Найти в Дзене
Пища для ума

Злоумышленник поневоле ))??

Оглавление

Вы только вдумайтесь: есть ли что‑то более будоражащее воображение, чем крохотный деревенский мужичок, босой и в латаных портах, который в одночасье становится «злоумышленником» на глазах целого судебного ведомства? Именно такую, казалось бы, смешную и в то же время до жути трагическую картину являет нам Антон Павлович Чехов в своем рассказе «Злоумышленник». Но и это далеко не предел: за внезапной комичностью здесь открывается весьма страшная реальность.

Когда кажется, что всё ясно, всплывает…

Что плохого, скажете вы, может быть в банальной гаечке, которая «лежит, да просится в хозяйство»? Оказывается, очень многое. Иногда именно такая мелочь способна запустить цепную реакцию, способную стоить кому‑то жизни. А теперь представьте следующую ситуацию: человек приходит на железнодорожные пути и отвинчивает какую‑то «безделицу» — всего лишь крепежный элемент. Ничего страшного, правда? «Нешто мы некрещеные, чтобы убивать?» — примерно так отмахивается герой Чехова, Денис Григорьев, искренне не понимая, почему его теперь хотят запереть в тюрьме.

И тут начинается самое любопытное: Денис никак не видит своей вины и ссылается на «народную» традицию — мол, все так делают, гайки хороши для грузил на рыбалку! Казалось бы, всё просто, но перед нами возникает конфликт: железнодорожное полотно принадлежит «государству», а мужик буквально рискует пустить под откос поезд — так, на минуточку, целый состав с людьми. И вот наступает переломный момент, когда следователь буквально восклицает: «Да ты же мог людей погубить!» Ответ: «Избави господи… да какие ж мы злодеи?»

Вы только вдумайтесь: на дворе конец XIX века, время, когда железные дороги только начали покрывать просторы России. Но осознание их важности и сложности, увы, для многих крестьян так и оставалось за гранью понимания. В чём же дело? Может, в безграмотности? А может, в банальной безответственности? Или дело куда глубже — в социальном устройстве, в неразвитости инфраструктуры, в самой психологии выживания, когда «на дороге не найдешь», а покупать что‑то накладно, да и денег нет?

«Теперь переходим к самому неожиданному…»

И тут‑то всё и раскрывается. Представьте, что истории вроде чеховской встречаются и ныне. Вы скажете — да вы что, гайки с рельс уже никто не ворует! Но давайте копнём глубже: как много в наших городах и селах «пропадает» кабелей, крышек от люков, чугунных оградок, батарей из подъездов? Разве не узнается в этих «современных Григорьевых» та самая наивная, но в то же время упорная, как танк, уверенность: «А что тут такого? Мне ж надо!»
В этот момент становится понятно, что дело не только в пропавшем металле, но в элементарном нежелании задумываться о последствиях. «Нешто мы злодеи какие?» — именно это оправдание звучит и сегодня. Да, для грузила, да, для своих нужд, да, для дополнительного заработка. Но что будет, если в результате действий «злоумышленника» поедет под откос поезд, прорвется труба, перестанет работать телефония, повалятся опоры линии электропередачи? А ведь наш герой «не со зла»…

«Вот это поворот, правда?»

Случалось ли вам замечать, сколько подобных «Денисов Григорьевых» рядом? «Человеки простые», «волей судьбы» или же банально по глупости решают вопросы за счет общественного блага — либо из‑за нищеты, либо из‑за вечного «авось пронесет». И тут возникает полемика:

  • Сторона первая: «Нельзя человека судить слишком строго: он же темный, необразованный, не понимал, что творил!»
  • Сторона вторая: «Незнание закона не освобождает от ответственности; последствия могут быть фатальными, а эгоизм не должен быть оправданным!»

Чей здесь перевес? Выходя на просторы форума, вы наверняка обнаружите самые противоположные мнения. Одни говорят, что корень зла — в самом устройстве общества: «Люди бедны, у них нет выбора, вот и отвинчивают гайки». Другие возразят: «Купить свинец на грузила дороже, конечно, чем вывернуть ржавую деталь, но мы же не хотим, чтобы кто‑то погиб из‑за нашей халатности!» И наконец, самый неожиданным образом всплывает вопрос морали: «А если всем можно брать всё, что плохо лежит, почему же общество должно строиться на доверии и безопасности?»

«И вот тут проявляется вся суть…»

А теперь пора открыть занавес: ключевая идея рассказа «Злоумышленник» многими воспринимается как анекдотичная зарисовка о темном крестьянине. Но Чехов, как всегда, копает глубже: трагедия в том, что простая деревенская жизнь, лишенная элементарных просветительских основ, рождает людей, которые в упор не понимают, какую катастрофу способны вызвать их «мелкие» деяния. Причем параллельно находятся «господа», которые спокойно покупают готовые неводы и чудесно осознают, откуда те «запчасти», но помалкивают, получая свою выгоду.

Случалось ли вам видеть подобные ситуации и сегодня, когда никакой бедности уже вроде бы нет (по сравнению с XIX веком), а воровство по мелочам процветает? Кабельные магистрали, лифтовое оборудование, дорожные знаки — исчезают, как будто каким‑то волшебным образом. «А что? Нам надо, и вообще “государственное” — значит ничьё!» Но тут случается то, чего никто не ожидал: люди вдруг всерьез задумываются — а не повторяем ли мы путь того самого Григорьева, становясь «злоумышленниками поневоле», которые считают, что «никто не пострадает»?

Врезка-история для переключения

Однажды в моем дворе решил один «умелец» прихватить на дачу куст роз. Мол, «красиво цветет, а у нас на клумбе места много». Полез выкапывать под покровом ночи, да запутался в поливочном шланге. В результате разбудил всех соседей истошным воплем, потому что шланг «выстрелил» ледяной водой из разбитого крана. Казалось бы, смешная мелочь, а кому‑то наутро пришлось чинить трубку, убирать землю, высаживать новый цветок. «Нешто я злодей какой? Мне ж надо кустик на даче посадить!»

«Ведь в конце концов, всё сводится к…»

Главное, что хотел сказать Чехов: люди, которые по неопытности или халатности совершают ошибки, далеко не всегда понимают их разрушительное влияние. Герой убежден — он не преступник, он рыбак, которому нужен грузик! Но дерзкая проблема в том, что последствия его проступка потенциально смертельны. И таких проступков у нас — пруд пруди.

Однако не будем делать вид, что всё зависит лишь от крестьянина. Писатель, будучи врачом и тонким наблюдателем за жизнью, указывает: вина распределена — общество, власть, просвещение, господа, которые «стимулируют спрос». Да и сам герой не мог родиться с пониманием, как устроена железная дорога, если никто ему никогда этого не объяснял. Но в любом случае итог очевиден: незнание не освобождает от наказания. Рано или поздно цепочка событий может обернуться трагедией.

«И наконец, самый любопытный момент…»

Почему рассказ до сих пор актуален? Да потому что «злоумышленниками поневоле» становятся и люди, которые имеют высшее образование и носят белые воротнички. «Вы скажете, да как же так? Мы ж не отвинчиваем гайки!» Возможно, мы не отвинчиваем, но закрываем глаза на мелкие нарушения, списываем рабочие материалы «для себя», сливаем что‑то «по чуть‑чуть» в свой карман, потому что «так все делают». Точно так же, как Денис Григорьев, который «знал, что гайка пригодится», — мы иногда хотим оставить выгоду себе, уговаривая совесть, что «ничего страшного». А иногда и вовсе считаем, что за такие мелочи наказывать — несправедливо.

«Казалось бы, всё просто, но…» за каждой такой гайкой иногда стоит чья‑то безопасность, чье‑то здоровье, чьи‑то нервы, потраченные на ремонт, или чьи‑то убытки. И никуда не деться от вопроса: что если цепочка «не страшно же» однажды выльется в настоящую катастрофу?

Провокационный вопрос без прямого ответа

Вам когда‑нибудь приходило в голову, что мы все, хоть раз в жизни, становимся похожими на того самого Григорьева, когда берем что‑то «просто потому что лежит»? Неважно, идет ли речь о скачивании нелицензионного контента, замаскированном занижении налогов, списывании лишней канцелярии на работе или срезании «туевы кучи» металла с заброшенных объектов. Вроде «мелочёвка», а потом становится жаль, когда выясняется, что так делали сотни людей и общий урон — колоссален.

«Самое удивительное ждёт впереди…»

Задумаемся, возможно, сегодняшний «злоумышленник», который искренне не понимает, в чём его проступок, — следствие всеобщего «нежелания знать». Ведь знать — значит признавать ответственность. При этом есть и вторая крайность: мы часто забываем о том, что существует и другая сторона — общество, которое, не создавая условий, толкает многих на мелкие (а иногда и крупные) правонарушения. Но кто из них главный виновник? Общество, не научившее этому самого простого крестьянина? Или крестьянин, который считает: «Мне нужнее, чем кому‑то там»?

Небольшая «переключающая» врезка

Один знакомый рассказывал: «В детстве мы думали, что это вообще не преступление — открутить кнопку на лифте, чтобы сделать “классную деталь” для самодельной игрушки. И никто из нас не понимал, что из‑за этого лифт мог застрять. Да это лифт-то вроде и не наш, а общий!» С годами пришло осознание: «Каждый раз, когда что‑то “просто снимают”, кто‑то другой тратит деньги и время на починку, а пострадать может в итоге любой».

