Виктор Са, один из ключевых игроков «Краснодара», уже год как играет в России. У 30-летнего бразильца насыщенная карьера – он успел поиграть на родине, в Австрии, Германии и даже ОАЭ, где мы и поговорили с ним во время Winline Зимнего кубка РПЛ. Из интервью Виктора Са Metaratings.ru вы узнаете:
- по чему бразильскому он больше всего скучает в России;
- что происходило после той самой игры против «Динамо»;
- чем выделяется наставник «Краснодара» Мурад Мусаев;
- почему бразильцам сейчас сложнее показывать игру уровня Роналдиньо.
«Иногда мы играли в фавелах без обуви, бывало, что в домах не было еды»
– Я изучал карту Сан-Жозе-дус-Кампус, и считал, какой стадион главных клубов штата («Сан-Паулу», «Коринтианс», «Палмейрас» и «Сантос») ближе к месту твоего рождения. Оказалось, что это «Итакереум», стадион «Коринтианс». И всё же, за кого ты болел в детстве?
– Естественно, я болел за «Сан-Паулу», но мои друзья и сестра были фанатами «Коринтианса», потому что стадион находился недалеко от нашего дома. Помню, когда мне было примерно 14 лет, мы с отцом постоянно ездили на игры «Сан-Паулу», поскольку папа сильно фанатеет по этому клубу.
– О твоем детстве не так много известно. Кто твои родители и как они повлияли на твою карьеру?
– В основном меня растили мама и старший брат, так как мои родители развелись, когда мне было 8 месяцев. В первые годы моей жизни я никак не контактировал с отцом, но всё начало налаживаться примерно в возрасте 13 лет. Сейчас мы продолжаем поддерживать с ним хорошие отношения. В целом, у меня было нормальное детство. Нельзя сказать, что я совсем не сталкивался с трудностями, но несмотря на это, я хорошо провёл свои юные годы.
– У иностранцев есть стереотипы о России – водка, снег и медведи. Но и в России есть стереотипы о Бразилии – фавелы, небогатая жизнь, преступность на улице. Расскажи о своем детстве, и о месте, где ты родился? Это ведь достаточно благополучный пригород Сан-Паулу?
– Сан-Жозе-дус-Кампус – это хороший город, с развитой индустрией и инфраструктурой. Но в нём есть как хорошие, так и неблагополучные районы, как и во всех других городах Бразилии. Та часть города, где я жил, была достаточно скромной, так что иногда мы играли в фавелах без обуви. Бывало, что в домах не было еды. Конечно, в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро фавелы гораздо больше, чем у нас в городе, но такое тоже присутствует. Сейчас, конечно, благодаря футболу уровень жизни моей семьи значительно улучшился.
– За год в России ты понял, по чему бразильскому больше всего скучаешь? Витор Тормена говорил нам в интервью, что ему не хватает любимых бобов.
– Да, самое сложное – это бразильская фасоль, фейжао. Её практически не найти в России. Приходится просить родственников и друзей из Бразилии, чтобы они привезли эту фасоль. Жаль, конечно, что её хватает только на пару месяцев.
«Чувствовал, что в «Краснодаре» буду счастливее, чем в «Спартаке». Тормена – о РПЛ, России и холодах
– Что тебе нравится из русской еды?
– Мне нравятся русские супы. Вообще, я стараюсь питаться в России базовой едой, которая хоть чем-то схожа с бразильской. Не хочется пробовать что-то экспериментальное и необычное, чтобы потом не остаться разочарованным.
– То есть селёдку под шубой не пробовал?
– Нет-нет!
«После «Динамо» почти не спал, постоянно прокручивал в голове возможные исходы событий»
– По первой части сезона тебя можно назвать одним из ключевых игроков «Краснодара» – ты сыграл в 17 матчах и сделал 3+4. Что изменилось по сравнению с весной? Прошла адаптация?
– Да, первоочерёдным был вопрос адаптации. Я приехал, когда команда вернулась из Дубая, так что мне нужно было привыкнуть к новой стране, чемпионату и познакомиться со всей командой. В последних шести играх мне удалось сыграть достаточно хорошо, а потом я провёл с командой полноценный летний сбор, окончательно познакомился со всеми и понял, кто как играет. Я смог полностью влиться в команду и сейчас показываю хорошие результаты. Всё налаживается. Конечно, в первое время после перехода каждому игроку требуется время для адаптации: иногда это занимает месяц, иногда больше. Это нормально.
