64 года активной боевой службы! Неплохо для боевого корабля, карьера которого началась со скандала, вызванного плохим качеством постройки? Несмотря на это, построенная в конце 19 века канонерская лодка "Храбрый" прослужила в составе императорского, а потом и советского флота до 1960 года, пройдя через огонь гражданской и двух мировых воин. При этом весь срок своей службы "Храбрый" провел именно в качестве боевого корабля, а не какого-нибудь портового плавучего склада или казармы, в которые записывают окончательно устаревшие корабли. О судьбе этого уникального долгожителя мы сегодня и поговорим.
Канонерская лодка - это небольшой корабль, предназначенный для действий в прибрежных водах. В начале 90-х годов 19 века Российский императорский флот имел в своем составе два типа канонерских лодок - мореходные и небронированные для действий вдали от своих берегов и прибрежные бронированные для нужд береговой обороны. Постройка "Храброго" - это попытка совместить достоинства двух типов в одном корпусе. Закладка нового корабля состоялась 15 декабря 1894 года. Менее чем через год, 9 ноября 1895, корпус был спущен на воду. Строительство "Храброго" велось в худших традициях отечественного кораблестроения. Срыв сроков поставки оборудования, внесение изменений в проект уже строящегося корабля, недоброкачественная приемка, многочисленный брак, вызванный низкой квалификацией строителей и многое другое - всё это привело к тому, что в состав флота "Храбрый" был принят только летом 1899 года, так толком и неиспытанным.
Тактико-технические характеристики канонерской лодки "Храбрый" в 1899 году.
Водоизмещение: 1862 тонны Длина 72,3 м., ширина 13 м., осадка 4 м. Бронирование: пояс - 76 -127 мм; рубка и щитки орудий - 25 мм. Скорость хода: 14,5 узлов (26,85 км/ч)
Дальность плавания на 10 узлах: 720 миль Экипаж: 152 человека Вооружение: 2х1 203/45-мм главный калибр - 2 х 203/45-мм и 1 х 152/45 мм орудие противоминный калибр - 5 х 47мм и 7 х 37мм орудий минное вооружение 1 х 456мм ТА
28 августа 1899 года канонерская лодка "Храбрый" под командованием капитана 2 ранга Воеводского покинул Кронштадт и начал переход на Средиземное море. Не прошло и нескольких часов как качество постройки дало о себе знать течью в шкиперском отделении. Только заделали, начало заливать рулевое отделение и офицерский погреб. Причина - какой-то паразит вместо заклепки вставил болт. Также в ходе похода выяснилось, что рулевое управление с носового мостика крайне ненадежно, пришлось управляться с кормы. Во время шторма, ещё на Балтике, были разбиты два иллюминатора, а заклепки текли так, что воду из минного отделения пришлось откачивать брандспойтом. Попала забортная вода и в желоба с электропроводкой - короткое замыкание, пожар, временное потеря освещения. И это первый поход только что построенного корабля!
Командиру "Храброго" повезло, что во время захода в Копенгаген там гостил у родни никто иной как император всероссийский Николай 2, которому Воеводский обязан был засвидетельствовать почтение. В личном общении с императором капитан 2 ранга, ничего не скрывая, вынес сор из военно-морской избы на самый верх. А когда император спросил, где лучше всего провести ремонт, Воеводский, прикинув, что с питерскими адмиралами ему пока лучше не встречаться, назвал французский Тулон. Николай согласился, и в конце ноября "Храбрый", латая на ходу постоянно возникающие течи, таки дошел до Тулона, встав у заводской стенки завода общества "Форж э шантье де ла Медитерране". Осмотр корпуса выявил многие интересные особенности российского судостроения, такие как несколько заклепок, вбитых в одно отверстие и иллюминаторы, вставленные в бортовое отверстие на 2 сантиметра больше нормы, щели между броневыми плитами, зазор между броней и корпусом до 5 сантиметров и многое-многое другое, достойное отдельной статьи. Добавлю только, что система и тогда умела прощать, так что из всех причастных к постройке канонерки пострадал только старший судостроитель Михайлов, которого просто уволили со службы.
Ремонт "Храброго" был завершен в мае следующего 1900 года и обошелся казне в 172230 рублей, что равнялось четвери стоимости постройки корпуса корабля. Французские корабелы не подвели и ближайшие 6 лет канонерская лодка будет защищать российские интересы на Средиземном море без каких-либо серьезных нареканий по технической части. С началом войны Японией большая часть кораблей из этого района были отозваны. Канонерская лодка же осталась с номерными миноносцами в распоряжении российского посла в Греции. Во время боевых действий "Храбрый" встречал и провожал следовавшие на Дальний восток военные корабли и транспорта, оказывая посильную помощь идущим на войну, снабжая их информацией. В 1906 году, встретив возвращающиеся с Дальнего Востока жалкие остатки некогда могучего флота, канонерская лодка навсегда покинула Средиземное море.
