Сразу после окончания матча на первенство мира между Дин Лиреном и Гукешем по социальным сетям пошел шквал, начиная от критики на тему «ну не может чемпион мира так зевать» до диких гипотез про сплав последней партии. Вот и в недавно сыгранной партии плей-офф за выход на матч на титул Мейдзина после неудачного хода Сато Амахико прозвучали подобные же заявления. Самое забавное, что большинство критиков совсем не учитывают всей предыстории, приведшей к зевку, и других внешних факторов, а просто видят изменившуюся оценку движка и, как загипнотизированные, попадают под ее влияние. То есть, что ресурсы человеческой психики и способность выдерживать длительные нагрузки не безграничны, в расчёт никак не принимается, как и то, что в режиме цейтнота не все способны играть в ту же силу, как и до него.
Вот я и решил, собрать коллекцию диких по моим скромным меркам зевков. Зевок включался в коллекцию, если я мог о нем вспомнить через двадцать лет, не подглядывая в базу данных. Отмечу, что не все зевки в итоге приводили к поражению или надолго выбивали из колеи. Все примеры из партий, сыгранных с классическим контролем времени (от 4 часов на партии). И так как цейтнотной болезнью я никогда не страдал, ни один не был связан с недостатком времени на обдумывание.
Зевок 1. Первенство города до 13 лет.
В безобидной позиции почти девятилетний второразрядник пошел конём на поле f4, и слон на поле с1 совершенно выпал из его поля зрения. Такой подарок выбил соперника из равновесия, и он провел остаток партии далеко не лучшим образом. Так он позволил сдвоить пешки и развить мне какую-то небольшую активность.
К тому же белые решили выиграть, прибегнув к ненужной тактике, и пропустили временную жертву ферзя на поле g2. То, что после жертвы белые могли получить двух слонов за ладью и выигранную позицию, оба соперника не увидели. Партия в разноцвете закончилась вничью.
Предыстория. Эта партия была сыграна в шестом туре. А предыдущем я играл на первом столике (добрался я до него скорее благодаря обстоятельствам, а не мастерству) и был белыми разгромлен примерно за полчаса в челябинском варианте. Так что, я в первый и предпоследний раз в жизни ревел после партии. А если прибавить утешения от грозного судьи в духе «нельзя же так плохо играть в шахматы», то можно понять, почему я развалился в конце турнира. Мне еще повезло, что тогда не было компьютеров и некому было сказать, что у меня было выиграно в той злополучной партии.
Зевок 2. Первенство республики до 10 лет.
Во втором туре я, как мне казалось, добился выигранной позиции, но как толком добивать соперника, не мог понять. Раздумья закончились тем, что я исполнил маневр Фh3-f3-d5 и сдался. Этот зевок был настолько убийственный для юного перворазрядника, что это был тот самый последний случай плача из-за качества сыгранной партии. В третьем туре, я тоже не смог выиграть, но потом оклемавшись, пустился в погоню, но было уже позно. Турнир досрочно выиграл представитель Нижневартовска, что не удивительно, если рассказать, что турнир проходил ранней весной на Урале в неотапливаемом помещении. Я хоть и поделил второе место, но оказался из-за коэффициентов четвертым лишним.
Зевок 3. Первенство России до 12 лет.
Практически всю партию против Павла Смирнова я имел перевес, играя черными, и всю партию играл исключительно на победу (в том числе из-за турнирной ситуации). А когда весь перевес был выпущен и после серии бредовых ходов нужно было перестроиться и точными ходами сделать ничью, я вместо этого сыграл по Дин Лиженю и перешёл в проигранный пешечный эндшпиль, отправив этим решением соперника на первенство Европы.
Зевок 4. Полуфинал первенства министерства Просвещения.
Это скорее история про нарушение спортивного режима. Перед партией мой сосед по номеру полночи трепался с девчонками по телефону, причем не с нашими, а чужими. Невыспавшимся я невнятно играл всю партию и, доигравшись до тяжёлой позиции, поставил ладью на поле e8 и, осознав случившееся, сдался, не дожидаясь ответа соперника. Этот инцидент из второго тура никак на меня не повлиял, и я один из нашей команды отобрался на финал, хотя в турнире играли юноши на три года меня старше.
Зевок 5. Первенство города до 18 лет.
Еще толком не войдя в игру, я, не долго думая, рокировался и только потом осознал, что этим ходом зевнул фигуру. Соперник, как-никак кандидат в мастера, не мог поверить своему счастью и полчаса перепроверял нехитрые варианты, мне же приходилось всё это время изображать, что ничего серьезного не произошло. После того как у меня фигуру у меня съели, я продолжил играть только потому, что сдаваться на десятом ходу было бы очень обидно, особенно учитывая, что три партии до этого я у моего соперника выиграл. Поэтому, сказав себе, что доиграю до двадцатого хода, я принялся гоняться за вражеским ферзем, напугав соперника до такой степени, что мне вернули качество обратно. Хоть позиция и оставалась из-за наличия двух слонов у соперника абсолютно для меня проигранной, но уже не до такой степени, чтобы сдаваться, поэтому я перевел ладью на линию h и плотно занялся вражеским королем. Моя психическая атака закончилась тем, что король черных в ужасе побежал на другой фланг и к сороковому ходу там получил мат. Такой дикий фарт и старт 5 из 5 привели в итоге к плачевным результатам — я не попал в тройку даже в своей категории до 16 лет. Турнир, который длился практически месяц, остался для меня заколдованным. Всегда получалось так, что начинал его в одной форме, а заканчивал в совершенно в другой.
Зевок 6. Круговой турнир «Белые ночи» с нормой гроссмейстера.
Эта позиция могла случится в моей партии, но не случилась, так как я не нашел, что в ней белые выигрывают зевком ферзя в один ход. Ян Непомнящий на этой неделе жаловался на творческую неудачу в партии с Евгением Наером, так вот, моя творческая неудача случилась в партии с Евгением Шапошниковым. Пожалуй, таким образом я запорол самый красивый ход в своей карьере. И, видимо, из-за того, что после партии мне показал его не умеющий играть Chess Genius, у меня сложилась жесткая антипатия как к шахматным движкам, так и ко всем, кто их использует. Независимо, называет ли он это использование «работой над шахматами» или просто таким образом демонстрирует преимущество средств передачи данных над их обнаружением.
Зевок 7. Первенство города среди ВУЗов.
Попав под сильную атаку, я зевнул простой мат в три хода, побив конём слона на d6, хотя оценивал позицию как «и не такое выигрывали», да и соперник был не очень грозный. Тут уже начало сказываться отсутствие турнирной практики. А если добавить, что с утра я ездил на пары в Петергоф, а уже вечером на турнир в клуб имени Чигорина, то зевок никак не назовешь невынужденным, хотя каким-то образом он подвёл итог шахматной карьеры.
Заключение
Так что в зевки, у которых совсем нет какого-нибудь логического объяснения, я не особо верю. Понятное дело, что если у спортсмена высших достижений есть какие-то серьезные проблемы с физическим или психическим здоровьем, никто не будет извещать об этом широкую публику. Да и порой сами врачи очень долго не могут поставить правильный диагноз, как, например, в случае Валентины Гуниной.