– Весной ты провел почти всю игру в том самом матче с «Динамо» в последнем туре прошлого сезона. «Краснодар» победил, но чемпионом стал «Зенит». Вы следили как-то за тем, что происходило в параллельном матче?
– На поле мы практически не слышали о том, что происходит в параллельной игре. Под конец, конечно, любопытство брало верх, и мы во время паузы спрашивали что-то у скамейки запасных. К сожалению, нам не удалось стать чемпионами, но хотя бы смогли победить «Динамо» в домашнем матче.
– Удалось уснуть после этой игры?
– Я почти не спал. Постоянно прокручивал в голове возможные исходы событий, вспоминал о потерянных очках по ходу чемпионата.
– Новый сезон, вы на невероятной серии из 11 побед подряд. Что случилось в конце осени с командой? Почему вы смазали концовку (3 ничьи и поражение)?
– Иногда такое происходит. Мы играли против очень сильных команд и допустили некоторые ошибки. Я верю в то, что после паузы у нас получится показать ещё одну победную серию.
– Как ты оценишь лично свою игру? Чем ты недоволен и что можно улучшить?
– Не могу сказать, что я чем-то расстроен или недоволен, но есть те аспекты, которые мне необходимо улучшить. Мне нужно забивать как можно больше голов и отдавать передачи, чтобы помогать команде побеждать. У каждого игрока прокручиваются подобные мысли в голове. Это нормально, так как у всех есть амбиции и желание прогрессировать.
«Уверен, что Сперцян смог бы играть в топовом чемпионате»
– Как ты выстраиваешь коммуникацию с русскими партнёрами? Кто из них самый весёлый?
– Конечно, я больше общаюсь с южноамериканцами, но у нас очень дружный коллектив вне зависимости от национальности. Все общаются без проблем. Больше всего из русскоговорящих я общаюсь со Смоловым и Сперцяном.
– Про Эдуарда Сперцяна всегда много слухов об интересе из Европы. Как думаешь, он готов к игре в топ-5 чемпионатов?
– Без каких-либо сомнений, Сперцян – футболист очень высокого уровня с хорошей техникой и игровыми качествами. Стоит отметить, что также он очень хороший человек. Я уверен в том, что Сперцян смог бы играть в топовом чемпионате, так как он дорос до этого уровня. Конечно, это было бы большой потерей для нашего клуба, но если его продажа пойдёт на пользу обеим сторонам – почему бы и нет?
– Какие отношения у тебя с Матвеем Сафоновым, как с ним складывалось общение до его отъезда в «ПСЖ»? В команде следят за его выступлениями?
– У нас не было много времени, чтобы познакомиться, но Матвей произвел хорошее впечатление. Наше общение всегда было позитивным. Я думаю, что сейчас российские игроки постоянно с ним на связи, переписываться, общаться. Но, надеюсь, что если я когда-нибудь я попрошу у Сафонова билетик на матч «ПСЖ», он мне не откажет.
«Мусаев отлично умеет управлять коллективом и общаться с футболистами»
– Недавно экс-игрок «Краснодара» Павел Мамаев в подкасте у Федора Смолова сказал, что у Мурада Мусаева очень интересные тренировки. Ты это чувствуешь? Что можешь особенно отметить?
– Да, у Мусаева очень интересный подход к работе с игроками. Он предоставляет игрокам большое количество информации и подсказок, чтобы улучшить и развить их игру. Всё это направлено на то, чтобы футболисты как можно лучше показывали себя на поле. Также Мусаев максимально детально разбирает каждого соперника и объясняет нам, как играть против очередного соперника. Он отлично умеет управлять коллективом и общаться с футболистами.
– Несколько лет назад «Краснодар» выпустил фильм, где был фрагмент, как Мурад Олегович разносит раздевалку после проигранного матча.
