Найти в Дзене

Терминатор властелина колец обители зла (О фильме «Охотник на монстров», 2020)

Делал эту статью в журнал "Фицрой", но в том месяце моими стараниями с кинорецензиями там вышел серьезный перегруз, я их писал тогда как взбесившийся кролик, так что эту статью, то ли пятую, то ли шестую за месяц, пришлось забрать себе. Не потому, что плохая, а потому, что были более важные премьеры. Так она и лежала в пыльных архивах, пока не вышло новое кино батюшки Андерсона и не Пришла Пора.

-2

Давно уже не попадался мне фильм, трейлер которого был бы настолько интереснее самого кина. Ну, разве что «Кольская сверхглубокая».

Референсов у нашего фильма великое множество: тут тебе и «Чужой», и «Власть огня», и «Дрожь земли», и «Звездный десант», и «Мгла», далее везде. И, разумеется, компьютерные игры, имя коим легион. Японцам, которые в ко-продукции с американцами сняли «Охотника на монстров» в качестве экранизации игры «Monster Hunter», подобный косплей привычен, а вот американскому фильму, чтобы собрать кассу, едва ли стоит так отчаянно косплеить десяток предшественников (и хорошо еще, если не один десяток).

-3

На самом деле кинематографисты просто попытались повторить успех серии фильмов «Обитель зла». Вроде бы налицо все предыдущие ингредиенты: игра компании «Capcom» в качестве первоисточника, та же студия спецэффектов «Mr. X», Милла Йовович в главной роли, Пол Андерсон, супруг Миллы Йовович, в качестве режиссера – а что-то не выходит каменный цветок.

-4

Начало у «Охотника», в принципе, любопытное: группа американских военных во время решения боевой задачи где-то на Ближнем Востоке проваливается в фэнтезийный мир, кишащий невообразимыми монстрами. Современное оружие против монстров бессильно, поэтому потерявшемуся капитану вооруженных сил США, роль которого исполняет г-жа Йовович, приходится прибиться к местному охотнику, который успешно противостоит чудовищам. Но ведь непобедимость американской армии вовсе не в оружии, а в виртуозной подготовке личного состава и величии человеческого духа! Поэтому Милла быстро доказывает охотнику в рукопашной схватке свою незаменимость, а потом вообще проявляет себя как великий истребитель чудовищ.

-5

Рейтинг 16+ кину совершенно не нужен: людей после пубертата «Охотник на монстров» едва ли привлечет такими выкрутасами, а вот пубертатных мальчишек, на которых и рассчитан, определенно потеряет. То есть они потом обязательно посмотрят бесплатно на трекерах, но ведь кассу неплохо бы собрать сейчас, тем более в проблемные ковидные времена.

-6

Кроме того, для мальчишек есть еще одна серьезная проблема: в этом фильме совершенно нет сисек, не говоря уже о более серьезной обнаженке. То есть в одном эпизоде Мила Йовович в ужасе лезет себе под мышку и активно срывает с себя одежду, чтобы проверить, не отложили ли в ней яйца местные пауки, но на футболке малодушно останавливается. В любом случае Милла уже так заматерела и повзрослела (не хочется говорить: постарела, ибо про женщин подобного не говорят), что ее сиськи едва ли доставят мужскому контингенту такое же живое удовольствие, как на том ее заветном постере юного периода «Занимайтесь любовью, а не войной».

-7

Нет, рейтинг 16+ здесь совершенно излишен. Вначале создатели еще натужно тщатся сделать из «Охотника на монстров» некую скучную фестивальную конфетку, для чего он, собственно, и нужен, в результате чего фильм четко бьется на две части: первая, фестивальная, как бы реалистическая, со всей грязью, болью, трупным смрадом, омерзительными пауками и пещерным ужасом – и вторая, фэнтезийная, а-ля «Властелин колец», когда гораздо более серьезных монстров некая команда, так похожая на эльфийско-гномью, шинкует огромными десертными ножиками.

