Пока в сети вирусится спор, была ли эта фраза в фильме или это эффект Манделы, мы познакомим вас с настоящим Ватсоном. Это Катюша из группы оперативного оповещения «ЛизаАлерт». Её задача – курировать размещение ориентировок в сообществах Петродворцового района и Соснового Бора.
Катя местная, питерская. А вернее Ленинградская. Она из тех, для кого размещение ориентировок в соцсетях далеко не элементарно. Ведь в ее советском детстве компьютера не было. Поэтому каждый шаг «в этих ваших интернетах» для неё трудное и сложное дело. Хорошо, сын есть. Он для мамы и айтишник, и фотограф, и видеооператор, если надо.
Детство Кати было полным впечатлений и без интернета. Дома прилежная и спокойная, на улице она становилась ураганом, торнадо. Лазала по деревьям, заборам, заброшкам и даже соседским садам. Манили не яблоки и клубника, а риск и азарт. Впрочем, были и безобидные увлечения: собирала марки, значки и вкладыши от жвачек «Турбо», любила гонять на велосипеде.
Мама – конструктор, отец – наладчик холодильных установок. После перестройки брался за любую работу. А маме и вовсе пришлось всё бросить и уволиться – надо было ухаживать за бабушкой. Она всегда была дома, и Кате приходилось проявлять весь свой актерский талант, чтобы родные не узнали про её приключения. Сейчас, читая ориентировки на подростков, она каждый раз вспоминает своё детство, вздрагивает и как можно скорее распространяет информацию о поисках. Ведь кто как не бывший хулиган знает, какие опасности таит улица и как сильно переживают родители. Как ни старалась Катюша дома быть лучшей версией себя – сердце родителей не обманешь. Да и мобильных телефонов раньше не было, так просто не предупредить: «Буду позже, не волнуйся». Кстати, Катя до сих пор не дружит с этим гаджетом и всё делает только с ноутбука. Это часто заставляет вносить корректировки в планы. Несколько раз даже отменяла походы в кино ради того, чтобы выполнить срочную задачу. А опоздания к подружкам уже даже не считает.
После школы пошла работать. Нужно было и себя содержать, и помочь семье. Начала с торговли. В то время это было самое распространенное занятие. Инженеры, профессора, учителя – все шли торговать. Однако долго Катя не продержалась. Если работать по-честному, выручки не хватало, а обманывать и обвешивать она не могла. В поисках себя Катя сменила немало сфер деятельности, даже охранником успела побывать.
Но главный смысл жизни – семья. Родители, которых Катя взяла под крыло, и сын. Катя полностью растворилась в его воспитании, а сейчас он сам стал опорой и первым помощником мамы во всём. С детства увлекался коллекционированием и тюнингом масштабных моделей автомобилей. Коллекция жива до сих пор. И хотя малыш уже давно вырос, но нет-нет, да берется за переделку какого-нибудь экземпляров. А больше всего ему нравится собирать велосипеды. Самому найти недорогие запчасти, перебрать, отремонтировать – и получить рабочий транспорт.
Катя считает себя «скучной домохозяйкой», хотя какая может быть скука, когда растишь сына, который с малых лет держал мать в тонусе. Стоило зазеваться, как дитё пускалось на поиски приключений. В четыре года убегал из магазина, стоило зазеваться. А один раз пропал в чужом районе, где Катя и сама не ориентировалась. Воспоминания о пережитом не покидают её до сих пор.
- Поворачиваюсь - ребёнка нет! В ужасе бросилась в одну сторону, в другую… Уф, нашла! Повезло, не успел далеко удрать. Решила, что пора поговорить по душам. Я тогда ещё не была в отряде, но мне на глаза случайно попалась ориентировка, и я на её примере пыталась объяснить сыну: вот, смотри, взрослых мужчин ищут, крепких и сильных, а ты малыш, ты даже в толпе потеряться можешь, и украсть тебя легко. Мальчик слушал внимательно, убегать совсем не перестал, но нашел компромисс. Когда я заходила в магазин, оставался ждать меня у дверей или витрины – там интереснее. Я же приучилась делать покупки молниеносно.
В отряд Катерина пришла «наоборот» - не она к нам, а мы к ней. Однажды она решила помогать отряду и стала самостоятельно стала распространять ориентировки на пропавших людей в соцсетях. Не зная как и куда, просто по наитию и как подсказывало сердце. Чувствовала себя «хакером из сериалов про шпионов, где всегда есть герой, которого никто не видит, и вся его работа - стучать по клавишам, спасая мир».
Но награда нашла героя. Так получилось, что это совпало с появлением в питерском отряде группы оперативного оповещения (ГОО), где нужно было как раз заниматься размещением в сети. Мы увидели, что в толковых районных группах появляются ориентировки от какой-то незнакомки и написали ей сами, предложив вступить в наши ряды.
Теперь Катюша одна из самых опытных бойцов невидимого фронта, шутка ли, пять лет на посту. С техникой и интернетом она толком так и не подружилась, но это не мешает ей сосредоточено и внимательно выполнять свои задачи по доведённому до идеала алгоритму. А если уж, так получилось, что в тексте ориентировки или в номере телефона инфорга допущена ошибка, найдет её именно Катюша, и все вздохнут с облегчением – всё вовремя исправлено, важная информация не потеряется.
Есть люди лидеры, которым обязательно быть первым, главным, вести за собой. Кате же ничего этого не нужно. Она хороший, четкий, исполнительный помощник, который «придёт куда нужно с револьвером и маской из атласа, не задавая лишних вопросов». Именно так она визуализирует свою деятельность. Эдакий Ватсон, верный помощник Шерлока Холмса.
Катя не могла не попробовать себя в других сферах: и ориентировки расклеивала, и улицы в поисках потерявшегося патрулировала. Думала об инфогруппе (позывной Ватсон располагает к тому, чтобы распутывать истории пропавших людей), но решила, что не потянет эмоционально. Инфорги слишком погружены в обстоятельства чужой беды, а чем больше знаешь, тем тяжелее с этим жить, тем больше риск утонуть в эмпатии, сопереживании, рефлексиях – и сорваться. Ведь даже у добровольцев ГОО, которые не взаимодействуют с близкими, бывают моменты, когда эмоции выходят из-под контроля. Все мы люди со своими слабостями и недостатками, трудностями и особенностями. Помочь может каждый. Главное - найти свое направление.
- В отряде я чувствую себя частью отлаженного механизма и одновременно потрясающего коллектива абсолютно разных людей, которых я люблю и которым доверяю. Очень тепло от осознания того, что я помогаю вернуть потерявшегося человека домой или хотя бы найти его. Да, отряд отнимает время у семьи, но должно же быть у меня в жизни что-то исключительно моё.