Вернувшись на Балтику "Храбрый" был включен в состав отряда учебных судов морского инженерного училища имени Николая 1, а потом и Морского корпуса. Лодка совершала практические плавания по Финскому заливу и Балтийскому морю. Кроме воспитанников корпуса, на канонерской лодке морскую практику проходили ученики-специалисты и юнги. В 1912 году весь отряд участвовал вместе с Балтийским действующим флотом в торжествах с участием императора по случаю закладки порта императора Петра Великого - военно-морской базы в Ревеле (нынешний Таллин).
Первый год мировой войны "Храбрый" провел в составе сил охранявших Финский залив, а именно Або-Оландские шхеры, где создавались новые маневренные базы флота. В начале 1915 года лодка была перевооружена: вместо двух 203-мм и одной 152-мм были установлены шесть 105-мм орудия, снятых с немецкого крейсера Магдебург" разбившегося на камнях ещё в начале войны. Одну пушку установили на полубаке, две - на месте снятых 8-дюймовок, одну - вместо кормовой 6-дюймовки и еще для двух в корме устроили спонсоны. Таким образом бортовой залп теперь мог производиться из четырех орудий.
Во второй половине июля 1915 года немецкие войска заняли Курляндию и вышли к берегам Рижского залива. Для обороны этой стратегически важной акватории командование Балтийского флота сформировало новое объединение - Морские силы Рижского залива. В его состав вошли: старый броненосец "Слава", четыре канлодки, в том числе и "Храбрый", минный заградитель "Амур" Минная дивизия во главе с "Новиком", несколько подводных лодок, в том числе и английских, а также отряд гидросамолетов. Основой обороны русских было минное поле между побережьем Курляндии и островом Эзель (совр. Саарема). В конце июля немцы начали операцию по прорыву в Рижский залив, для чего были собраны огромные силы: 8 линкоров, 7 старых броненосцев, 3 линейных, 2 броненосных и 9 малых крейсеров, полсотни эсминцев, тральщики и другие вспомогательные силы. Прорыв минной позиции возлагался на менее ценные броненосцы, в то время как новейшие дредноуты должны были прикрывать их на случай выхода из Финского залива главных сил Балтийского флота. Операция началась рано утром 8 августа с попытки немцев протралить проходы в минных полях. Очень быстро тральщики были обнаружены русской воздушной разведкой, и уже спустя час к месту траления подошли канонерские лодки "Грозящий" и "Храбрый", а спустя ещё небольшое время подошли и русские эсминцы, которые открыли огонь по тральщикам. Примерно в 05:10 подорвался на мине и затонул немецкий тральщик Т-52. Спустя ещё какое-то время подорвались крейсер "Тетис" и миноносец S-144. Около 08:00 в бой вступили броненосцы "Эльзас" и "Брауншвейг", вынудившие русские силы отойти. После чего последовала дуэль между немецкими броненосцами и "Славой", по итогам которой русский броненосец так же отошел. Впрочем, проделать проход в минных полях за оставшийся день немцы все равно не успели и, потеряв на минах ещё один тральщик, ретировались. Ну а русские, не будь дураками, немедленно выслали минные заградители ставить дополнительные мины. В конце концов, спустя почти 2 недели после начала операции, немцы все же прорвались в Рижский залив, уничтожили канонерские лодки "Кореец" и "Сивуч", но удерживать захваченную акваторию не стали и удалились.
До конца кампании 1915 года "Храбрый" вместе с другими кораблями сил Рижского залива оказывал поддержку русским наземным частям у Риги. На берег высылался наблюдатель, который по телефону передавал данные о противнике на берег, откуда сигнальщики семафором передавали их на миноносец и далее на стреляющие корабли. Даже при такой сложной системе оповещения результаты получились превосходные. Для отвлечения сил противника с главного направления в начале октября был высажен тактический десант в тылу немцев на побережье у маяка Домеснес. К этой операции были привлечены все морские силы Рижского залива. Корабли, и среди них "Храбрый", поддерживали десант огнем своих орудий. Достигнув некоторых тактических успехов, десантники были приняты на корабли, которые затем вернулись в базы. В итоговом приказе за 1915 год командующий Балтийским флотом отметил роль канонерской лодки "Храбрый" в обороне Ирбенекого пролива и содействии флангу войск на рижском направлении.
