Одновременно грустное и смешное интервью генерального директором Comscore (американская компания по измерению и аналитике глобальных медиа), в России/СНГ, члена Ассоциации владельцев кинотеатров Романа Исаева «Бюллетеню кинопрокатчика».
С одной стороны, он фактически признает, что стратегия выживания российского кинопроката, отрезанного из-за путинской спецоперации от легального голливудского кино, исчерпала себя. С другой - уверяет, что в былом виде Голливуд в Россию, скорее всего, не вернется, поскольку «за последние годы российские продюсеры привыкли к тому, что рынок полноценно принадлежит им», произошли изменения в законодательстве и т.д. И надеется, что будет найден оптимальный, стратегически правильный формат возвращения Голливуда в Россию «без нанесения вреда нашим морально-духовным ценностям».
Однако, «про наши морально-духовные ценности» на фоне бесконечной высокодуховной продукции об элитных проститутках, содержанках, преуспевающих бандитах, коррупционерах-чиновниках, и говорить как-то неловко. Вы что, Роман Исаев, эту суверенную продукцию не смотрите?
Но дело даже не в этом. Исаев признает, что кинотеатры теряют самую «киноходящую» молодежную аудиторию, которой неинтересны все эти сказочки и семейные фильмы, а хочется нормального экшна, комедий, триллеров. Цифры, названные Исаевым, удручают: в период т.н. «Новогодней битвы» (речь о премьерах, запущенных перед и сразу после Нового года) в 2024 г. взрослая аудитория относительно 2019 г. упала в 2 раза.
Причем, интересного этой аудитории контента не хватает не только в новогодние праздники. По словам Исаева, сейчас на рынке «есть российские миллиардники, есть контент, собирающий до 100 миллионов, а фильмов с кассой в 300–700 миллионов рублей не хватает на порядок. Этот сегмент закрывал Голливуд своими комедиями, хорошими детективами, боевиками, драмами. Российские производители над этим контентом работают, но его не хватает в 5–7 раз».
Сомнительно, что без Голливуда этот контент в нужном количестве появится: т.н. мэйджоры, получающие казенные деньги, хотят снимать исключительно кино, которое соберет в прокате не менее 1 млрд руб. У маленьких компаний, без таких претензий по сборам, нет доступа к госденьгам.
Прибавьте к несбалансированности репертуара, нежелание всех российских кинопроизводителей «ставить свои крупные релизы на лето». Это, по словам, Исаева, «топит» кинотеатры, которым приходится ежегодно по несколько месяцев подряд спасать себя самостоятельно.
Спасаются, в том числе и благодаря пиратским релизам голливудского кино. По данным Исаева, «уровень сборов альтернативного контента балансирует в вилке от 20 до 30 процентов годовых цифр. Но именно эта доля дает кинотеатрам возможность выживать в периоды отсутствия крупного и среднего отечественного контента, не нанося вреда российскому кинопрому».
От себя добавим, что российский кинопром в отсутствии российского кинопроката тоже потеряет. Достаточно вспомнить 90-е, когда в кинотеатрах торговали чем ни попадя, и кино почти не снимали. Конечно, сейчас, есть онлайн-кинотеатры, которых не было тогда. Но большое кино это не спасет. Тарковских не будет. Останутся одни андреасяны.