Пластический грим стал неотъемлемой частью кинопроизводства за последние десятилетия. Он представляет собой сложную технику нанесения заранее изготовленных пластичных элементов на лицо и тело актера. Любой грим, в особенности пластический, позволяет воплотить в жизнь самые разные образы, задуманные режиссером или сценаристом. Пластический грим часто используют для создания персонажей и существ, которые настолько реалистичны, что кажутся почти нереальными.
История пластического грима восходит к началу 20 века, когда кинематографисты использовали муку, похоронный воск, смолу и глицерин для создания новых образов для актеров. Чуть позже арсенал гримеров пополнился такими материалами, как латекс и резина. А в 1970-х в кинопроизводстве стали активно использовать новую технику - аэрографию, которая позволяет наносить на кожу краску тончайшим слоем, что добавляет реалистичности и детализации.
К 1980-м годам стала широко использоваться компьютерная графика. Эта технология позволила кинематографистам достичь высокого уровня реалистичности изображения без необходимости прибегать к пластическому гриму, однако графика так и не вытеснила грим. Обе технологии развивались и совершенствовались с течением времени, поэтому теперь невозможно представить себе кинематограф без комбинации грима и графики. В последние годы в кинопроизводстве прочно закрепилась технология 3D-печати, которая позволяет максимально быстро и точно создавать высокодетализированные протезы и накладки.
Несмотря на то, что компьютерная графика развивается с бешеной скоростью, многие режиссеры предпочитают использовать для съемок пластический грим, ведь он может дать ряд преимуществ: для актеров он предоставляет возможность углубиться в личность своего персонажа, буквально пожить некоторое время в его теле, при этом спецэффекты как бы дистанцируют актера от его героя. Очевидно, что без пластического грима Марлону Брандо не удалось бы настолько лаконично войти в образ Дона Корлеоне, а Шарлиз Терон - так бесподобно, оскароносно, сыграть убийцу Эйлин Уорнос в "Монстре".
Сегодня гримеры крупных и заведомо успешных проектов ставят себе высокую планку - не просто изменить облик актера так, чтобы это выглядело в кадре эффектно и реалистично, а создать безупречный грим, вторую кожу, которую можно снимать даже вблизи, и зритель все равно не сможет придраться и усомниться в натуральности увиденного.
Выборка номинантов премии Оскар в 2025 году в категории "Лучший грим и прически" свидетельствует о том, что пластический грим явно в моде, а у компьютерной графики пока не так много шансов на его вытеснение и монополию в кинопроизводстве. Динамичный боди-хоррор "Субстанция", драматический триллер о психологии физического недуга "Другой человек", леденящий душу хоррор о древнем вампире "Носферату" и мюзикл с фантастическими персонажами "Злая". Некоторые вещи просто невозможно создать на этапе постпродакшена, но это не единственная причина выбора создателей и актеров перечисленных фильмов в пользу пластического грима.
Синтия Эриво, сыгравшая зеленокожую ведьму Эльфабу в мюзикле "Злая", еще на этапе подготовки к съемкам изъявила желание каждый день съемок быть натурально зеленой, физически окрашенной вместо того, чтобы менять цвет кожи с помощью компьютерной графики. Актриса хотела видеть свои руки и привыкать к новому образу.
Кроме того, для создания синей лошади для фантастической картины также было решено использовать грим, а не графику. Сказочное животное было сыграно тремя настоящими лошадьми черного цвета, которые ежедневно вручную окрашивались аэрографом в переливающийся синий. Режиссер "Злой" Джон Чу объяснил выбор технологии тем, что "реальные, физические вещи" вдохновляют его больше всего.
Еще один пример личного выбора актера в пользу пластического грима - Себастиан Стэн, который сыграл Эдуарда в "Другом человеке". Актер ежедневно по несколько часов сидел в гримерном кресле, а затем снимался в изготовленном для него тяжелом протезе, который надевался на голову и имитировал большие опухоли. Ощутимый и реалистичный грим позволил Стэну пожить в теле обезображенного человека, чтобы одинаково точно сыграть две версии Эдуарда - до операции по удалению опухолей и после, уже в более привлекательном обличии.
Дэвид Уайт, художник по протезному гриму для "Носферату", указал на еще одно преимущество практического, прикладного подхода к спецэффектам: сближение и сплоченность членов съемочной команды, которые долго и кропотливо создают из мелких деталей что-то текстурное, реальное и впечатляющее. Так, для создания образа вампира, графа Орлока, для актера Билла Скарсгарда, сыгравшего данного персонажа, было изготовлено более 50 протезов, которые накладывались буквально на каждый участок тела, за исключением стоп. Многие художники по гриму считают, что, когда команда делает что-то подобное своими руками, в костюмы и образы вкладываются их души. Кроме того, органическая реальная картинка кажется зрителям более привлекательной и живой.
Создание фильма-победителя в номинации "Лучший грим и прически" "Субстанция" стало испытанием на прочность и для актеров, и для съемочной команды. Так, на сложные макияжи Деми Мур, которая сыграла в ленте главную роль, ежедневно уходило по 6-7 часов, и актриса стоически высиживала каждый сеанс грима, не отвлекаясь на перерывы.
Ведущий дизайнер по спецэффектам и гриму фильма "Субстанция" Пьер Оливье Персен поделился, что на съемочной площадке было очень сложно находиться из-за постоянного едкого запаха силикона, химикатов и латекса, из которых изготавливались эластичные элементы жутких образов. Более того, после съемок в тяжелом латексном костюме монстра Элизасью у актрисы Маргарет Куолли начались серьезные проблемы с кожей - обильные и болезненные высыпания на лице. Из-за ужасного состояния кожи актрисы некоторые сцены пришлось сильно ретушировать с помощью графики либо снимать без лица Куолли в кадре.
Многие дизайнеры и художники по гриму довольно оптимистично оценивают возросший интерес и потребность киноиндустрии в пластическом гриме. Так, художник по гриму для фильма "Другой человек" Майк Марино утверждает, что прикладные спецэффекты и пластический грим являются своего рода бунтом против оцифровки и способом борьбы с этой перспективой посредством настоящего искусства. Однако некоторые все же опасаются, что надвигается оцифровка процессов и внедрение искусственного интеллекта в кинопроизводство, что может потеснить даже самых востребованных и профессиональных специалистов по гриму.
Автор: Мария Макарова