9 марта день рождения отмечает кукла Barbie. Вечно молодой красотке исполняется 66 лет. Многие знают ее как любительницу гламура, вечеринок и беззаботной жизни. На самом деле биография куклы не так однозначна. Рассказываем, кто стал прототипом первой Barbie, как кукла отражала феминистские движения в обществе и какую коллекцию выпустила компания Mattel в ответ на критику игрушки.
Не лучший образец для подражания
До 60-х годов детские куклы должны были готовить девочек к роли матери. В магазинах в основном продавались малыши-пупсы, которых нужно было кормить, одевать и нянчить. Поэтому, когда на выставке игрушек в Нью-Йорке предприниматели представили длинноногую блондинку в вызывающем по тем временам наряде, родители девочек приняли новинку со скепсисом.
Первая Barbie не случайно выглядела вызывающе. Прототипом знаменитой куклы стала раскрепощенная и острая на язык девушка легкого поведения — героиня комиксов немецкой газеты Bild Лилли. Персонаж настолько полюбился мужской аудитории издания, что вскоре после выхода комикса появилась пластиковая версия героини: она отличалась длинными ногами, пышными формами, красными губами и хитрым взглядом, брошенным в сторону. Куклу продавали мужчинам в качестве сувенира в барах и табачных магазинах.
Во время поездки в Швейцарию создательница компании Mattel Рут Хэндлер заметила Лилли на витрине сувенирного магазина и забрала домой три экземпляра. Наблюдая за тем, как ее дочь Барбара играет со своей подругой в бумажных кукол, Рут поняла, что подросткам уже не интересны куклы-младенцы: девочки одевали кукол из картона в женские наряды и «отправляли» их во взрослый мир. Предпринимательница захотела создать куклу, интересную ее дочери-тинейджеру. Первый образец игрушки получил сокращенную форму имени девочки — Барби.
«Тогда я не знала, кто такая Лилли. Я видела только игрушку со взрослыми формами, которую пыталась придумать в течение многих лет»
Рут Хэндлер для книги М. Г. Лорд
К изготовлению кукол Рут Хэндлер подошла со всей серьезностью: она обратилась за помощью к Джеку Райану — бывшему сотруднику аэрокосмического бюро «Райтеон», производившего ракетное оружие. Райан помог создать материал, из которых делали игрушки. Несмотря на столь основательный подход, первые образцы Barbie все равно считаются хрупкими: пластик, из которого они сделаны, начинает разрушаться.
В 1959 году на Международной ярмарке игрушек в Нью-Йорке перед публикой предстала 29-сантиметровая блондинка с красной помадой, большими бедрами и грудью, а также неестественно тонкой талией. На кукле был черно-белый купальник и черные босоножки на каблуке. От немецкого прототипа Barbie отличалась менее ярким макияжем и формой ног: у американской версии стопы выглядели дугообразными, в то время как у Лилли из Bild стоп вообще не было — кончики ног заканчивались «шпильками» черного цвета. В остальном Barbie была точной копией своей немецкой «подруги».
Barbie-бум
Через год, когда кукла стала настоящей манией, газета Bild подала иск на Mattel и выиграла дело в суде. В 1963 году производителю игрушек пришлось заплатить 21 600 долларов (сейчас это 200 000 долларов), чтобы выкупить права на героиню комиксов.
Несмотря на то что фокус-группа на ярмарке в Нью-Йорке осталась не в восторге от игрушки, посчитав ее «неформатной» из-за слишком взрослой внешности и вычурной фигуры, кукла покорила сердца девочек-подростков. В течение года Barbie произвела фурор: за этот период было продано 350 000 копий по 3 доллара. Для сравнения: сейчас в среднем в неделю продается около миллиона кукол. Согласно статистике, общий доход от продаж Barbie в 2023 году составил около 1,5 миллиарда долларов.
В продвижении игрушки помогла телевизионная реклама. Еще до запуска Barbie фирма Mattel совершила гениальный маркетинговый ход, подписав контракт со студией Disney на запуск рекламы своих товаров во время показа «Клуба Микки Мауса».
