.
Они пришли в одежде пестротканой
К нам из садов, из парков, из степей.
Вот розовый с каемкою узорной.
Вот золотой – шесть языков огня.
А есть цветок почти как уголь черный,
Лоснистый, точно кожа у коня.
В диковинных цветах земли восточной
Я удалое племя узнаю.
Поддерживает чашу стебель прочный,
Пробившийся на свет в степном краю.
В кувшине на столе прожив неделю,
Земли, корней лишенные цветы
Не съежились ничуть, не побледнели
И сохранили свежесть красоты.
Вот первый лепесток пропал без вести,
За ним другому отлететь пришлось.
Но братья-лепестки не вянут вместе,
Живут в семье, а умирают врозь.

Николай Богданов-Бельский. Натюрморт с тюльпанами. 1935. Холст, масло. 78 х 66,3. Частое собрание / Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945) – великолепный художник-жанрист изображал в своих произведениях, в основном, крестьянских детей.
Николай Богданов-Бельский. Натюрморт с тюльпанами. 1935. Холст, масло. 78 х 66,3. Частое собрание / Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945) – великолепный художник-жанрист изображал в своих произведениях, в основном, крестьянских детей.
Порфирий Крылов. Натюрморт с букетом цветов. 1955. Холст, картон, масло. 49,5 х 44,8. Частое собрание / Порфирий Никитич Крылов (1902-1990) – советский художник, график, карикатурист, один из знаменитых «Кукрыниксов».
Порфирий Крылов. Натюрморт с букетом цветов. 1955. Холст, картон, масло. 49,5 х 44,8. Частое собрание / Порфирий Никитич Крылов (1902-1990) – советский художник, график, карикатурист, один из знаменитых «Кукрыниксов».

Нарциссы

А нарциссы кивают своими изящными головками, словно приветствуя весну.
И все наверняка знают миф о влюбленном в себя Нарциссе. О том, как красивый юноша отвергал всех девушек и был наказан нимфой, полюбив своё отражение в воде. Нарцисс умер «от тоски по себе», а на его месте вырос прекрасный цветок.

Такая история не могла оставить равнодушным поэта-символиста, и Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) посвятил Нарциссу не одно стихотворение. И в его строках уже сами цветы любуются в воде «собственным образом»:

Константин Бальмонт
Цветы нарцисса

Точно из легкого камня изсечены,
В воду глядят лепестки белоснежные.
Собственным образом пристально встречены,
Вглубь заглянули цветы безмятежные.
Мягкое млеет на них трепетание,
Двойственно-бледны, растут очертания.
Вглубь заглянули немые цветы, –
Поняли, поняли свет Красоты!
Сердце, багряной чертой окаймленное,
Тайно хранит золотые признания.
Только в себя невозвратно-влюбленное,
Стынет, бледнеет, в мечтах без названия.
С чистою грезой цветок обручается,
Грезу любя, он со Смертью венчается.
Миг, — и от счастия гаснут цветы, –
Как они поняли свет Красоты!

Федор Толстой. Нарциссы. 1817. Бумага цветная, акварель, белила. 30 x 21,2. Государственная Третьяковская галерея / Фёдор Петрович Толстой (1783- 1873) – скульптор, график, живописец, сценограф, вице-президент Императорской Академии художеств. Данный рисунок из серии графических натюрмортов (акварельных листов) с изображением цветов и фруктов.
Федор Толстой. Нарциссы. 1817. Бумага цветная, акварель, белила. 30 x 21,2. Государственная Третьяковская галерея / Фёдор Петрович Толстой (1783- 1873) – скульптор, график, живописец, сценограф, вице-президент Императорской Академии художеств. Данный рисунок из серии графических натюрмортов (акварельных листов) с изображением цветов и фруктов.
Сергей Андрияка. Нарциссы и тюльпаны в китайской вазе. 2016 / Сергей Николаевич Андрияка (1958-2024) – художник-акварелист, педагог, действительный член Российской академии художеств, основатель и руководитель Школы акварели. Его цветочные композиции поражают своей естественной красотой.
Сергей Андрияка. Нарциссы и тюльпаны в китайской вазе. 2016 / Сергей Николаевич Андрияка (1958-2024) – художник-акварелист, педагог, действительный член Российской академии художеств, основатель и руководитель Школы акварели. Его цветочные композиции поражают своей естественной красотой.

Одуванчики

Легкие одуванчики, сменяющие желтые сарафанчики на беленькие платьица, напоминают нам о быстротечности жизни.
По одному из преданий одуванчики были детьми Солнца и Луны, которые ленились каждую ночь зажигать на небе лампы. За это рассерженная Луна сильным ветром отправила их на землю. Но отец-Солнце пожалел своих детей и превратил их в маленькие солнышки, которые, скучая по родителям, пытаются в виде пушинок вернуться на небеса.

