Линии Наска - это то, о чем многие слышали (вдруг внезапно выяснилось, что нет, многие не слышали), мало кто видел и никто доподлинно не знает, кто их нарисовал.
Гигантские рисунки на земле непонятного происхождения и неясного назначения. Вот и всё, что я вам могу о них сказать.
Странные штуки, которые очень хотелось увидеть хотя бы для того, чтобы убедиться, что они существуют.
Рассказываю. Увидели. Они существуют.
На второй день наших перуанско-боливийских новогодних каникул с утра пораньше мы покинули Лиму и полетели смотреть на эти самые линии.
Собственно, ради них и была сделана остановка в столице Перу. Ибо больше ничего в тех краях не входило в круг нашего любопытства. Заранее согласна, что наверняка зря, но путешествие и так получилось раздуто до неприличных 22 дней и это при, как вы видите, весьма бодром графике.
Увидеть линии Наска при желании может любой турист обыкновеникус, добравшийся до Лимы.
Это не что-то прям труднодоступное, хотя и весьма уникальное.
Редкое сочетание.
Ежедневно из Лимы отправляются однодневные туры (купить можно в интернете, здесь могла бы быть реклама вашего тура).
Беглое изучение в интернете показало, что порядок проведения данных туров и ценник практически у всех одинаковый.
Рано-рано на рассвете, кажется чуть ли не в 4 утра вас с коллегами-бедолагами забирают из отеля (вариант - надо до места сбора добраться самим), далее везут в эту самую Наска (с остановками на еду и туалет), в Наска вы садитесь на маленький самолётик, который в течение 30 минут будет вас катать, поворачиваясь то одним крылом, то другим к земле (поэтому если вас укачивает, то запасайтесь лекарствами и пакетиками), чтобы все пассажиры смогли рассмотреть рисунки.
После полёта машина выдвигается в обратный путь к Лиме, некоторые делают остановки на какие-то достопримечательности, чтобы уж совсем не скучно ехать было. Ведь ехать там где-то семь часов.
Возвращение в Лиму ближе к полуночи.
Стоит такой тур порядка 300 долларов с человека.
Мы же выбрали немного другой вариант.
Решили слегка подсократить путь и подскочить туда на маленьком самолёте.
Для этого нам тоже пришлось встать довольно рано, ибо день короткий, а планы грандиозные. И посмотреть легендарные рисунки на земле - лишь часть его.
Оставив большие чемоданы в камере хранения аэропорта (они нам ещё пригодятся), мы прошли контроль безопасности (самолётик хоть и маленький, но всё по-взрослому) и полетели.
Этот полёт сам по себе стал отличной обзорной экскурсией.
Пролетели над городом, оценив масштабы и застройку.
И ушли к океану. Дальше так и следовали - вдоль него, любуясь окрестностями.
Только с высоты можно оценить, насколько интересное место расположения города.
Волны океана набегают на береговую линию, вдоль которой он раскинулся вдаль и вширь, пока горы не преградили ему путь красивой стеной.
Город заканчивается, и остаются лишь океан, горы и какие-то застройки между ними.
Через 40 минут мы приземлились в крошечном аэропорту горда с немного странным на наш русский слух названием Pisco.
Кстати, так же называется местный традиционный крепкий алкогольный напиток, похожий на самогон.
Сам напиток мне не очень. Но на его основе делают весьма приятный коктейль - пиcко сауэр.
Самолёт здесь остановился на дозаправку.
Так что нам пришлось выйти из него, пройти в зал аэропорта, выйти из зала прилёта, получить новые посадочные талоны, пройти контроль, выйти в зал вылета, снова выйти на взлётное поле и сесть в тот же самолёт.
Выглядело это весьма странно. Особенно учитывая, что кроме нас никого в аэропорту не было.
Сотрудники аэропорта нас встречали прямо у трапа. Дальше мы, ведомые ими, прошли все описанные этапы и сели в тот же самолёт.
И в какой-то момент по дороге нам выдали вот такие прекрасные картинки с картой расположения рисунков, чтобы мы, значит, заранее ознакомились с тем, что нам предстоит увидеть.
Но вот все формальности пройдены, можно лететь.
Выше я писала, что вылеты на осмотр рисунков происходят из аэропорта Наска. Мы же вылетали из Пиcко.
Так что нам предстояла ещё одна небольшая обзорная экскурсия.
Мне, кстати, рассматривать то, что мы пролетали, было не менее интересно, чем ждать встречу с легендарными картинками плато Наска.
Отойдя от океана, пустынная местность вспучивалась горами.
