Найти в Дзене
Елена Холодова

Держите карман шире, педагоги

Пожалуй, несколько месяцев не встречалось мне такого обилия информации, связанной с педагогическими проблемами. И не бытовые статейки о нехватке хороших учебников или о конфликтах то ли с учениками, то ли с их родителями. Выше надо брать.. Вот прошла, например, выставка-форум образовательных технологий. Мне это не так чтобы очень интересно было. Образовательные технологии быстро меняются, и то, о чём говорили на очередной выставке, завтра объявят немодным и устаревшим. И сделают это сами устроители выставки. Но то, что сказала там зам. председателя Госдумы по образованию, не могло не заинтересовать. Речь идёт о едином подходе к оплате труда педагогов. Так и сказала Екатерина Харченко: очень этот самый единый подход важен сейчас, и мы над этим работаем. Прочитала и из педагогической вредности подумала: сейчас важен? А лет пять назад - не очень? Но, поскольку не вслух сказала, язык прикусывать не пришлось. А вот дальше...Дальше заговорила вслух, хоть и наедине с собой. В течение 2026 го
тут всё спорят и спорят, как сделать жизнь учителей лучше и легче
тут всё спорят и спорят, как сделать жизнь учителей лучше и легче

Пожалуй, несколько месяцев не встречалось мне такого обилия информации, связанной с педагогическими проблемами. И не бытовые статейки о нехватке хороших учебников или о конфликтах то ли с учениками, то ли с их родителями. Выше надо брать..

Вот прошла, например, выставка-форум образовательных технологий. Мне это не так чтобы очень интересно было. Образовательные технологии быстро меняются, и то, о чём говорили на очередной выставке, завтра объявят немодным и устаревшим. И сделают это сами устроители выставки.

Но то, что сказала там зам. председателя Госдумы по образованию, не могло не заинтересовать. Речь идёт о едином подходе к оплате труда педагогов. Так и сказала Екатерина Харченко: очень этот самый единый подход важен сейчас, и мы над этим работаем.

Прочитала и из педагогической вредности подумала: сейчас важен? А лет пять назад - не очень? Но, поскольку не вслух сказала, язык прикусывать не пришлось.

А вот дальше...Дальше заговорила вслух, хоть и наедине с собой.

В течение 2026 года будут утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты - анонсировала депутат. И озабоченно добавила: Профессиональное сообщество волнуется, что эти изменения вступят в силу очень быстро и преподавателям, как обычно, нужно будет рабочие программы, учебные планы и многое другое переделывать со сроком «вчера».

Вы правы, госпожа Харченко. Профессиональное сообщество (звучит, а?))) очень даже волнуется. Этому сообществу, а проще говоря, педагогам эти самые программы приходится переделывать по два раза на год порой, подстраиваясь под очередные стандарты.

Вы решили начать с высшей школы. Оно и понятно. Сначала надо подготовить кадры по-новому. Педагогические в том числе. И платить вы им сулите по-новому. Да только прикинув, какую работу надо будет сделать, чтобы перелопатить все учебные программы и всё, из них вытекающее, они, педагоги, готовы будут ещё вам приплатить, чтобы только не делать этого.

Но вы заставите их это делать. А иначе за что платить?

И на свет появятся новые тонны макулатуры, которую никто не будет читать. Но она должна быть, эта тонна! Вы развели тысячи менеджеров, которые занимаются не пойми чем. В итоге студентами заниматься некогда, пишутся отчёты с утра до вечера и правятся рабочие программы с УМК. Как следствие - падение качества образования, у педагогов нет сил работать с учениками, да и некогда просто...

Ругня, короче, идёт в Госдуме. Председатель прямо разозлился на министра просвещения Кравцова, когда тот его успокоил, сказав, что дефицит педагогов составляет всего полтора процента. Подумал, наверно, про себя - чего ты пургу несёшь? А вслух сказал: "Когда мы слышим из уст Министра, что дефицит учителей всего лишь полтора процента, но при этом Президент говорит, что 33 % у нас не хватает учителей математики, 26 % не хватает учителей физики. Мы будем все‑таки осознавать, что надо прекращать в каком‑то иллюзорном мире находиться, если уже Президент наше внимание обращает на проблемы, а мы все равно уходим в какие‑то средние показатели".

Какой там, к лешему, иллюзорный мир? Нет их, учителей. Не мало их, а - нет. Не везде, но много где. А те, кто остался, дорабатывают, тратя последние ресурсы. Пока вы там, господа министры, спорите и цифрами оперируете. И обещаниями кормите. Опоздали вы с ними.

Мне вспомнился давний один эпизод из своей, и не только, профессиональной деятельности.

Я работала в одном из городских лицеев. А рядом была (собственно, и есть) городская гимназия. И работала там зам. по учебной работе очень достойная женщина. Математик. Высокого интеллекта и многих других качеств педагог, Светлана Петровна. Высокая, с хорошей фигурой, с аккуратной стрижкой-каре женщина. Большие серые глаза, бело-розовая кожа, высокие скулы - загляденье просто...

И случилось так, что в одночасье умер у неё муж. Приехал домой на обед и...И не стало его. Хоронило его большое градообразующее предприятие, где он был главным инженером. Горе неописуемое...

Но того, что было после, не ожидал никто.

Спустя три дня после похорон Светлана Петровна подала заявление об уходе (среди учебного года) и, не дождавшись, чтобы обалдевшая директриса его подписала, с работы ушла. И стала работать на предприятии покойного мужа своего. Уборщицей.

Её, конечно, взяли. "Конечно" - потому что устроиться туда было практически нереально. Зарплаты там для нас, педагогов, были космические. И у уборщиц в том числе, по сравнению с учительскими.

Да и сравнивать почти нечего было. Это были приснопамятные 90-е, когда зарплат никаких не было вообще по нескольку месяцев.

И бывшие её коллеги ей отчаянно завидовали!

...Годы и годы прошли. А думцы всё решают, сколько всё-таки не хватает в стране педагогов, и чем загрузить оставшихся. А главное, как заставить их поверить, что они - нужны. И уважаемы. И им обязательно будут платить достойную зарплату. Надо только дождаться...Недолго осталось.

Дождёмся?