Зимой 1916 года командование приняло решение перевооружить "Храбрый" на 5 новых 130/55-мм орудий Обуховского завода, дальность стрельбы которых достигала 80 кабельтовых. Одну пушку установили на полубаке, две - на носовых спонсонах, ещё две - на корме в диаметральной плоскости. Ещё дальше, на самом краю кормы была оборудована площадка для 40-мм зенитной пушки Виккерса. В ходе ремонта боевую рубку приподняли на 900 мм, а мостик на ней расширили. Ликвидировали кормовую штурманскую рубку вместе с мостиком. Убрали грот-мачту. Отремонтировали машины. В секторах обстрела кормовых орудий были обрезаны коечные сетки. К апрелю 1916 года работы были закончены, после чего "Храбрый" вернулся в Рижский залив.
Февральскую революцию на "Храбром", как и по всей России, встретили с радостью и надеждой. На реально воюющем корабле не было особых трений между офицерами и матросами не было, поэтому весь офицерский состав остался на своих местах. Позже, после мятежа генерала Корнилова, за симпатии к мятежникам решением судового комитета будет списан на берег командир лодки. На его место был назначен старший лейтенант Раненкампф, до этого занимавший должность старшего офицера. В октябре 1917 года "Храбрый" вместе с другими кораблями сил Рижского залива принял участие в обороне Моондзунских островов.
14 октября на Кассарском плесе состоялся воспетый Пикулем бой легких сил. Рано утром начальник минной дивизии контр-адмирал Старк приказал 11-ому дивизиону эсминцев ("Победитель", "Забияка", "Гром" и "Константин") выдвинуться на Кассарский плес для наблюдения за проливом Соэлозунд. В 09:30 с западной стороны пролива был обнаружен стоящий на якоре легкий крейсер "Эмден" и несколько эсминцев. В 12 часов к дивизиону присоединился "Храбрый". В 13:50 из-за мыса Памерорт показался линкор "Кайзер", сразу же начавший обстрел наших кораблей с дистанции 110 кабельтовых. Спустя 5 минут 305-мм снаряд угодил в правый борт эсминца "Гром" и, не разорвавшись, прошил его насквозь, выведя из строя обе машины. Командир "Храброго", видя бедственное положение товарища, по собственной инициативе подошел к подбитому эсминцу и, пришвартовавшись правым бортом, повел подбитый корабль на восток. со скоростью 5 узлов.
В 15:10 через пролив Соэлозунд на Кассарский плес ворвались 17 германских эсминцев, которые, разделившись на два отряда, попытались взять "в клещи" русские корабли. Маневрируя на больших скоростях, эсминцы 11-го дивизиона всеми силами старались прикрыть отход "Грома" и "Храброго", также отстреливавшихся из кормовых орудий. В какой-то момент "Победитель" прошел так близко, что поднятая им волна оборвала буксиры. Тогда Раненкампф подвел свой корабль кормой к носу эсминца, предполагая использовать в качестве буксира якорную цепь. Однако, именно в этот момент противник перенес огонь на эти два корабля, из-за чего экипаж "Грома" в панике перебежал на борт канонерки, внеся расстройство в ряды уже и его команды. Тогда командир приказал горнисту сыграть большой сбор, после чего объявил, что для успеха дела он требует полного спокойствия и точного исполнения его приказов, а команде "Грома" следует спуститься вниз и не мешаться под ногами. Эта краткая, но твердая речь возымела свое действие, и подошедший ближе всех германский эсминец был отогнан энергичным огнем. Одновременно с этим артиллеристы "Храброго" вели огонь и по "Грому", стремясь не допустить его захвата врагом. Немцы высадили на эсминец призовую команду, но оценив его состояние оставили корабль. Прибытие адмирала Старка с 7 эсминцами дало возможность "Храброму" и оставшимся эсминцам 11 дивизиона спокойно отойти.
Октябрьскую революцию "Храбрый" встретил в Кронштадте, где корабль проходил ремонт повреждений, полученных в Моондзунском сражении. В годы Гражданской войны канонерка входила в состав Невской, а потом и Ладожской флотилии, созданных для отражения возможного наступления белофиннов. В начале 1920 года был проведен срочный ремонт с заменой котлов Никлосса, к которым было не достать запчастей, на котлы Нормана, снятых с одного из списанных кораблей.