-8

Вот вторую на самом деле и нужно было растягивать на целый фильм. Потому что там как раз всё в порядке: гламурные мальчики и гламурные девочки в роли гламурных охотников на монстров (у одного даже прядь хайпово выкрашена в зеленый цвет – ей-богу, не вру!), традиционно интернациональный состав повстанцев (в этот раз даже белые мужчины есть – видимо, известные расисты и сексуальные шовинисты японцы сказали по этому поводу свое веское слово), Рон Перлман в роли брутального полноразмерного мастера Йоды, причудливые доспехи, десертные ножи размером с саблю, всё такое. Даже сидение героини в клетке выглядит во второй части гламурным и интересным сидением в клетке, допустим, из фильма «Хроники хищных городов».

-9

А вот первую часть, в которой неумело попытались продемонстрировать кровь и грязь, и за которую фильм и получил довольно жесткий прокатный рейтинг, смотреть не очень приятно. Мне неприятно, подготовленному зрителю, который видел всякое, в том числе такие неаппетитные вещи, как «Свадебная ваза», «Человеческая многоножка» и «Бойня блюющих куколок». В итоге получилась классическая, много раз уже зафиксированная история: ни богу свечка, ни черту кочерга. Кому адресован фильм – совершенно непонятно: взрослые зрители, поклонники артхауса, которым, может быть, понравится первая часть, в основной массе окажутся равнодушны ко второй; а тем, кому пришлась бы по душе вторая, нужно еще как-то до нее до сидеть.

-10

Возможно, взрослый рейтинг создатели натягивали своему творению специально, впечатленные успехами «Дэдпула» и «Игры престолов». Однако увы, далеко не всякий взрослый рейтинг приносит кассу; а времена кассовых триумфов «Робокопа», «Изгоняющего дьявола» и «Терминатора», когда в кино в основном ходили взрослые, уже давно прошли.

-11

Кстати, претензии зрителя первой части к логике происходящего – скажем, каким образом охотник, случайно застрявший на скале, потому что обратно в пустыню его не пускал перемещающийся под дюнами монстр, сумел оборудовать себе вполне цивильное убежище с массивной шипастой решеткой, – легко купируются второй частью: так ведь это же фэнтези! В фэнтези еще и не такие штуки бывают.

-12

В целом же режиссура маститого Пола Андерсона, тяготеющего к фантастике и экранизации всяких компьютерных игр, традиционна для мэтра: прискорбно слаба. Всё же имело, наверное, смысл узнать имя постановщика, прежде чем идти в кино. Полагаю, многие, не пришедшие на «Охотника на монстров», именно так и поступили.

-13

Андерсона определенно завораживает, когда в перевернувшейся машине парят в невесомости слоу-мо пассажиры и незакрепленные предметы; нам показывают это в разных частях фильма и раз, и два, и три, пока не заучим наизусть. Но черт возьми, это уже прошлый век – особенно когда оно педалируется столь назойливо. Еще один признак прискорбной неумелости постановки – это мельтешение в боевых сценах: непонятно, кто кого ударил, кто куда побежал, перед глазами лишь бестолковое метание массовки на крупном плане.

-14

Любимец дель Торо, Рон Перлман, судя по всему, уже стал понемногу обязательным номером любого околофэнтезийного фильма про кайдзю. В этот раз, правда, явление умеющего удивить актера вполне соответствует всему остальному: ну, Перлман – а вполне мог бы быть и другой, едва ли что-то серьезно поменялось бы. То ли возрастной Рон уже устал, то ли сценарий и режиссура и не предполагали иного.

-15

В финале дается намек на возможное продолжение франшизы. Но, к счастью, эти возможности невелики – в соответствии с крайне сомнительными прокатными потенциями «Охотника на монстров».

Василий Мидянин

-16

Другие материалы автора:

Атака монстров (О фильме «Тихоокеанский рубеж – 2», 2018)
Фантомас разбушевался15 октября 2023

Чужой внутри (о фильме «Спутник», 2020)
Фантомас разбушевался29 марта 2023