Дмитрий Григорьевич Павлов был генералом, которого за год до начала Великой Отечественной войны поставили командовать войсками, расположенными в Западном Особом военном округе. Как известно, эти войска были разгромлены гитлеровской армией уже в первый месяц войны. И не прошло и месяца, как Павлова приговорили к высшей мере наказания и расстреляли. Но за что конкретно? Был ли виноват генерал? Об этом мы сегодня и поговорим.
До Великой Отечественной
Д.Г. Павлов родился 4 ноября (по новому стилю) 1897-го года в деревне Вонюх в Костромской губернии в крестьянской семье. Начальное образование получил в церковно-приходской школе, затем учился в двухклассном училище в селе Суховерхово, сдав экстерном экзамены за 4 класса гимназии.
После начала Первой мировой вступил в ряды царской армии, где получил чин старшего унтер-офицера. Летом 1916-го года после ранения был пленён немецкими войсками и отправлен на работы в немецкие шахты, откуда его выпустили лишь в январе 1919-го.
После освобождения вступил в ряды Красной армии и активно участвовал в гражданской войне, по окончании которой прошёл обучение в Военной академии РККА имени Фрунзе. Во время конфликта СССР с Китаем командовал 75-м кавалерийским полком 5-й отдельной Кубанской кавалерийской бригады, которая отличилась, разгромив превосходящую численно группировку противника поздней осенью 1929-го года.
В первой половине 1930-х годов командовал вначале 6-м механизированным полком в Гомеле, затем – 4-й механизированной бригадой в Бобруйске, которая в ходе учений Киевского военного округа блестяще себя показала.
В годы Гражданской войны в Испании, окончившейся установлением фашистской диктатуры Франко, командовал танковой бригадой, воюя на стороне испанского правительства. Отличился в Харамской и Гвадалахарской операциях – в первой франкистам не удалось добиться окружения Мадрида, во второй республиканцы снова отбили атаку националистов и в ходе контрнаступления одержали над неприятелем верх. За успешные операции был удостоен звания Героя Советского Союза в 1937-м году.
В конце 1937-го года Павлова поставили во главе Автобронетанкового управления РККА, а с марта следующего года он стал членом Главного военного совета армии. Во время боёв на Халкин-голе был военным советником по использованию танковых сил, а в годы финской войны – инспектором. На создании танков Т-34, оснащённых дизельными двигателями и пушками, способных пробить вражескую броню, как считается, настаивал также Павлов.
Июнь-июль 1941-го
Начало Великой Отечественной, как мы уже говорили, Павлов встретил в должности командующего Западного округа. К этому времени ему было присвоено звание генерала армии. И уже в первый день Западный фронт подвергся массированному удару.
Советский генштаб готовился к отражению удара противника, но не был готов к тому, что тот ударит всеми силами, чтобы РККА не оправилась от этого удара и фронт рассыпался. Предполагалось, что войскам на границе удастся сдерживать натиск гитлеровцев до тех пор, пока не подойдут основные силы. Подвели три фактора: во-первых, слабая моторизированность РККА; во-вторых, недостаточная плотность войск в первой линии обороны; в-третьих, уничтожение немцами разведавиации, из-за чего получение достоверной информации штабами было затруднено.
Также штаб Павлова ошибся, переоценив силы неприятельской группировки под Гродно. Разведка сообщила о наличии на указанном участке нескольких немецких моторизированных и танковых дивизий, хотя на самом деле там находилась только усиленная артиллерией пехота. Павлов передислоцировал на гродненское направление 6-й механизированный корпус, по которому ударила артиллерия. Корпус своей цели не добился, а при отступлении потерял множество танков.
Историки отмечают, что подобные ошибки допускало и командование других фронтов. В частности, разведка не заметила вовремя немецкий моторизированный корпус под Ленинградом, который замкнул блокаду города.
Получив немецкую карту и узнав, что нацистские силы численно превышают советские многократно, штаб Павлова произвёл переоценку оперативной ситуации. По правилам, правда, следовало перед отступлением подтвердить решение в главном штабе. Павлов этого делать не стал, чтобы не терять времени, и отдал соответствующие распоряжения. Для прорыва был использован упомянутый выше потрёпанный механизированный корпус.
Судьба Павлова
Хотя Павлов со штабом относительно приказа об отступлении не советовался, но всё-таки отдан он был поздно, в результате чего из 250 тысяч, попавших в «котёл» под Минском, 200 тысяч угодили в плен, и лишь 30 тысячам удалось вырваться из окружения. 28 июня Минск пал.
Спустя два дня после этого Павлова сняли с должности командующего и вызвали в столицу, где он разговаривал с маршалом Жуковым и замещающим Сталина наркомом иностранных дел Молотовым. Павлова понизили в должности до замкома Западным фронтом, поставив на его прежнее место наркома обороны Тимошенко.
2 июля Дмитрий Григорьевич вернулся на фронт. Но уже 4 июля его арестовали и доставили в Москву для суда. Вместе с Павловым судили и его заместителей.
Изначально их обвиняли в антисоветском заговоре и измене. Однако осуждены были в итоге по другой статье – за халатность и неисполнение должностных обязанностей. Приведём выдержку из приговора:
«…Судебным следствием установлено, что: а) бывший командующий Западным фронтом Павлов Д. Г. и бывший начальник штаба того же фронта Климовских В. Е. с начала военных действий немецко-фашистских войск против СССР проявили трусость, бездействие власти, отсутствие распорядительности, допустили развал управления войсками, сдачу оружия и складов противнику, самовольное оставление боевых позиций частями Западного фронта и этим дали врагу возможность прорвать фронт…
…Таким образом, Павлов Д. Г., Климовских В. Е., Григорьев А. Т. и Коробков А. А. нарушили военную присягу, обесчестили высокое звание воина Красной Армии, забыли свой долг перед Родиной, своей трусостью и паникерством, преступным бездействием, развалом управления войсками, сдачей оружия и складов противнику, допущением самовольного оставления боевых позиций частями нанесли серьёзный ущерб войскам Западного фронта».
22 июля 1941-го года Павлова, которого лишили звания и чьё имущество конфисковали, расстреляли. Шестью годами позже 21 марта соответствующим указом Президиума Верховного Совета СССР он был лишён звания Героя Советского Союза и других госнаград.
Реабилитировали Павлова и посмертно восстановили в звании генерала уже при Хрущёве, 31 июля 1957-го года. Сам Хрущёв в своих «Воспоминаниях» соглашался с наличием у следствия формальных оснований для осуждения, но считал, что вина за произошедшее лежит не на Павлове, а на Сталине.
«Павлов был совершенно не подготовлен, и я увидел его неподготовленность, когда познакомился с ним. Я сказал об этом Сталину, а он вместо того, чтобы сделать соответствующий вывод и подобрать более подготовленного человека на этот пост, передвинул его с повышением. Считаю, что пост командующего войсками ЗОВО был более ответственным, чем пост командующего автобронетанковыми войсками РККА», – писал Хрущёв.
(с) Zeist
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!