И тут-то всё и раскрывается…

По сути, Чеховский «Злоумышленник» — это зеркальце, в котором каждый может увидеть и себя, и свое окружение. Расставляя акценты на «темном мужике», Антон Павлович ярко высвечивает вовсе не «деревенскую тупость» — а социальную и духовную «слепоту». Отсутствие базового понимания, сколько горя может принести этот крошечный болтик, если поезда сойдут с рельсов. И куда страшнее тот факт, что незнание переходит в нравственную «темноту». Да, Дениса Григорьева можно пожалеть, да, хочется упрекнуть судью — разве жестокие меры помогут, если главная проблема в том, что «не понимает» мужик. Но случись трагедия — ответ держать уже придется по полной, и это тоже правда жизни.

«А теперь подготовьтесь к очередному сюрпризу…»

Многие усматривают здесь и политический подтекст: маленький человек, неправедное судопроизводство, власть «господ», которые не вникают в крестьянские нужды, тогда как сами же пользуются результатами «кражи» (покупают те самые невода «с гайками»). Чехов с его фирменной улыбкой, где сквозит бескрайняя печаль, показывает эту цепочку. «Самый простой мужик» вовсе не осознает дальнобойных последствий. Те, кто осознают, втайне пользуются его невежеством. Общий итог: система, в которой творится маховик беды.

«Ведь в конце концов, всё сводится к…»

…вопросу личной ответственности. Кажется, что «Злоумышленник» — прямая проповедь: мол, не бери чужого, иначе беда. Но Чехов никогда не был столь прямолинеен. Он показывает: беда в том, что герой совершенно искренне не понимает своих нарушений. Именно это делает ситуацию абсурдной и трагичной одновременно. И если мы примем на веру, что «невежество» может быть оправданием зла, то рискуем в итоге остаться без рельсов под ногами.

Зачем это нам сегодня?

Казалось бы, мы живем в век информации, чего‑чего, а просвещения хватает. Но что, если у нас по‑прежнему хватает «злоумышленников поневоле»? Что, если мы иногда сами закрываем глаза на то, что какая‑то деталь «пригодится в хозяйстве», а про последствия не думаем? «Только представьте масштабы этого», как сказал бы классик, если подобное делает масса людей, от мала до велика.

И здесь‑то и кроется главная загвоздка: любой член общества (и необязательно босой крестьянин XIX века) может внезапно стать нарушителем безопасности, даже этого не замечая. Проблема коллективной ответственности и взаимосвязи всех со всеми — именно тот вызов, который чеховский рассказ бросает нашему времени.

Призыв к действию и диалогу

  • Подумайте, что будет, если мы продолжим жить в парадигме «нужнее мне — значит, беру»?
  • Вам когда‑нибудь приходило в голову: а не поощряем ли мы похожее поведение, когда покупаем по дешевке вещи непонятного происхождения?
  • А теперь самое интересное: где граница нашей личной вины и социальной среды?

Давайте делиться мнениями, ведь именно в здоровой полемике рождается осознание проблемы. Поставьте лайк, если тоже считаете, что рассказ Чехова «Злоумышленник» сегодня актуален как никогда. Напишите в комментариях, сталкивались ли вы с подобными историями и как реагировали.

И, конечно же, подписывайтесь на наш канал (или рассылку, блог, страницу — что вам ближе) — здесь мы анализируем классические тексты с неожиданного ракурса, раскрываем исторические сюжеты, погружаемся в литературную критику и обсуждаем, как книги помогают нам становиться лучше и учиться ответственности. Рекомендуйте знакомым — ведь подписка на проверенные источники:

  1. Помогает развивать интеллектуальное мышление и личностный рост.
  2. Дает возможность смотреть на мир шире.
  3. Открывает доступ к сообществу людей, которым небезразлична культура и литература.

И да, ставьте лайк, если находите в «Злоумышленнике» не только иронию, но и горький урок для нас всех. Совместными усилиями мы создадим пространство для вдумчивого анализа и открытых диалогов.

Хештеги для продолжения разговора:

#Чехов #Злоумышленник #Классика #Литература #Общество #СоциальныеПроблемы #Развитие #Культура #Подписывайтесь #ГлубжеВСуть #Актуальность #РазумПротивХалатности #ВремяЧитатьКлассиков #ОбсуждаемВместе

И, наконец, самый любопытный момент: а ведь всё может обернуться иначе, если каждый вовремя спросит себя: «Зачем я это делаю? К каким последствиям это приведет?» Возможно, именно тогда мы перестанем быть «злоумышленниками поневоле» и научимся превращать мелочи из источника опасности в повод для гордости за наше общее благополучие.

Спасибо за внимание! Буду рад увидеть ваши мысли — пишите, делитесь, не стесняйтесь. И давайте вместе докажем, что чтение классиков — это не скучная обязанность, а увлекательный путь к переменам в себе и в обществе.