Дружеские и романтические связи
В 60-е годы кукла получила полное имя — Барбара Миллисент Робертс. Согласно выдуманной биографии, девушка была старшим ребенком в семье из штата Висконсин, которая вскоре переехала в Нью-Йорк. В 90-е годы история Барбары была подвергнута ребрендингу: родным городом девушки сразу назвали Нью-Йорк.
В 1961 году Barbie «встретила» своего бойфренда — Кена (полное имя — Кен Карсон). Для современных детей парень Barbie — блондин с подтянутой фигурой, однако первый Кен был рыжим худощавым юношей. Интересно, что знаменитая парочка имеет родственные связи. Дело в том, что прототипом Кена стал сын Рут Хэндлер — Кеннет, брат Барбары.
Еще через два года у Barbie появилась подруга Мидж и младшая сестренка Скиппер. Фирма Mattel следила за трендом времени, поэтому в 1967 году, когда активисты США боролись с сегрегацией по расовому признаку, компания выпустила темнокожую подругу Barbie — Фрэнси. Примерно в это же время блондинка переехала в «Дом мечты», а в 1970-е обзавелась модной машиной. Список родственников и друзей Barbie со временем рос: у нее появились сестры Стейси и Челси, а также несколько десятков приятелей и домашних животных.
Личная жизнь Barbie не обошлась без сплетен. Так, в 2004 году фанатов бренда шокировала новость о расставании Barbie и Кена. По одной из легенд, причиной разлуки стал австралийский серфер Блейн. Mattel не долго создавала драму из личной жизни блондинки, снова сведя ее с Кеном в 2011 году. Перед этим событием бывший бойфренд девушки появился на билбордах Нью-Йорка с просьбой вернуться к нему.
Карьерные метания
Вопреки тому, что современную Barbie часто обвиняют в излишней любви к гламуру, роскошной, но пустой жизни, бренд отражал феминистские движения в обществе. Так, с распространением женского образования кукла «идет» в колледж в 1964 году: в дополнение к Barbie шли комната из общежития и мебель для ее обстановки.
Стремление женщин к эмансипации и карьерному росту отразилось в профессиональном выборе Barbie. Первые образцы работали модельерами и певицами, вскоре Mattel добавила к ним балерин, медсестер, нянь и учителей. В 1965 году, через два года после выхода первой женщины (которой, как мы знаем, была Валентина Терешкова) в открытый космос, компания представила коллекцию «Мисс астронавтка».
В 1985 году производитель игрушек запустил рекламную кампанию We Girls Can Do Anything. В ролике показали профессии, которые могут примерить на себя девочки, игравшие в Barbie. На кадрах появлялись девушки различных специальностей: от гимнастки до научного сотрудника. Видеоряд сопровождает песня, в которой звучали фразы: «Мы, девочки, можем все, верно, Barbie?» и «Мы любим работать с 9 до 5, но в конце дня мы заслуживаем веселья».
Удивительно, но в 90-е Barbie обращает внимание на военную карьеру: появляются коллекции кукол пилотов истребителя, сержантов морской пехоты и военных врачей. Помимо этого, Mattel дает девушке возможность стать бизнесвумен, олимпийской чемпионкой, рэп-исполнительницей и даже президентом (в дополнение к кукле с прической Жаклин Кеннеди шли агитационные плакаты).
В 2019 году фирма выпускает коллекцию «Кем быть?», в которой Barbie примеряет на себя профессии окулиста, IT-специалиста, эколога, детектива и многих других. За все время своего существования кукла сменила более 200 специальностей.
В истории развития бренда не обошлось и без скандалов: в 1992 году в магазины поступила новая коллекция разговаривающих Barbie-подростков Teen Talk. Кукла произносила такие фразы, как «У нас будет достаточно одежды?», «Мне нравится шопинг», «Математика — это очень трудно». Последняя фраза особенно возмутила родителей и представителей Американской ассоциации женщин. По их мнению, игрушка передавала неправильные ценности и стремилась укрепить стереотип о том, что наука — не для женщин. Тогда создателям пришлось убрать это высказывание из чипа кукол.
Последний писк моды
Barbie всегда следила за модой и одевалась в последние новинки. В 60-е годы губная помада не была востребована, поэтому Barbie тех лет появляется вовсе без нее. В 70-е основной темой коллекции стал пляжный отдых — Barbie снова вернулась к купальным костюмам и отправилась серфить с подругой Кристи в Малибу. В 80–90-е кукла приглянулась многим модным домам. Девушку начинают одевать Ив Сен-Лоран, Жан-Поль Готье, Пьер Карден и другие известные модельеры. Копии туфель Christian Louboutin и украшения Tiffany & Co, созданные специально для Barbie, продавали на аукционах за несколько сотен долларов. Полученные деньги были отправлены на развитие детских программ.
Розовый цвет, которые многие считают фирменным символом бренда, появился только в 1970-е, когда Mattel начала продавать кукол в розовых коробках. До этого единственной розовой вещью, которую носила кукла, было вечернее платье, выпущенное для коллекции Enchanted Evening Barbie. К слову, сегодня у Barbie есть свой цвет в палитре Pantone — «Розовый Barbie» (Barbie Pink) под кодом #e0218a.
Нереалистичные пропорции
Внешность игрушки также претерпела изменения: ее форме лица придали больше реалистичности, плотно сжатые губы сменились на улыбку, грудь стала меньше, а талия — шире. В 1997 году у куклы появился пупок. Тем не менее Barbie до сих пор критикуют за неправдоподобную фигуру. Финские ученые выяснили, что настоящей женщине с пропорциями Barbie понадобилось бы набрать от 17% до 22% веса, чтобы восстановить репродуктивное здоровье и нормальный менструальный цикл. Художник Николай Лэмм даже решил создать «антибарби» — куклу Лэммили с реалистичными женскими пропорциями, — однако игрушка не имела успеха у покупателей и в 2018 году была снята с производства.
В попытке ответить на критику Mattel выпустила бодипозитивную линейку кукол в 2016 году. Кроме стандартного телосложения, в коллекции появились Barbie plus size, куклы ниже и выше обычной версии. Модель с пышными формами даже попала на обложку журнала Time. Помимо изменений в фигуре, игрушки новой серии выпустили с семью оттенками кожи. Позже к нестандартным Barbie присоединились куклы с витилиго, лысые Barbie и копии с ампутированными конечностями. В 2019 году Mattel представила Barbie в инвалидной коляске.
Родившись как вульгарная кукла, бросившая вызов патриархальному обществу, Barbie не перестала будоражить аудиторию. Она отражала меняющийся взгляд на женщин: получала образование, водила машину, примеряла на себя многие профессии, позволяла себе иметь разные пропорции и оттенки кожи. Кукла старалась угодить всем, однако часто собирала обвинения в неправдоподобном телосложении, слишком разгульной жизни и любви к материальному.
В 2023 году режиссер Грета Гервиг заставила Barbie (Марго Робби) покинуть идеальный розовый мир и встретиться с проблемами женщин в реальности. Фильм Barbie назвали «одой феминизму» или «пособием по феминизму для начинающих». Собрав рекордные для Warner Bros. 1,34 млрд долларов, картина стала знаковым событием в истории бренда.
История Barbie полна взлетов и падений. Она часто опережала эпоху, «боролась» за права женщин и вдохновляла девочек выходить за общепринятые нормы. И все же не случайно бренд Barbie тесно связан с фразой «Life in plastic, it's fantastic!» (строчка из песни «Barbie Girl» группы Aqua). Думаем, для многих блондинка в розовом олицетворяет одновременно пустой гламур и недосягаемый идеал красоты. А как вы относитесь к бренду Barbie? Были ли куклы этого бренда у вас в детстве?
Автор: Полина Каганова