Подборка книг к 140-летию со дня рождения русской балерины Тамары Карсавиной (1885-1978)
Биография
Тамара Карсавина родилась 9 марта 1885 года в Санкт-Петербурге в семье танцовщика императорской труппы Платона Карсавина и его жены Анны Иосифовны, урожденной Хомяковой. Она претендовала на первое место в списке самых красивых российских балерин. Ее обаяние было тем сильнее, что она слыла неприступной особой. Родной брат Тамары Лев Карсавин был историком-медиевистом и философом, в 1922 году его, как и многих представителей интеллектуальной и творческой элиты, большевики выслали из России на знаменитом "философском пароходе". Брат и сестра были дружны, Лев звал Тамару "знаменитой добродетельной сестрой", а она его — "молодым мудрецом".
В 1902 году Тамара Карсавина окончила Императорское театральное училище и была принята в труппу Мариинского театра, где ей покровительствовала Матильда Кшесинская. Балерина отличалась от других прим тем, что она очаровывала не темпераментом, а нюансами, мягкими переходами одного пластического состояния в другое. Но только сотрудничество с Михаилом Фокиным принесло артистке настоящий успех. Будучи одним из ведущих танцовщиков Мариинского театра, он начал пробовать себя в роли хореографа. Первой постановкой Михаила Михайловича был балет "Виноградная лоза" на музыку А. Рубинштейна. Исполнительницей главной роли в этом и в других его ранних спектаклях была Анна Павлова. Тамару Карсавину же он занимал лишь в сольных партиях. Тем не менее она достигла статуса примы-балерины и исполняла ведущие партии в балетах классического репертуара: "Жизель", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Лебединое озеро", "Карнавал".
Когда возникла идея создания Дягилевских сезонов, содружество Сергея Дягилева, Михаила Фокина, Александра Бенуа, Леона Бакста представлялось Тамаре Карсавиной "таинственной кузницей", где ковалось новое искусство.
С 1909 года по приглашению Сергея Дягилева балерина гастролировала по России и Европе, а затем вошла в труппу Русского балета С. Дягилева. Парижский рецензент писал, что на сцене "Карсавина похожа на танцующее пламя, в свете и тенях которого обитает томная нега… ее танцы — это нежнейшие тона и рисунок воздушной пастели".
Она выделялась на фоне других балерин, она много читала и отличалась завидным интеллектом. За Тамарой Карсавиной ухаживали и Карл Маннергейм, и лейб-медик двора Сергей Боткин, который, правда, был женат на дочери основателя галереи Павла Михайловича Третьякова. Да и хореограф Михаил Фокин три раза делал ей предложение.
Но все они, как и многие другие, получили отказ. Она вышла замуж за небогатого дворянина Василия Мухина, пленившего ее добротой, знанием музыки и страстью к балету.
Дягилевский балет принес ей успех в Европе, спектакли с участием балерины посещали Роден, Сен-Санс, Кокто. Марсель Пруст, срисовавший героев своей эпопеи с великосветских завсегдатаев "Русских сезонов", после приемов часто отвозил балерину в отель на автомобиле. Она позировала Леону Баксту, Мстиславу Добужинскому, Валентину Серову, Сергею Судейкину и Зинаиде Серебряковой. Ей посвящали стихи Михаил Кузьмин и Анна Ахматова. В 1914 году вышло издание "Букет для Карсавиной", включавшее произведения известных поэтов и художников, созданных в ее честь.
В 1913 году артистка прекратила европейские гастроли с Сергеем Дягилевым и больше стала выступать в Мариинском театре, где танцевала классический репертуар: "Жизель", "Лебединое озеро", "Раймонду", "Щелкунчик" и "Спящую красавицу". Придя в труппу С. Дягилева первой солисткой Мариинского театра, она согласилась на положение второй балерины — первой была Анна Павлова. Но уже в следующем парижском сезоне, когда Анна Павлова покинула труппу, Тамара Карсавина стала исполнять все главные роли. Их удивительно органичный дуэт с Вацлавом Нижинским стал украшением всех программ "Русских сезонов". Невероятный успех в Париже имели балеты на русскую тему: "Жар-птица" и "Петрушка".
Перед началом Первой мировой войны Тамара Карсавина познакомилась с британским дипломатом Генри Брюсом, начальником канцелярии посольства Великобритании в Петербурге. Потерявший от любви голову дипломат увел Тамару Платоновну из семьи, и она родила ему сына Никиту. Они прожили вместе более тридцати лет. В 33 года она в последний раз станцевала в Мариинском театре, выйдя на сцену в "Баядерке". С мужем и маленьким сыном в 1918 году прима императорского балета навсегда оставила родину. В начале 1920-х балерина появилась в эпизодических ролях в нескольких немых кинофильмах производства Германии и Великобритании, в том числе в картине "Путь к силе и красоте" (1925) с участием Лени Рифеншталь. В эмиграции она выступала в Ла Скала, танцевала в британской труппе "Балле Рамбер", периодически возобновляла балеты Михаила Фокина, с 1930 по 1950 год была вице-президентом Королевской академии танца, разрабатывала новый метод записи танцев.
Карсавина написала мемуары, в которых подробно вспоминает о детстве, проведенном в Императорском балетном училище на улице Росси, о Мариинском театре и о первых годах с Сергеем Дягилевым. Первое издание ее книги "Театральная улица" вышло в Англии в 1930 году, предисловие написал автор "Питера Пэна" — писатель Джеймс Барри.
Тамара Карсавина умерла 26 мая 1978 года в Лондоне в возрасте 93 лет.
Книги
Карсавина, Тамара Платоновна. Театральная улица
Воспоминания Тамары Карсавиной, одной из звезд легендарной труппы Сергея Дягилева, в составе которой были Нижинский и Павлова, стали признанной классикой литературы о балете. Детство, уроки танцев, годы обучения в Императорском балетном училище и последовавшие за ними триумфальные выступления в Мариинском, а затем в лучших театрах европейских столиц - все, что повлияло на становление величайшей балерины мира, отражено на этих страницах. Ярко и образно рассказывает балерина о своей жизни и замечательных людях, окружавших ее.
Гийом, Лиан. Я, Тамара Карсавина : жизнь и судьба звезды русского балета
Книга поможет вам ближе познакомиться с многогранной и пленительной личностью одной из величайших балерин в истории, открыть для себя малоизвестные эпизоды ее биографии и погрузиться в мир творческой богемы начала XX века – полный интриг, трагических перипетий и страстной любви.
Автор книги Лиан Гийом – французская писательница, преподаватель литературы, театральный деятель, журналист, автор множества романов, переведенных на английский, испанский, русский и другие языки.
Обоймина, Елена Николаевна. Полеты любви. Балерины русской сцены
Поэты восхищались их "с душой исполненным полетом", художники стремились запечатлеть на своих полотнах, композиторы писали для них музыку… А в их жизни были не только восторженные овации и цветы от поклонников. Нелегкие труд в репетиционном зале, слезы за кулисами, горечь утрат и, конечно же, любовь. Порой одна-единственная, одарившая своим теплом душу неземной сильфиды…
Русские богини
Великие русские актрисы Анна Павлова, Мария Ермолова, Алла Тарасова, Галина Уланова, Любовь Орлова...Их жизнь казалась прекрасной сказкой, об их любовных связях ходили легенды, их талант вдохновлял художников и поэтов, их красота служила эталоном... Но порой за внешним блеском и благополучием скрывались одиночество, горечь неразделенной любви, усталость и разочарование. Эта книга - откровенный и увлекательный рассказ о выдающихся русских женщинах, навсегда вписавших свои имена в историю России.