Найти в Дзене
НИУ «МЭИ»

Героическая история о мужестве и стойкости русских женщин

Елизавета Беневская была студенткой второго курса Московского энергетического института, когда в 1941 году ушла добровольцем на фронт в разведывательно-диверсионную часть Западного фронта в/ч № 9903. Девушка служила в одной части с Зоей Космодемьянской, ставшей одним из символов героизма советского народа в Великой Отечественной войне. В середине января 1942 года диверсионное подразделение под командованием А.А. Семенова прибыло в распоряжение партизанского отряда майора В.Н. Гаева, базирующегося в Якушкинском лесу. В состав одной из групп отряда Семенова для усиления была направлена «опытная» Елизавета Беневская, которая до этого трижды забрасывалась в составе наших диверсионных отрядов в тыл противника. Перед партизанско-диверсионным соединением стояла задача задержать продвижение колонн немцев, отступающих от Можайска на юг, и нанести при этом врагу максимальный урон. Гаев и Семенов решили устроить для врага засаду на дороге между деревнями Головино и Дунино. Чтобы заманить немцев н
Елизавета Беневская
Елизавета Беневская

Елизавета Беневская была студенткой второго курса Московского энергетического института, когда в 1941 году ушла добровольцем на фронт в разведывательно-диверсионную часть Западного фронта в/ч № 9903. Девушка служила в одной части с Зоей Космодемьянской, ставшей одним из символов героизма советского народа в Великой Отечественной войне.

В середине января 1942 года диверсионное подразделение под командованием А.А. Семенова прибыло в распоряжение партизанского отряда майора В.Н. Гаева, базирующегося в Якушкинском лесу. В состав одной из групп отряда Семенова для усиления была направлена «опытная» Елизавета Беневская, которая до этого трижды забрасывалась в составе наших диверсионных отрядов в тыл противника.

Перед партизанско-диверсионным соединением стояла задача задержать продвижение колонн немцев, отступающих от Можайска на юг, и нанести при этом врагу максимальный урон. Гаев и Семенов решили устроить для врага засаду на дороге между деревнями Головино и Дунино. Чтобы заманить немцев на эту лесную грунтовку, в ночь на 19 января партизаны взорвали несколько дамб и мост на большаке, который вёл от Можайска через село Тропарёво.

Отступающим германским частям ничего не оставалось, как свернуть на «запасной» просёлок, где их поджидала засада. Место для неё наши выбрали с умом. За деревней Сосновцы дорога, нырнув в лес, проходила по оврагу под высоким крутым склоном, а потом резко поворачивала влево.

Партизаны и бойцы диверсионных групп заняли позиции над оврагом в полукилометре друг от друга. Они дождались подхода вражеской колонны, пропустили, не тронув, идущие в авангарде машины и артиллерийскую батарею, а затем напали на колонну пехоты, забросав сверху гранатами.

Германские артиллеристы, уже ушедшие в этот момент за поворот, скрывавший от них происходящее в овраге, открыли огонь, ориентируясь на звук боя. В результате снаряды из немецких пушек стали рваться среди немецкой пехоты! Более того, части оккупантов, шедшие в хвосте растянувшейся на несколько километров колонны, решили, что их авангард обстреливают русские пушки, и открыли шквальный артиллерийский огонь по позициям предполагаемого врага.

На протяжении почти часа, пока обстановка не прояснилась, вражеские части молотили друг друга. По итогу отступление фашистов на этом участке было задержано более чем на сутки, а артиллерийская дуэль, устроенная немцами друг с другом, обошлась им в две сотни убитых и более 400 раненых.

Между тем партизанский отряд Гаева в том сражении вообще не имел потерь, а в диверсионных группах насчитывалось лишь несколько выбывших из строя. Ещё в начале боя из числа бойцов отряда Семенова были убиты двое: Михаил Новиков и Надежда Жеглова. Троих тяжело ранило: Екатерину Елину, Лию Кутакову и Лизу Беневскую. Елина и Кутакова позднее оказались на партизанской базе Гаева. Лия сама добралась по лыжному следу до партизанского поселения. Мужественная девушка, у которой были перебиты щиколотки ног, ползла по зимнему лесу в сильный мороз почти сутки! Она сообщила партизанам о своей раненой подруге, которая сумела затаиться в глубине леса.

Уже после войны командир «девичьей» группы Екатерина Пожарская вспоминала о бое с немцами 19 января 1942 года:

«Лиза стреляла почти у самой дороги, укрывшись между стволами берез, такая же белая в маскировочном костюме и стройная, как они. Она крикнула: «Девчата, идите! Я прикрою вас!». Только успела сделать несколько выстрелов, как слышу её стон: «Нет, девчата, не могу, видно, отстрелялась уже я».

-2

Наступившей ночью партизаны, обследуя место дневного сражения, наткнулись на двоих убитых бойцов отряда Семенова. Беневскую тогда не обнаружили.

В 1942 году, в конце января — начале февраля, жители села Рахманино Коля Бирюков и Саша Моисеенков шли на лыжах через лес из Рахманина в Дунино. Эти 17-летние ребята были разведчиками в партизанском отряде. На месте боя 19 января нашли двух убитых — мужчину и женщину. Выходя из леса, около дороги у сосны увидели ещё одну убитую женщину — совсем голую. Её тело было изуродовано.

После отхода партизанских групп, фашисты, прочесывая место боя, обнаружили раненную разрывной пулей в плечо Беневскую. Лизу тут же на месте попытались допрашивать, но девушка на вопросы немецких офицеров отвечать отказывалась. Тогда её на 40-градусном морозе раздели догола и повели — ночью, по снегу, босую! — в Дунино. При этом продолжали допрос, видимо, рассчитывая, что, не выдержав сильного холода, она заговорит.

Надежды оккупантов не оправдались.

За мужество и героизм Елизавета Беневская была посмертно награждена орденом «Красная Звезда» приказом № 199 от 17 февраля 1942 г., по представлению А.К. Спрогиса и подписанного Г.К. Жуковым.

3 мая 2017 года накануне празднования 73 годовщины Дня Победы здании Московского энергетического института, в котором проходили подготовку партизаны, была установлена памятная доска Е.И. Беневской.

-3