Найти в Дзене
Лукинский I История

Битва при Бродах-1941: последний рассвет

25 июня 1941 года. Юго-Западный фронт СССР по приказу Жукова начинает контрнаступление танками 6 корпусов. Цель - 1-я танковая группа Клейста, прорывающаяся к Киеву, немецкий клин надо пробить и замкнув кольцо, уничтожить. 8-й механизированный корпус получает приказ наступать на город Дубно, не успев полностью собраться после 400 километров марша вдоль границы СССР. Меня зовут лейтенант Коровкин* и в июне 1941 года я был командиром танка Т-34. Я пересел на него с танка БТ-7, и это была лучшая бронемашина не только в моей 12-й танковой дивизии, но и во всем мире. Со мной был мой опытный экипаж, служивший вместе больше года. И сегодня наш танковый полк укрылся в лесу, прислушиваясь, как гудят над головами немецкие самолеты, как с запада доносится нескончаемый грохот. 4 дня мы в этой войне, и снова надо атаковать. И наши сердца полны ярости. Мой экипаж закончил загружать припасы и боекомплект. Мы прочистили фильтр, насос и помпу нашего В-2, последние сутки в двигателе сбоили
Оглавление

25 июня 1941 года. Юго-Западный фронт СССР по приказу Жукова начинает контрнаступление танками 6 корпусов. Цель - 1-я танковая группа Клейста, прорывающаяся к Киеву, немецкий клин надо пробить и замкнув кольцо, уничтожить. 8-й механизированный корпус получает приказ наступать на город Дубно, не успев полностью собраться после 400 километров марша вдоль границы СССР.

Экипаж

Меня зовут лейтенант Коровкин* и в июне 1941 года я был командиром танка Т-34. Я пересел на него с танка БТ-7, и это была лучшая бронемашина не только в моей 12-й танковой дивизии, но и во всем мире. Со мной был мой опытный экипаж, служивший вместе больше года. И сегодня наш танковый полк укрылся в лесу, прислушиваясь, как гудят над головами немецкие самолеты, как с запада доносится нескончаемый грохот. 4 дня мы в этой войне, и снова надо атаковать. И наши сердца полны ярости.

Экипаж Т-34 в начале войны
Экипаж Т-34 в начале войны

Мой экипаж закончил загружать припасы и боекомплект. Мы прочистили фильтр, насос и помпу нашего В-2, последние сутки в двигателе сбоили обороты. В нашем танке вы не просидели бы и часа - после марша в 400 километров воздух был слишком тяжел. В нем пахло дизелем, сгоревшим порохом в гильзах, машинным маслом и телами 4-х парней, нашим потом и страхом. Поэтому мы открыли все люки, и я поднялся наверх.

Смеркалось, но я хорошо видел Знамя Полка, вокруг строился личный состав полка и мы поспешили тоже. Горячий ветер трепал полотнище, перебирал потемневшую бахрому, раскачивал золотые кисти. 24-й танковый полк, герб Советского Союза - написано на нем. Мы выстроились в шеренги, застегивая пуговицы.

-2

- 24-й полк, готовый бить фашистскую гадину, построен! - не по Уставу доложил командиру дивизии наш комполка. Орденоносец, воюет с Гражданской войны, в обиду не даст. Мы обожали Батю. - Товарищи! - начал комдив Мишанин, забравшись на грузовик - получен приказ атаковать и окружить немцев на севере, затем перейти границу СССР и разбить врага!

- Это наступление всего фронта, нас поддержит авиация. Наша дивизия выдвигается первой, ваш полк в голове. Я знаю, вы устали и многих мы потеряли. Но фашист прет, прет на Родину, на наши города, на наших близких. И мы его остановим! - УРРАА!!! - выдохнул полк, а по рядам зашелестело, - наконец-то...

Затем полк отправился спать, но не спал никто из нас. Мы ворочались, вспоминали, перешептывались, целовали фотографии и перечитывали письма. Перед рассветом лес ожил. В полной темноте поблескивали фонари светомаскировки, слышался шорох убираемых ветвей с танков, бряцание винтовок, ворчание прогреваемых моторов.

Наиболее современные танки мехкорпусов СССР в июне 1941 года.
Наиболее современные танки мехкорпусов СССР в июне 1941 года.

Последний рассвет

Наконец, я сел на свое высокое место в башне. У меня круглый крутящийся стул, триплексы и приборы наведения 76-мм пушки. А еще все Т-34 имели рации, и надев наушники я услышал: - Даю настройку. Один, два, три, четыре… четыре, три, два, один. -Комбат настраивал связь.

Затем в ушах захрипело - Доложить о готовности! И я ответил: - 10-й, готов! В открытом люке я увидел, как мелькают семафоры по батальонам БТ-7 и Т-26, где не у всех была радиосвязь.

- Напоминаю в первом эшелоне тяжелый батальон КВ и Т-35, за ними Т-34. БТ-7 идут третьими, легкие Т-26 с мотопехотой и бронеавтомобилями, общая готовность ноль! - взорвал потрескивание эфира командир полка. Танков Т-35 во всем Союзе было всего 60 штук и больше половины из них именно в нашем 8-м корпусе. Настоящие монстры с экипажем в 10 человек и тремя пушками, но слабой броней.

Тяжелый танк Т-35
Тяжелый танк Т-35

Через минуту в наушниках раздалось: - Семь, семь, семь, семь… Вперед! Рявкнули моторы тяжелого батальона, выбрасывая в серую мглу струи оранжевых искр. Тяжелые танки ползли, выворачивая кусты и разбрасывая бревна. Лица командиров, видимые в командирских башенках, не выражали никаких чувств, в очках плясали красные нити выхлопов.

КВ и Т-35 вышли на широкое поле и настало время второй волны, нашей. - Шесть, шесть, шесть, шесть… Вперед! - корпус моего танка дрогнул, когда механик нажал газ. Взревел наш дизель, траки закрутились, выбрасывая комья земли, мы двинулись вперед. Десятки Т-34 выползали на поле зеленой волной Пять, пять, пять… Вперед! Пошли юркие БТ и Т-26, подрагивая от нетерпения и сдерживая свою невероятную скорость.

Взошло Солнце и желтые лучи разрезали пыльную метель, поднявшуюся до горизонта, атаковал весь 8-й мехкорпус. В белых дымящихся лучах дрожала земля, трепетали красные флажки командирских танков, за ними мчались взвода и роты. Это было красиво, это было сильно, и таким многие из нас запомнили свой последний рассвет.

Дальше: глава 4 (жми!) I Оглавление ниже:

Битва при Бродах-1941 | Лукинский I История | Дзен

Подписывайтесь на Телеграмм Лукинского - анонсы статей и многое другое