Найти в Дзене
Sputnik Армения

Ближневосточный узел и армянские перспективы: Армен Геворкян сложил региональную мозаику

О сложных процессах на Южном Кавказе в контексте геополитических процессов и новых логических маршрутов рассуждает бывший вице-премьер Армен Геворкян.

Правила игры, к которым привыкли действующие власти Армении в отношениях с Западом в предстоящие несколько лет уже не будут работать, для каждого случая будет индивидуальный набор решений. Армения не имеет того экономического значения, чтобы оказаться в новом фокусе США, но Штаты не потеряют интерес к нашему региону из-за Ирана. Такой интерес будет подогреваться также сближением отношений между Азербайджаном и Израилем. Об этом пишет в своей статье для "Группы Альтернативные проекты" депутат от оппозиционной фракции "Айастан", бывший вице-премьер Армен Геворкян.

"Армянский вопрос в контексте мирного договора с Азербайджаном и так называемым Зангезурским коридором будет как минимум в зоне латентных интересов США и их региональных союзников", - считает Геворкян.

При этом Анкара будет продолжать бороться за реализацию тюркских амбиций и получение доминирования в регионе, что может получить закулисную поддержку Вашингтона (чтобы не своими руками ослаблять Москву). На этом фоне Азербайджан будет стремиться к ограничению влияния Турции, России и Ирана, к позиционированию себя в регионе в качестве независимой единицы и будет усиливать отношения с Израилем, с помощью которого будет улаживать вопросы с новой американской администрацией.

"Россия будет исходить из того, что достигнуто понимание с США о зонах стратегического присутствия и интересов, в том числе по Южному Кавказу, и будет настойчиво требовательным к своим региональным партнерам. В том числе будет стремиться к ограничению турецких аппетитов", - полагает депутат.

Что касается Запада, то он будет усиливать российско-китайско-индийскую транспортно-логистическую гонку и соперничество: коридор Север-Юг, коридор из Китая в Европу через Среднюю Азию и Южный Кавказ, а также новый индо-арабский транспортный маршрут в Европу. Обострение интересов в этом пространстве может стать реальным вызовом для дееспособности БРИКС+, считает Геворкян.

"Нам следует исходить из того, что в регионе будет сохраняться большой конфронтационный потенциал. Россия не станет автоматически региональной доминантой Южного Кавказа по решению сторон, ей просто дадут возможность вновь "завоевать" регион. Какие рычаги и механизмы влияния она выберет и использует, в том числе в плане переосмысления интеграционных форматов, покажет время", - пишет парламентарий.

Самым сложным вызовом в ближайшей перспективе для "тройки гигантов" на Южном Кавказе будет турецкий фактор:

России нужно будет вести с Турцией неминуемый стратегический диалог, так как зоны соприкосновения очень обширные – Черное море и война на Украине, Сирия и российское военное присутствие там, Южный Кавказ, Средняя Азия, Северная Африка. Последние события в Абхазии показывают, что для правящей турецкой элиты нет табу в отношениях с Россией, и они также могут отсутствовать при необходимости дестабилизировать отдельные регионы России. Вынужденно усиливающийся фактор российско-турецкой энергетической кооперации определяет новые форматы взаимной зависимости и напряженности.

Турция при поддержке своих западных партнеров будет стремиться к максимально быстрой реализации новых проектов по транзиту газа и нефти из зоны Персидского залива и Средней Азии в Европу, что явно будет идти вразрез с интересами России.

По мнению Геворкяна, ситуация для России несколько осложняется тем, что традиционные отношения России и Армении, в которых существенную роль играл компонент нейтрализации для Армении турецких рисков, стали деформироваться. Действующие власти Армении готовы к принятию доминирующей роли Турции в регионе, а Россия пока только декларативно обозначает свое стратегическое несогласие с таким ходом событий.

В итоге появляются форматы "3+3" жизнеспособность которых будет зависеть от итогов глобального "переформата".

Турции предстоит налаживать более конструктивные отношения и с Китаем в контексте ее стратегического интереса к реализации новых транспортно-коммуникационных проектов на Южном Кавказе и стратегической представленности в Средней Азии, ограничить свою активную заинтересованность проблемами прав уйгуров, так как обратное может обернуться поощрением курдских амбиций в регионе вне Турции.