Горы исчезали и на их месте появлялись песчаные барханы, среди которых стройными рядами затесались какие-то сооружения. Я почему-то сразу подумала про майнинговые фермы, но наш проводник сказал, что здесь куриц выращивают.
Ну, ок. Пусть будут курицы.
Барханы внезапно упирались в какие-то зелёные поля.
И снова вспучивались небольшими горами.
В общем, очень странный рельеф.
Может оно и не удивительно, что место такое странное.
Пролетев полчаса над этими занятными картинками мы прилетели на плато Наска.
Наш самолёт стал кружить, поворачиваясь то одним крылом, то другим под возгласы сопровождающего: "Внимание! Сейчас с правого борта. Три, два, один. Видите?"
Честно говоря, я сначала вообще не поняла, что мы смотрим. И что именно мы должны увидеть. Считаются ли те прямые линии, пробороздившие поверхность, теми самыми геоглифами, или надо выискивать картинки, согласно схеме.
Спросить было не у кого, потому что все деловито фоткали, восхищённо цокая затворами фотоаппаратов.
Не, ну я тоже восхищалась и цокала. В конце концов - это просто необычная симпатичная поверхность.
Я приблизительно так же животных рассматриваю, когда они вдали.
Все радостно кричат: "О, смотрите, там медведь! О, он на задние лапки встал! Ой, какой мохнатенький".
А я смотрю на размытую мелкую точку на горизонте и тоже радостно "О, да! Какой клёвый медведь!"
В этот момент мне можно говорить, что там мамонт, бегемот, Пушкин. Я буду радостно кивать головой и соглашаться.
Потому что обидно признаваться, что все видят мамонта, а ты нет.
Так что предполагаю, что первая часть фигур прошла мимо меня.
И вдруг когда объявили, что по нашему борту фигура астронавта, я увидела эту фигуру.
По-моему, это было больше похоже на какого-то инопланетянина, но раз сказали "астронавт" пусть астронавтом и будет.
А дальше фигуры пошли одна за другой.
И здесь настало время немножко рассказать, что такое эти линии Наска.
Потому что, я же знаю, половина моих читателей забанена в поисковых системах, вторая половина туда не ходит, чтобы ножки не стаптывать.
Так что я потружусь за вас, помозолю пальцы о клавиши, пересказав информацию из википедии.
Геоглифы Наски - это огромные рисунки, расположенные на плато Наска.
На сегодняшний день обнаружено 143 рисунка, 13 000 линий и полос и 700 геометрических фигур.
В основном рисунки изображают животных. Лишь один, уже упомянутый мной, астронавт - изображает условного человека.
Размеры рисунков весьма внушительные - в среднем 50 метров.
А гигантская ящерица, которой немилосердно отрезали хвост, проложив шоссе - целых 188.
Некоторые рисунки имеют вполне однозначные очертания. Например, цветок.
Для распознания других требуется приложить фантазию.
Для тех, у кого фантазии нет, в буклете подписано, как называется та или иная фигура.
Вот это попугай, если вы ещё сами не догадались.
А это - обезьяна. К ней у меня меньше вопросов, чем к попугаю.
Но не всё так просто.
Про рисунок, который долгое время называли "колибри", теперь пишут, что это дрозд-отшельник.
Мол, длинный клюв и короткие трёхпалые ноги однозначно на это указывают.
Ну-ну.
А это так и вовсе кондор.
Сами линии, полосы и рисунки нанесены на поверхность путём выемки грунта, в виде борозд до 135 сантиметров шириной и до 40—50 сантиметров глубиной.
Создание этих линий приписывают цивилизации, населявшей плато до II нашей эры.
Назначение - ритуальное. А может быть астрономическое.
А может они просто копать любили.
Более древними считаются красивые рисунки, изображающие животных и астронавта, которые пересекают более молодые геометрические узоры.
В общем, понакопали, поначертили и бросили.
Долгое время про линии Наски не знали, потому что разглядеть их можно только с воздуха.
Отсюда версии про тайные послания инопланетянам.
У меня, честно говоря, никаких версий нет.
Я просто посмотрела с мыслью "чего только не бывает".
Осмотрев все доступные рисунки и всяческие линии мы двинулись в обратный путь.
Опять горы, барханы, зелёные квадраты. Красота.
Приземлившись в Писко мы прошли процедуру в том же порядке (самолёт, зал прилёта, контроль безопасности, зал вылета, тот же самолёт), обеспечив в этот день работой сотрудников этого крошечного аэропорта.
И снова океан и Лима.
Где мы забрали вещи из камеры хранения и как раз успели на наш рейс, вылетавший в Куско.
В предыдущей серии: