Они строили для Гитлера «фольксвагены», а после войны основали завод «Порше», ставший самым высокорентабельным автомобилестроительным предприятием в мире.
Промышленный триллер
— Мы довольно скромное предприятие. Мы не бросаемся в глаза и довольны этим.
Это сказал человек, который и сам не особенно заметен — его почти никто не знает в лицо. Ганс-Михаэль Пиех. Ему принадлежит восьмая часть «скромного предприятия» под названием «Порше».
«Порше» знают все. Вид этой машины вызывает у каждого непреодолимое желание иметь такую штуку. Но очень немногие могут ее купить. Классический «Порше 911» стоит 67 741 евро. Его более дорогой собрат «Каррера GT» — 452 400 евро.
«Порше» — самая маленькая и одновременно самая доходная автомобильная марка в мире. В сентябре 2005 года в кассе этого небольшого автомобилестроительного предприятия в Штутгарт-Цуффенхаузене было три миллиарда евро.
На эти деньги фирма «Порше» приобрела пятую часть акций концерна «Фольксваген», обосновав покупку тем, что хочет спасти автомобильный гигант от перехода в чужие руки, то есть — к «саранче».
Сценарий промышленного триллера выглядел так.
Акции «Фольксвагена», которые в свое время популяризировали как «народные», распространены очень широко. «Саранча» (то есть фонды хеджирования) могла бы втихую скупить эти акции, раздробить концерн на отдельные части и с большой выгодой продать их другим автомобильным концернам в разных странах, не исключая и головное предприятие в Вольфсбурге, которое производит слишком дорогие автомобили.
Эта сделка погубила бы город Вольфсбург. Продажа завода в Эмдене стала бы катастрофой для Восточной Фризии. То же самое относится к заводам в Зальцгиттере или Ганновере и к дочернему предприятию «Ауди» в Ингольштадте, биржевая стоимость которого в размере 20 миллиардов евро — все же на пять миллиардов больше материнского концерна «Фольксваген».
Они не пройдут!
Но концерн «Фольксваген» защищен спасительной сетью, раскинутой над федеральной землей Нижняя Саксония. Эта сеть называется «Законом Фольксвагена», по которому ни один крупный акционер, как бы значителен ни был его портфель акций, не может иметь более 20% голосов. Земля Нижняя Саксония имеет 18,2% , сам «Фольксваген» — 13% и потому не могут иметь решающего голоса. Пока не могут.
Евросоюз считает, что этот закон препятствует свободной конкуренции, и опротестовал его в суде. Европейская судебная палата должна в 2007 году вынести свое решение по этому делу. Никто не сомневается, что закон отменят.
Благодаря «Порше» встревоженный трудовой коллектив «Фольксвагена» может спать спокойно: 18,2% Нижней Саксонии + 13% «Фольксвагена» + 18,5% «Порше» + опция «Порше» еще на 3,4%, которые «Порше» хочет купить в дальнейшем, в сумме составят абсолютное большинство акций. «Саранча» не пройдет.
Кто кого в данном случае поддерживает, обнаруживают следующие цифры: на «Фольксвагене» работает 350 000 человек, на «Порше» — 11 000. «Фольксваген» выпускает пять миллионов автомобилей в год, «Порше» — 80 000.
Владельцами «Порше» (биржевая стоимость 5,4 миллиарда) являются восемь человек. Четверо носят фамилию Порше, остальные — фамилию Пиех.
Один из этих Пиехов, Фердинанд, четвертый год является председателем наблюдательного совета «Фольксвагена», до этого девять лет был шефом концерна, а еще раньше 20 лет осуществлял важные управленческие функции в «Ауди», в том числе последние пять лет был председателем правления.
Он до тонкостей знает весь сложный механизм гигантского концерна и, в частности, все перспективы и риски «Фольксвагена». По этой причине Фердинанда Пиеха считают инициатором приобретения акций.
Как четверо господ Порше, так и четверо господ Пиехов являются внуками Фердинанда Порше — жестянщика из Чехии. Именно этот Порше считается изобретателем «Фольксвагена-жука» — одного из самых массовых автомобилей в мире. Потомки чтят его почти как святого. Среди его внуков и правнуков полно Фердинандов.