– Это абсолютно нормальная история, такие вещи постоянно происходят в футболе. В спорте невозможно любезничать, иначе ничего не будет работать. Тому же Тормене, который является моим другом, во время игры я могу эмоционально сказать что-то вроде «да пошел ты», «давай беги, начинай» и так далее. Так что и тренеры часто проявляют эмоции и могут разнести раздевалку.
– А ты видел Мусаева в гневе?
– Иногда да. Абсолютно у каждого тренера бывает такое. Когда всё идёт не по плану, то проявлять эмоции – это нормально. Я работал с такими тренерами, которые вели себя намного хуже в этом плане.
– В РПЛ переехал Луис Энрике. В «Ботафого» вы с ним поиграть не успели, но что можешь о нем сказать? Это действительно «Король футбола»?
– Да, это очень хороший игрок: молодой, быстрый, хорош в дриблинге, с отличной техникой. Сейчас он провёл очень хорошие игры за «Ботафого» и в Кубке Либертадорес, и в бразильской Серии А. Это отличное приобретение для всего российского чемпионата.
– В последние годы клубы в Бразилии стали намного богаче, чем раньше. Чувствуется, что футбол в стране переживает новый период?
– Да, многие бразильские команды очень выросли. Предприниматели и бизнесмены продолжают инвестировать в футбольные клубы и покупать их. Сейчас всё больше игроков хотят остаться в Бразилии или возвращаются в местный чемпионат. В этом аспекте, конечно, инвестиции играют важную роль.
Бразильские клубы внезапно разбогатели: это уже повлияло и на российский футбол
– Всё же многие бразильские игроки едут в Россию. В чём их мотивация? Это деньги, или спортивная составляющая, или дух приключений?
– Естественно, финансовая составляющая – это одна из основных мотиваций, но также бразильские футболисты не исключают возвращение российских клубов на международную арену. Для меня потенциальная возможность участия в Лиге Чемпионов и Лиге Европы стала важным фактором. На мой взгляд, Энрике приехал в Россию с такими же мыслями и надеждами.
«В «Краснодаре» инфраструктура запредельных масштабов!»
– Ты уже год играешь в РПЛ. К тебе уже обращаются игроки за советом по поводу российского чемпионата?
– Да-да, это нормально. Бразильцы постоянно звонят и спрашивают о лиге, стране, как всё устроено. Я тоже так делал, звонил и спрашивал.
– Ты даёшь хорошие рекомендации?
– Естественно (улыбается)! Мои рекомендации всегда только положительные. Я уже неоднократно говорил о том, что мне нравится жить в России. О клубе даже и говорить не стоит – в «Краснодаре» инфраструктура запредельных масштабов! Все мои рекомендации и отзывы о РПЛ только положительные.
– В Бразилии всегда много ярких игроков. Кто тебе особенно нравился в детстве? И кто нравится сейчас?
– Роналдиньо Гаушо времен «Барселоны», а если говорить о современности, то Неймар.
– Как относишься к возвращению Неймара на родину? Это хорошо для бразильского футбола?
– Это прекрасно. Неймар – это великий игрок для нашей страны. Все бразильцы надеются, что он будет показывать в «Сантосе» ту же уверенную игру. Бразильцы хотят, чтобы Неймар взял чемпионат мира 2026.
Шок, но, похоже, Бразилия – нефутбольная страна: как мы убедились в этом, сходив на матч Неймара
– Есть мнение, что современный футбол ограничивает бразильских игроков, а joga bonita вовсе умирает. Что ты думаешь по этому поводу?
– Нельзя сказать, что современный футбол накладывает сильные ограничения, но сейчас действительно сложнее показывать ту игру, которую демонстрировали Роналдиньо, Ромарио, Роналдо или Неймар. Скорее всего, это больше связано с тактической и физической составляющей, когда игрок ответственнее относится к реализации момента и забывает о joga bonita.
– Твой друг Витор Тормена в интервью нашему изданию говорил, что готов покрасить волосы или залпом выпить стакан водки в случае чемпионства. На что ты готов, если это произойдет?
– Я готов сделать то же самое! Вот только бриться налысо я пока не готов.
«Конечно, остаюсь в «Краснодаре», я здесь счастлив»: Виктор Са – о сборах и Winline Зимнем кубке РПЛ
«Зенит» снова лучший, «Краснодар» идет на рекорд: все о посещаемости первой части сезона РПЛ