Основные особенности.
Род: лиро-эпос
Жанр: поэма
Направление: романтизм
История создания.
- Лермонтов неоднократно обращался к сюжету исповедующегося молодого монаха (поэмы "Исповедь", "Боярин Орша"). В "Мцыри" включены отдельные строки из ранник произведений.
- В 1831 году возник замысел "Написать записки молодого монаха 17-ти лет. - С детства он в монастыре; кроме священных книг не читал. Страстная душа томится" (М.Ю. Лермонтов, 1831 г.)
- в 1837 г., проезжая по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов встретил старика-горца, история жизни которого легла в основу сюжета.
- Первоначальное заглавие "Бери" (груз. - "монах") Лермонтов переменил на "Мцыри", т.к. второе название более точно отражало статус главного героя: Бери - монах, а Мцыри - готовищийся в монахи (груз.).
- Действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал.
- Путешествуя по Военно-Грузинской дороге, поэт посетил город Мцхета, древнюю столицу Грузии.
- Там он встретил одиного монаха, рассказавшего ему свои ему свою свою историю. Горец ребенком был взят в плен русскими войсками. Заболевшего, его оставили в монастыре, из которого мальчик пытался убежать, не желлая жить в заточении. После тяжкой болезни он смирился со своей судьбой, проведя жизнь в святой обители.
Сюжет.
Глава 1.
Описание окружающего мира, красота горной природы и размалины монастыря.
Глава 2. Предыстория.
Маленький мальчик Мцыри был пленником у русского генерала, когда тяжело заболел, был оставлен в монастыре. В конце концов сбегает, но через три дня егго находят без чувств на пороге монастыря.
Главы 3 - 8. Воспоминания героя.
Мцыри рассказывает монаху о своем дестве, о том, какие у него мечты. Он жаждет вырваться на свободу и сбегает.
Главы 9 - 26. Рассказ о трёх днях, проведённых вне стен монастыря.
- Оказавшись на воле, герой восхищается окружающей его природой.
- Мцыри встречает молодую грузинку впервые в своей жизни испытывает чувство к девушке. Однако он не тревожит её покой, а продолжает свой путь на родину.
- ночью герой сбивается с пути и встречает барса, с которым вступает в бой. Он побеждает зверя, но сам при этом получает тяжёлые раны и возвращается к монастырю.
- Нашедшие его монахи переносят в монастырь, где он рассказывает старцу о своих трёх днях свободы. Перед смертью герой все так же тоскует по своей родине.
Причины побега Мцыри.
- Мцыри томился жизнью в монастыре, который называл тюрмой
- .Он всегда слышал неясный зов Родины, рвался на Кавказ, хотел обрести близкого человека.
- Также герой хотел ощутить, каково быть свободным.
- Истоки трагедии Мцыри - в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его общения с людьми, практического опыта, знаний жизни. Мцыри словно узник в своей темнице.
- Жизнь в плену погасило его «чувство своей тропы», без которого нельзя выжить. Он вырвался из монастырской тюрьмы, но свободу обрести не может. Именно это открытие убивает его, а не раны, нанесенные барсом.
- За три дня вне стен монастыря герой проживает целую жизнь, полную самых различных открытий и эмоций.
- Познав свободу, борьбу, природу, жить в темнице юноша уже не смог бы. Это становиться причиной его смерти.
- Мцыри с горечью признает: хоть он и считал себя истинным сыном природы, жизнь в монастыре изменила его, разорвала связь с окружающим миром.
- Его предсмертное желание - быть похороненным за пределами монастыря, чтобы видеть родной Кавказ.
- Урожденный свободолюбец, он, чтобы не жить рабом, умирает: спокойно, смиренно и никого не проклиная.
Композиция.
Кольцевая.
Закольцованность сюжета говорит о внешнем поражении Мцыри. Его родина - абсолютный идеал, символ свободы, к которому надо стремиться. Но юноша до последнего вздоха жаждет обрести волю.
Эпиграф.
"Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю" (1-ая Книга Царств)
- Перевод: "Я попробовал немного меду, и вот я умираю".
- Эпиграф предсказывает сюжет поэмы. В нем видна обреченность Мцыри на смерть.
- Лишь только прикоснувшись к жизни, «вкусив меда», герой должен умереть.
Черты романтизма.
- Экзотический пейзаж.
- Романтическое двоемирие.
- Мцыри - романтический герой.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах.
- Идеал свободы.
Темы.
- Связь человека и природы.
- Свобода.
- Счастье.
- Родина.
- Судьба.
Идея.
Человек живёт для свободы, воли, а не для тюрмы.
- "Три блаженных дня" значат для героя больше, чем жизнь, проведённая в монастыре. Герой проживает целую жизнь, именно такую, о которой мечтал, находясь все эти годы в монастырских стенах.
- Раскрывается внутренний мир героя, где Мцыри не протестует против общества, он просто борется за свою свободу, за возможность жить настоящей жизнью.
Природа в поэме.
Олицетворение стремлений Мцыри — возможности обрести род, родину, вернуться к первоначальным истоком своей жизни.
С одной стороны, помощник героя:
- Гроза помогает ерою бежать из монастыря.
- Природа рождает первобытную звериную силу героя в сражении с барсом.
- Рассказывая о воле, герой говорит прежде всего о красоте природы. И даже умереть он хочет в саду.
С другой стороны, враг героя:
- Она вступает с ним в противоборство, вызывая в нем чувство страха.
- Лес же, в котором Мцыри надеется найти путь домой, приводит его к барсу, а после их битвы вместо дома приводит опять к монастырю.
Мцыри.
- Настоящее имя героя не называется.
- “Мцыри” на грузинском языке значит “неслужащий монах”, нечто вроде “послушника”.
- Воплощение самых дорогих для поэта идеалов: любви к живой жизни, любви к людям.
- Свободолюбивый, независимый, мятежный, непокорный, страстный, смелый, гордый.
- У Мцыри пламенная душа.
- Жизнь Мцыри полна горьких мук.
- Человек с чистой душой.
- Мцыри скучает по родине и родным, которых не видел уже много лет.
- Мцыри жаль расставаться с жизнью, так как он не познал ее, находясь много лет в неволе.
Монах.
- Монах из жалости ухаживает за больным Мцыри и спасет жизнь мальчику.
- Старый монах надеется, что Мцыри привыкнет к монастырю и отвыкнет от обычной жизни.
- Становится другом Мцыри, относится к нему с жалостью.
- Мцыри относится к старому монаху с теплом и нежностью. Он обращается к старику со словами: "отец".
- Монах остается другом Мцыри до конца его дней. Когда Мцыри лежит при смерти, старик находится рядом и слушает его исповедь.