И детский писатель Владимир Александрович Степанов (р.1949) сравнивает одуванчики с «солнцем золотым»:

Владимир Степанов
Одуванчик

Одуванчик придорожный
Был, как солнце золотым,
Но отцвёл и стал похожим
На пушистый белый дым.
Ты лети над тёплым лугом
И над тихою рекой.
Буду я тебе, как другу,
Долго вслед махать рукой.
Ты неси на крыльях ветра
Золотые семена,
Чтобы солнечным рассветом
Возвратилась к нам весна.

Исаак Левитан. Одуванчики. 1889. Холст, масло. 59 х 42,5. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары/ Исаак Ильич Левитан (1860-1900) написал этот душевный натюрморт в Плесе, где во время прогулок они вместе с Софьей Кувшинниковой собирали букеты, а затем писали цветочные композиции.
Исаак Левитан. Одуванчики. 1889. Холст, масло. 59 х 42,5. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары/ Исаак Ильич Левитан (1860-1900) написал этот душевный натюрморт в Плесе, где во время прогулок они вместе с Софьей Кувшинниковой собирали букеты, а затем писали цветочные композиции.
Заря Казанчан. Одуванчики. 1981. Холст, масло. 81 х 71. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
Заря Казанчан. Одуванчики. 1981. Холст, масло. 81 х 71. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

Яблоневый цвет

И необыкновенное весеннее настроение рождается во время цветения садов. А яблоневый цвет, так вдохновляющий художников и поэтов, служил не только признаком обновления природы, но и символом плодородия, любви, красоты и мудрости. И его белоснежные лепестки ассоциировались с чистотой помыслов, невинностью и душевной красотой.

«Чудом в бело-розовом цвету»назвал цветки яблони Александр Андреевич Прокофьев (1900-1971), автор стихов для многих музыкальных произведений:

Александр Прокофьев
Яблоня

Чудо в бело-розовом цвету,
Счастье, устремленное к лазури.
Радостно смотреть на красоту,
Вижу я ее, глаза зажмурив.
Всё живое времени подвластно,
И всему черед расти, цвести.
Годом позже глаз не отвести!

Сергей Виноградов. Яблоневый цвет. 1927. Холст, масло. 65,5 х 50,5. Частное собрание / Сергей Арсентьевич Виноградов (1869–1938) – русский художник, график и живописец, действительный член Академии художеств, с 1923 года жил и работал в Латвии.
Сергей Виноградов. Яблоневый цвет. 1927. Холст, масло. 65,5 х 50,5. Частное собрание / Сергей Арсентьевич Виноградов (1869–1938) – русский художник, график и живописец, действительный член Академии художеств, с 1923 года жил и работал в Латвии.
Петр Кончаловский. Ветка яблони. 1939. Холст, масло. 92 х 103. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова / Петр Петрович Кончаловский (1876-1956) – русский и советский художник, академик Академии художеств СССР. Писал не только букеты сирени, любил свой сад и называл цветы «великими учителями художников».
Петр Кончаловский. Ветка яблони. 1939. Холст, масло. 92 х 103. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова / Петр Петрович Кончаловский (1876-1956) – русский и советский художник, академик Академии художеств СССР. Писал не только букеты сирени, любил свой сад и называл цветы «великими учителями художников».

Дорогие мои читательницы, поздравляю вас с чудесным женским праздником. Пусть ваша жизнь будет наполнена любовью и красотой, словно прекрасный весенний букет! Пусть каждый день приносит вам новые открытия и радости, а ваши сердца всегда остаются распахнутыми для чудес, которые нас окружают.

Надежда Удальцова. Весна в деревне. 1947. Холст, масло. 89.8 х 120.5. Частное собрание/ Надежда Андреевна Удальцова (Прудковская, 1886-1961) – яркий представитель русского авангарда в живописи. Картина написанная в стиле импрессионизма долгие годы ждала своего часа, чтобы быть представленной зрителю.
Надежда Удальцова. Весна в деревне. 1947. Холст, масло. 89.8 х 120.5. Частное собрание/ Надежда Андреевна Удальцова (Прудковская, 1886-1961) – яркий представитель русского авангарда в живописи. Картина написанная в стиле импрессионизма долгие годы ждала своего часа, чтобы быть представленной зрителю.

С любовью, ваша Света В.

Мой Телеграм-канал, где есть ещё много всего интересного и где до 14 марта 2025 года проходит розыгрыш каталога работ Олега Тимошина, переходите по ссылке, подписывайтесь на канал и участвуйте в розыгрыше

Света В Литературе и Искусстве

Ещё больше красоты в статье: «Цветы к любимым сами просятся…». 10 цветочных композиций к празднику Весны и Женщин»