С окончанием гражданской войны началось очередное возрождение флота, и "Храбрый" в очередной раз стал учебным кораблем. Каждый год на корабле проходили практику курсанты военно-морских училищ и технических школ. 31 декабря 1922 года канонерская лодка получила новое имя в духе эпохи - "Красное знамя". В 1926 году корабль на два года встал в ремонт, по завершению которого "Красное знамя" причислили ко второму дивизиону бригады подводных лодок в качестве корабля специального назначения. В конце 30-х канонерская лодка прошла коренную модернизацию, в ходе которой от старого корабля остались только корпус и машины. Главный калибр теперь составляли пять новейших 130-мм орудий советской разработки Б-13, с углом возвышения до 45 градусов и скорострельностью в 6-10 выстрелов. В дополнении к новой артиллерии на канонерке установили новейшую систему управления огнем "Мина" с четырехметровыми дальномерами. Для увеличения бортового залпа все орудия главного калибра переместили в диаметральную плоскость, для чего удлинили полубак, сместив в сторону кормы основную надстройку. В качестве зенитного вооружения служили 45-мм полуавтоматы. Так уж случилось, что окончание ремонта совпало с началом советско-финской войны. Не успев сдать курсовые задачи "Красное знамя" было включено в состав отряда капитана 3 ранга Лазо, направленного для огневой поддержки наступавших советских войск. Всю первую неделю декабря канонерские лодки в сложнейших условиях замерзающего Финского залива обстреливали противника по заявкам сухопутных войск. После временной стабилизации фронта отряд ушел на зимовку.
Начало Великой Отечественной войны "Красное знамя" встретило в привычной ему роли учебного корабля. Списав курсантов на берег канонерская лодка перешла в Выборгский залив, где ожидалось наступление финнов. Спустя месяц "Красное знамя" перешло к Нарве, куда уже 19 июля вышли передовые части немцев. Более двух недель канонерская лодка поддерживала огнем оборонявшие город части. Немцы, готовились к переправе через реки Пяту и Плюсу, нагнали понтонов. Метким огнем, который корректировал подобравшийся на 500 метров к врагу старшина Степаненко, советские моряки сорвали переправу, разбили понтоны и нанесли большие потери живой силе врага. Оценив проблему, немцы вызвали авиацию. Пять Ю-88 атаковали лодку со стороны носа, сбросили 20 бомб, но прямых попаданий не добились. Тем не менее близкие разрывы вызвали повреждения корпуса и механизмов, из-за чего канонерке пришлось уйти на ремонт в Кронштадт.
В самом конце августа "Красное Знамя" выдвинулось на огневую позицию в Копорской губе. В первый же день было выпущено 240 снарядов. Интенсивная стрельба продолжалась и в последующие дни. Затем, канонерскую лодку включили в состав отряда кораблей, расставленных по реке Нева. Корабли располагались вдоль правого берега реки. У каждого из них был свой собственный корректировочный пост. Метеоразведка обеспечивалась специальной береговой службой. Первое время суда вели огонь по противнику, пытавшемуся переправиться на правый берег, затем поддерживали Невский пятачок и вели контрбатарейную борьбу.
В июле 1942 года "Красное знамя" перевели на остров Лавенсари - самый западный форпост Балтийского флота в Финском заливе - для усиления противодесантной обороны. 16 ноября 1942 года три финских торпедных катера скрытно подошли к острову, где под прикрытием темноты атаковали канонерскую лодку торпедами. С "Красного Знамени" заметили приближение катеров противника, открыли огонь из зенитных орудий, но было уже поздно. Из 4 выпущенных торпед в цель попали две: одна в район машинного, другая в котельное отделение. Бороться за живучесть было бесполезно, и командир отдал приказ оставить корабль. Погибло 64 члена экипажа. Спустя год канонерская лодка была поднята, отремонтирована и 17 сентября 1944 года введена в строй.
Холодная война, разразившаяся между бывшими союзниками, продлили жизнь ветерана ещё на 15 лет. Вооружение корабля дополнили английскими РЛС - станциями обнаружения типа 291 и управления огнем главного калибра типа 284. На 60 году почти непрерывной службы, 7 апреля 1956 года канонерская лодка "Красное Знамя"была переформирована в учебную канонерскую лодку, а спустя ещё три года в плавучую казарму. Из-за малых размеров её ценность в этом качестве была невысока, и в 1960 году заслуженный ветеран был исключен из списков флота и встал в очередь на разделку.
Прослужив на флоте почти 65 лет "Храбрый" принял участие в четырех войнах, а также подготовил большое количество офицеров и специалистов, внеся весомый вклад в обеспечение безопасности морских границ нашей страны.
Понравилась статья? Ставь лайк, пиши комментарий и подписывайся на канал! Впереди ещё много интересного.