На службе фюреру
Идея осчастливить немецкий народ общедоступным по цене автомобилем пришла Адольфу Гитлеру. Автомобиль за 990 имперских марок назвали «народным». Жестянщик Фердинанд Порше к этому времени уже стал известным конструктором автомобилей. Его планы создания «народной машины» настолько вдохновили Гитлера, что фюрер сразу же назначил Порше главным конструктором и начальником планового отдела автозавода «Фольксваген», который еще только предстояло построить.
Для завода отвели пустырь в районе Фаллерслебена в Нижней Саксонии. Рабочий поселок при будущем предприятии получил название Вольфсбург.
Фердинанд Порше сделал несколько движущихся демонстрационных моделей, получил за них «Немецкую национальную премию» (100 000 имперских марок) и купил виллу на берегу озера Вертерзее.
Его сын Ферри (уменьшительное от Фердинанда) после торжественного акта заложения завода «Фольксваген» вез фюрера на вокзал на одной из отцовских моделей «народного автомобиля». Вдоль маршрута движения стояли ликующие толпы. За эту поездку Порше-младший получил звание «почетного унтерштурмфюрера».
Перед запуском новой машины в серийное производство Гитлер хотел быстро завоевать для немецкого народа «жизненное пространство» на Востоке. Для этого ему были нужны танки, военные грузовики и другая техника.
Неприятный факт
Фердинанд Порше и его сын Ферри были всегда готовы служить фюреру. На заводе работали тысячи иностранных рабочих, принудительно завезенных из разных стран. Но это другая история.
Сегодняшние Порше и Пиехи не любят, когда затрагивают эту щекотливую тему. И не потому, что они чувствуют себя виноватыми, ведь они были тогда маленькими детьми или вовсе еще не родились. Они уклоняются от этой темы, потому что большинство покупателей «Порше» живут за границей, главным образом в США.
Что старый Фердинанд Порше был гениальным конструктором, выпустившим в свет «Жука», — это правда. Неправда только, что он изобрел эту машину. Идею конструкции первым предложил студент Бела Бареньи. В своей экзаменационной работе на тему «Будущий народный автомобиль» он дал его описание и детальные чертежи. Работа, не защищенная патентом, была опубликована без согласия автора. Значит, использование идей и чертежей Бареньи не противоречило закону.
После войны, когда «фольксваген-жук» пользовался огромным успехом, Бареньи отважился заявить, что в действительности он был автором «жука». В ответ появилась опубликованная под псевдонимом книга тогдашнего пресс-секретаря «Порше», в которой Бареньи назван лживым хвастуном.
Венгр Бареньи в то время работал на предприятии «Мерседес», был ценным специалистом по краш-тестированию. Он подал в суд, который решил дело в его пользу. Патентная палата признала, что Бареньи раньше, чем Порше, придумал основные конструктивные особенности этого автомобиля. Неприятный для «Порше» факт.
«Жучок» в высшем обществе
После войны в Вольфсбурге сошли с конвейера первые «жуки». Сын Порше Ферри заключил договор с новым шефом «Фольксвагена» Генрихом Нордхоффом. С каждого проданного «жука» до 1972 года «Порше» получал лицензионную плату.
Благодаря конструктору Фердинанду Порше связи с «Фольксвагеном» уже в те времена были очень тесные. Порше как раз построил в Штутгарте собственный завод по производству спортивных автомобилей. С разрешения «Фольксвагена» спортивные машины собирали из частей, изготовленных на нем и сбывали в его центрах продажи. «Фольксвагену» это приносило явную выгоду.
В Америке, где люди привыкли к большим машинам, насмехались над маленьким «жуком» с отстающими зеркалами заднего обзора, называли немецкий автомобильчик «жопой с ушами». Зато элегантные быстрые «порше» американцам очень нравились. Поэтому клиентам, желающим иметь «порше», предлагали «в нагрузку» «жука». Супруги многих богатых янки ездили на осмеянных «жопах с ушами». Так непрезентабельный народный автомобиль попал в высшее общество.
Ферри Порше, сын Фердинанда, выцарапал у шефа «Фольксвагена» Нордхоффа еще кое-что. Супруг его сестры Луизы юрист Антон Пиех был во время войны коммерческим директором «Фольксвагена» в Вольфсбурге. Когда в 1949 году «Фольксваген» перешел от британских оккупационных властей в собственность ФРГ, Порше и Пиехи получили монопольное право продажи «жуков» в Австрии.
Родня приходит в ужас
Эта австрийская фирма, как и предприятие «Порше» в Штутгарте, тоже принадлежит Порше и Пиехам, в том числе нынешнему члену наблюдательного совета «Фольксвагена» Фердинанду Пиеху. Фирма, дирекция которой находится в Зальцбурге, является одним из крупнейших частных предприятий в Австрии и одновременно одним из важнейших торговых домов, специализирующихся на торговле автомобилями. Через нее проходит большинство машин, продаваемых концерном «Фольксваген» в странах Восточной Европы.
В свое время был даже заключен семейный союз: Элизабет, дочь шефа «Фольксвагена» Нордхоффа, влюбилась в отпрыска Пиехов по имени Эрнст и вышла за него замуж. Эрнст — брат теперешнего члена наблюдательного совета «Фольксвагена» Фердинанда Пиеха. Именно этого Эрнста Пиеха с его примерной женой обе ветви клана Порше-Пиехи считают предателями.
Эрнст Пиех занимался операциями с недвижимостью и так увлекся, что ему пришлось в 1983 году продать свою долю фирмы. В качестве покупателя он представил родственникам нефтяного шейха. Родня пришла в ужас. В клане Порше-Пиехи действует незыблемое правило: ни один член семьи не имеет права продать свою часть в чужие руки — все должно оставаться в руках членов семейного клана.
Порше и Пиехи, между которыми вообще не было согласия почти ни в чем, все как один встали против шейха. Они воспользовались своим правом преимущественной покупки, выложили на стол 100 миллионов марок и не упустили своего.
С тех пор автомобилестроительная фирма в Штутгарте представлена на бирже. Однако полноправные акции «Порше» еще ни разу не продавались. Продаются только привилегированные акции, владельцы которых не имеют права голоса — только получают дивиденды. Кто успел вовремя «вскочить на подножку» «Порше», сейчас получает в сорок раз больше, чем те 13 евро, за которые продавалась акция 12 лет назад.
Нрав «дикого кабана»
Старому Порше и его сыну Ферри принесла успех идея выпускать спортивные автомобили, пригодные как для гонок, так и для городских поездок. Именно такой концепции соответствует «Порше 911» — классическая машина, дольше всех других автомобилей в мире остававшаяся в производстве. Более 40 лет «Порше 911» выходили в свет почти без заметных изменений. Автором дизайна был Фердинанд Александр Порше, ставший знаменитым на весь мир дизайнером. Двигатель разработал Фердинанд Пиех, член наблюдательного совета «Фольксвагена» — самый грозный менеджер в автомобильной индустрии.
Где появляется Фердинанд Пиех, там менеджеры боятся потерять работу, конкуренты опасаются лишиться клиентов, крестьяне дрожат за жизнь свободно гуляющих по дорогам кур, а мужья пристально следят за своими женами. «Меня вырастили, как домашнего поросеночка, а жить мне приходится, как дикому кабану», — сказал он однажды, имея в виду свою репутацию.
Нрав «дикого кабана» испытали на себе все, кто сталкивался по работе с этим необузданным «зверюгой». Фердинанду Пиеху сейчас перевалило за 68. Когда в 1992 году жилистый коротышка с колючим взглядом и отвратительно медленной манерой говорить перешел из «Ауди» в «Фольксваген» и стал главой концерна, находившегося в глубоком кризисе, он бесцеремонно повыгонял с работы больше топ-менеджеров, чем любой из его предшественников.
Шефам «Мерседеса» и «БМВ» стало не по себе, потому что Пиех сумел отобрать у них клиентов, которые толпой бросились покупать «ауди». А ведь раньше машины этой марки совершенно не котировались у покупателей!
Под колесами «фольксвагена», за рулем которого сидел отец Фердинанда Пиеха, нашло безвременную смерть бесчисленное множество кур. Пятилетний сынок сидел на переднем пассажирском сидении и тянул к рулю свои шаловливые ручонки. Стиль вождения повзрослевшего Фердинанда мало кто выдерживает. Даже бывший руководитель конструкторского отдела «Фольксвагена» Эрнст Фиала не смог вытерпеть.
Пиех имеет обыкновение лично испытывать все новые модели автомобилей. На тестировании «Фольксвагена Сирокко» в Южной Италии на извилистой горной дороге Пиех сбил свинью. Фиала тоже лихой водитель, но с Пиехом он больше ни разу не ездил.
Дела житейские
Увольнять менеджеров, обдирать конкурентов, давить кур, нагонять страх на коллег — для «дикого кабана» обычное дело. Пиех ни перед чем не останавливается, даже перед романами с женами своих родственников.
Отношения между Порше и Пиехами стали особенно натянутыми с тех пор, как Фердинанд Пиех, женатый человек и отец пятерых детей, увел жену у своего двоюродного брата Герда Порше, и она родила от него двоих детей.
Этим скандалом дело не закончилось: Фердинанд Пиех женился на молодой особе, которую его супруга, бывшая жена Герда Порше, наняла в качестве няни для детей. От новой жены у него родилось трое отпрысков.
Вдобавок у него есть еще двое детей на стороне. В общей сложности папаша Пиех произвел на свет 12 детей — больше, чем пассажирских мест в микроавтобусе «фольксваген». Чем больше детей, как говорит Пиех, тем больше вероятность, что один из них удастся в меня.
Радость на миг
В детстве Фердинанд Пиех страдал легастенией, даже оставался на второй год. Но он был единственным из автомобильного клана, кто получил диплом инженера. Студентом он звезд с неба не хватал, но все-таки выучился. Его способности проявились позднее, когда он занял в Штутгарте на заводе «Порше» должность руководителя отдела спортивных гоночных автомобилей. Механики и инженеры, которые работали с ним, до сих пор считают Пиеха великим человеком. По утрам он приходил первым, а после работы уходил последним, не боялся испачкать руки и засучив рукава брался за любую работу. Во время гонок всегда жил в том же отеле, что и его команда.
Он никогда не бывал доволен. Ему была нужно только победа, но и она давала удовлетворение только на один миг.
Вот типичный для Пиеха эпизод. Он хотел выяснить, сколько времени нужно механикам, чтобы заменить коробку передач. Оказалось — 25 минут. Пиех сделал вывод, что даже на 24-часовых гонках «Ле Ман» это достаточно быстро, чтобы выиграть гонки. Механик возразил, что во время гонок так не получится, потому что части нагреваются до 100 градусов. Пиех послал кого-то в магазин купить пять садовых леек, чтобы в случае необходимости поливать горячие детали холодной водой.
Дедушка Фердинанд Порше тоже был мастером на неожиданные решения. В его время гоночные автомобили стояли на старте с правой стороны трассы, а гонщики — с левой. Когда махали стартовым флажком, гонщики мчались с левой стороны трассы на правую в свои машины, поворачивали ключ зажигания и срывались с места. Чтобы добиться преимущества в доли секунды на старте, Порше велел переставить зажигание, которое у других машин находится справа от руля, на левую сторону. У всех «порше» до сих пор зажигание слева.
Внук патриарха Фердинанд Пиех всегда стремился добиться победы в самых престижных гонках. Для этой цели необходимо выиграть 24-часовую гонку «Ле Ман». Пиех сконструировал для «Ле Мана» автомобиль «Порше 917». Этот «зверь» разгоняется за 12,7 секунды до 300 километров в час и имеет максимальную скорость 386 километров в час. Среди гоночных автомобилей соответствующего класса до сих пор трудно найти что-нибудь подобное.
Пиех сделал то, что он хотел: в 1972 году «Порше» стал победителем гонок «Ле Ман». Но ненасытному «кабану» этого было недостаточно. Он хотел не просто победить соперников, а раздавить их, стереть в порошок.
На следующий год на старт вышли шесть «Порше 917», один лучше другого. Победа была необычной и грандиозной. С тех пор фирма «Порше» считается одним из ведущих производителей спортивных автомобилей — утерли нос всем этим «Феррари» и «Мазерати».
Поскольку «порше» практически не могут больше выступать на гоночных трассах, основан клуб «Порше». Члены клуба, а их во всем мире 120 000, арендуют закрытые гоночные трассы и носятся там в свое удовольствие, наслаждаясь скоростью.
Семейный скандал
Победа на гонках «Ле Ман» была великим днем в истории фирмы и одновременно причиной самого непримиримого разлада в истории семьи. Порше и Пиехи были сыты по горло бешеными гонками «кабана» Фердинанда, которые поглощали огромные деньги. Они потребовали от дядюшки Ферри, чтобы он выгнал зарвавшегося любителя гонок.
Дабы спасти мир и согласие в семье, дядя собрал родственников в фамильном имении Шюттгут в Целле-ам-Зее. Разрядить напряженную обстановку и утихомирить конфликтующие стороны должен был профессиональный психолог, специалист по «динамическим процессам в группе».
Встреча закончилась, при энергичном содействии «дикого кабанчика» Фердинанда, радикальным прекращением «динамических процессов в группе»: с тех пор никто из членов семьи не мог работать на предприятии «Порше», даже сам шеф дядя Ферри. Вести дела семейной фирмы должны посторонние люди — менеджеры, не связанные родством с Порше-Пиехами.
Фердинанд Пиех, который принадлежал к руководящим кадрам фирмы, устроился руководителем отдела на «Ауди», уволил там одного за другим всех начальников и под конец взобрался на главный «трон» в концерне «Фольксваген» в Вольфсбурге.
«Порше» между тем скатился с самого верха в самый низ. В 1992 году убытки составили 66 миллионов. Следующий год обещал быть катастрофическим. Спасти фирму мог только чудотворец Фердинанд Пиех. Но он, даже через 20 лет после семейной свары, не хотел больше иметь никаких дел со своей родней.
Однако судьба «Порше» была Фердинанду Пиеху далеко не безразлична. В конце концов, он употребил весь свой авторитет, а его ценят даже родственники, чтобы поставить на пост руководителя производства «Порше» Венделина Видекинга. Напуганная плачевным положением фирмы семейка предпочла бы видеть на этой должности начальника финансового отдела — обошелся бы дешевле. Но Пиех доходчиво объяснил, что там, где ничего не зарабатывают, нечего и экономить. Во главе автомобильного производства должен стоять человек, который прежде всего разбирается в технике, а уж во вторую очередь умеет считать копейки.
Господа Порше и Пиехи с неохотой следовали советам противного «кабана Фердинанда» из Вольфсбурга и так разбогатели, что с полной непринужденностью взяли из кассы «Порше» три миллиарда евро и купили пятую часть «Фольксвагена».
Уже планируется более тесное, чем прежде, сотрудничество. «Порше» намеревается производить четырехдверный четырехместный седан, то есть машину, на которой можно не только «слетать» в лавку за пачкой сигарет, но и поехать в отпуск с детьми и соответствующим багажом.
Завод для производства такого автомобиля обойдется не меньше миллиарда, но выпускать седан «порше» мог бы и завод в Дрездене. Там находится «стеклянная мануфактура», в которой Пиех производит «фаэтоны».
«Фольксваген Фаэтон» стоит 61 400 евро и продается очень туго, с трудом, хотя Пиех уверяет, что эта машина перещеголяла даже «мерседес» класса «S». Например, на «фаэтоне» установлен первый в мире кондиционер, который не дует и регулируется для каждого места в автомобиле по отдельности. Смысл в том, что каждый из сидящих в машине может установить для себя такую температуру, какую хочет.
Дочернее предприятие «Фольксвагена» «Шкода» в Братиславе выпускает внедорожник «Порше-Кайен» по цене 49 017 евро. Он на 90% состоит из деталей «Фольксвагена» и внешне явно напоминает внедорожник «Фольксваген-Туарег». Этот «туарег» стоит 40 525 евро, но ведь у него нет эмблемы «порше» на решетке радиатора.
Над всем этим парит дух умершего в 1951 году основателя «Порше» и «Фольксвагена» Фердинанда Порше.
Когда премьер-министр земли Нижняя Саксония Вульфф пожелал, чтобы Фердинанд Пиех оставил должность председателя наблюдательного совета «Фольксвагена», чтобы «избежать столкновения интересов», «дикий кабан» угрожающе проворчал: «В ходе моей карьеры уже многие пытались меня свалить. Это еще никому не удалось».
Это удалось лишь самой жизни, его не стало 25 августа 2019 года.
Федор Шорыгин, переводчик
По материалам журнала «Штерн»