Новым вызовом для будущей региональной стабильности и безопасности становится усиливающееся стратегическое сотрудничество между Азербайджаном и Израилем. Алиев хочет уйти от зависимости как России, так и Турции, поэтому превращает Израиль в своего нового союзника, по сути, усиливая противостояние в отношениях с Россией, Турцией и Ираном.

"Израиль становится не только союзником, но и глобальным экономическим партнером и основным адвокатом семьи Алиева. Миллиарды, заработанные на собственной нефти и газе, Азербайджан вкладывает другие проекты вне региона, в частности, в израильские, так как, во-первых, уже истощаются собственные природные ресурсы, во-вторых, создаются новые инструменты вовлеченности и влияния. Нельзя исключать, что сближение последних лет между Израилем и Азербайджаном, стало основной причиной усиления израильскими властями репрессивного давления на армянское культурно-религиозное наследие и присутствие в Иерусалиме", - пишет парламентарий.

С другой стороны, формирующееся тесное азербайджано-израильское сотрудничество может также сформировать у Алиева практическую мотивацию к фатальным для себя действиям против Ирана и России.

Несмотря на ситуативное российско-азербайджанское энергетическое партнерство, Россия должна быть заинтересована в ограничении экономических возможностей Азербайджана, которые приводят к его сильной милитаризации. Такая милитаризация становится фактором нестабильности и новых вызовов в регионе, в том числе на южных рубежах России.

Геворкян допускает, что задача продолжения функционирования Минской группы ОБСЕ, вопросы возвращения армян в Арцах, освобождения армянских пленных и сохранения армянского культурно-религиозного наследия в Арцахе – могут вновь стать легитимными темами для России в отношениях с Азербайджаном.

Хотя Россия и будет стремиться к демонтажу институциональных механизмов западного влияния во всем регионе, используя опыт Грузии, тем не менее, нужно будет четкое осознание и прагматическое принятие той реальности, что в Армении существенная часть общества уже не может принять и смириться с безальтернативностью пророссийской ориентации, заметил депутат.

Россия должна быть готова предложить:

*новые перспективы и возможности для роста благосостояния населения,

*абсолютно новый двухсторонний формат военно-стратегического сотрудничества и гарантий обеспечения безопасности и суверенитета Армении,

*поддержать новые региональные и трансрегиональные проекты и программы развития с участием Армении.

В контексте развития потенциальных инфраструктурных проектов (строительство нового газопровода Иран-Армения для транзита туркмено-иранского газа в Европу, новой железной дороги Иран-Армения и запуск железной дороги через Абхазию для налаживания новых транспортных потоков из Персидского залива в бассейн Черного моря, строительство новой АЭС и др.) становится логичным усиление военно-технического сотрудничества России и Армении, в первую очередь, на двухсторонней основе.

Основным посылом переосмысленного сотрудничества будет не только нейтрализация рисков новых антиармянских агрессий, но и защита всей инфраструктуры коридора Север-Юг, которая пролегает по территории Армении и имеет жизненно важное значение и для стран БРИКС+, отмечает Геворкян.

Последние события вокруг Украины показывают, что надеяться на европейские практические меры по защите нашего суверенитета и обеспечения безопасности не приходится, Еревану, кроме всего, нужно быть осторожным в чрезмерности своих стремлений стать региональным центром "либеральности", чтобы не превратиться в токсичного соседа для тех, кто пока сохраняет относительно ровные и дружественные отношения, например, Грузия и Иран.

На этом фоне неминуемо встает вопрос власти в Армении

Практический интерес к существованию действующей команды в Армении имеют Алиев и Эрдоган, а также Европа - для стимуляции антироссийских настроений, но без перспективы даже быть "помолвленными". А большая часть армянского общества стремительно теряет свой практический интерес к "бархатным властям". Основной проблемой внутри страны становится поиск той альтернативы, которая может прийти на смену в условиях происходящих глобальных трансформаций.

Понятно, что чем дольше не будет вырисовываться эта альтернатива, тем дольше будет продолжаться текущая агонизирующая внутренняя и внешняя политика, а открывающиеся возможности для Армении по новому, самобытному геополитическому позиционированию и развитию могут окончательно исчезнуть. Ответственность при этом за дальнейшую аномальность внутриполитической ситуации уже будут нести и невластные политические институты, подытоживает политик.