Найти в Дзене
Парадная гостья

Что общего у Маннергейма и хоббитов: история загадочной дачи Лумберга на побережье в Зеленогорске

Стоит ли ехать в Зеленогорск? Конечно, стоит. Кроме Финского залива там есть что посмотреть. Но главная цель моей каждой поездки туда – это всегда (хотя ладно – была там всего три раза) дача архитектора Лумберга. Этот удивительный дом на побережье будто сошел со страниц сказки Ганса Христиана Андерсена. Хотя в Сети его часто называют «домиком хоббитов». Что ж спорить не буду – что-то из Толкина тут тоже есть. Его хочется обойти со всех сторон. С каждой – он разный. К сожалению, это не всегда приятно – один из жителей регулярно покрывает крепкими словцами туристов и зевак. Он устал от всеобщего внимания к его дому. Но когда ты живешь в памятнике – этого не избежать. Внутрь мы сегодня не зайдем, но ниже покажу снимки с сайта Citywalls, что скрывается за этими причудливыми стенами. А сначала – о владельцах этого дома. Принято называть дом дачей Федора Лумберга, хотя на самом деле он принадлежал его супруге – Елене Ивановне. Хотя это не так принципиально – семья же одна. У Федора Федорови
Оглавление

Стоит ли ехать в Зеленогорск? Конечно, стоит. Кроме Финского залива там есть что посмотреть. Но главная цель моей каждой поездки туда – это всегда (хотя ладно – была там всего три раза) дача архитектора Лумберга.

Тук-тук, кто в домике живет?

Этот удивительный дом на побережье будто сошел со страниц сказки Ганса Христиана Андерсена. Хотя в Сети его часто называют «домиком хоббитов». Что ж спорить не буду – что-то из Толкина тут тоже есть.

Его хочется обойти со всех сторон. С каждой – он разный.

К сожалению, это не всегда приятно – один из жителей регулярно покрывает крепкими словцами туристов и зевак. Он устал от всеобщего внимания к его дому. Но когда ты живешь в памятнике – этого не избежать.

Внутрь мы сегодня не зайдем, но ниже покажу снимки с сайта Citywalls, что скрывается за этими причудливыми стенами. А сначала – о владельцах этого дома.

Принято называть дом дачей Федора Лумберга, хотя на самом деле он принадлежал его супруге – Елене Ивановне. Хотя это не так принципиально – семья же одна.

Со стороны набережной роскошная застекленная веранда. Представляю, какие виды тут открываются на Финский залив на закате. Фото: Парадная гостья
Со стороны набережной роскошная застекленная веранда. Представляю, какие виды тут открываются на Финский залив на закате. Фото: Парадная гостья

Брат из Петербурга

У Федора Федоровича был особый подстиль модерна. Он мне очень нравится. Однажды в одной из своих статей уже упоминала его собственный дом в Перекупном переулке.

Он был построен в 1904 году. Главная изюминка этого дома (на мой взгляд) – огромное овальное (со срезом внизу) окно на третьем этаже. Именно здесь жила семья Лумбергов до революции. Сегодня эти помещения занимает автошкола.

Соседом архитектора год был Александр Керенский. Он съехал в 1907 году.

Попробуйте попасть внутрь этого удивительного дома. Пройдете через деревянную дверь в стиле модерн и окажетесь в изогнутом коридорчике. Справа будет печь. А прямо за ней – два суровых атланта, поддерживающие потолок первого этажа.

На обратном пути обязательно загляните во двор. Там увидите галерею, которая будто парит в воздухе. Это большая редкость для Петербурга. И еще одна выдумка Лумберга.

Что-то у этого дома есть общее со зданием в Зеленогорске. И это не только имя архитектора. Сказочное настроение, я бы сказала...

Главный заказчик

Лумберг мог подарить Петербургу несколько десяткой необычных строений, однако архитектор избегал частных заказов. Исключением стал лишь скромный доходный дом на Можайской улице. Его он возвел по заказу неизвестного лица (в архивах не сохранилось информации о владельце данного участка). Интрига – как удалось уговорить маэстро?

Федор Лумберг
Федор Лумберг

Основным заказчиком Лумберга был Обуховский завод. Для его нужд зодчий возвел Минную мастерскую, Центральную электростанцию, Александровскую мануфактуру, здание технической школы и, пожалуй, главную достопримечательность – водонапорную башню на Октябрьской набережной.

Заработанные средства архитектор тратил на собственные дома. Всего их было четыре. Пятый – это затейливый домик в Зеленогорске, точнее в Терийоки – так тогда назывался этот город. Домишко появился в 1910 году.

Лумберг работал в Петербурге до самой революции. С приходом Советов домик в Терийоки пришелся очень кстати – к тому времени поселок уже стал финской территорией. Лумберги попытались получить финское гражданство, но безуспешно.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

И все же не Маннергейм...

В 1921 году Лумберги приняли решение продать дом.

«Первоклассная зимняя вилла, 10 комнат, под оцинкованной железной крышей, на берегу моря, в живописном месте. Вблизи Терийоки, 5 км от ж-д станции», – гласило объявление.

Покупатель нашелся лишь через шесть лет. Это был директор Выборгского отделения банка Эйнар Вильгельм Кунтту.

А вот с этой стороны туристов ругает тот не самый гостеприимный жилец. Фото: Парадная гостья
А вот с этой стороны туристов ругает тот не самый гостеприимный жилец. Фото: Парадная гостья

Кунтту владел этим домом до Зимней войны. В эти годы, вероятно, на территории виллы появился каменный погреб. Это предположение построено на цифрах над его входом – 1927.

Также при Лумбергах или при Кутту тут была установлена скульптура льва, попирающего кабана. Увы, сейчас она практически полностью разрушена.

Среди местных жителей ходит легенда, что на самом деле в этом доме жил Маннергейм. Все из-за надписи у входа в усадьбу:

«VI...МА».

У большинства прохожих первая мысль, что это значит «Вилла Маннергейма». Однако никаких подтверждений его пребывания тут нет.

На главный вход в дом указывают каменные ворота. Фото: Парадная гостья
На главный вход в дом указывают каменные ворота. Фото: Парадная гостья

Вполне, вероятно, это может обозначать «Вилла Мария» – по имени супруги Кутта. В любом случае – это лишь гипотезы и догадки.

Что внутри?

В советский период дачу переделали под санаторий «Северная Ривьера». Со временем домик Лумберга стал общежитием для персонала. Сейчас это, как мне кажется, жилой дом с несколькими квартирами.

Судя по фотографиям в Сети, парадная довольно скромная. Деревянная лестница. Печь на снимках вестибюля не нашла. Но они точно есть в квартирах дома.

Этим домом Лумберг увековечил свое имя в Зеленогорске. Федор Федорович умер в 1938 году и был похоронен как раз на местном кладбище. Однако место его захоронения утеряно.

Автор канала пригрелась на ступеньках.
Автор канала пригрелась на ступеньках.

Настоящими памятники ему стали его дома и здания под заказ Обуховского завода.

📍Адрес: Зеленогорск, Приморское шоссе, 570к3

Спасибо за ваше время и внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы узнать о Петербурге и его окрестностях больше!

Дача Лумберга по сей день жилой дом. Но есть особняки, которые оказались заброшены и их убранство исчезает с каждым годом... Например, дача Фаберже.