Найти в Дзене
Культур-трегер

Как закончила свои дни героиня одного из главных шедевров Русской живописи?

Долгие годы судьба нечастной юной красавицы, которую выдали замуж за богатого старика на знаменитой картине Василия Пукирева "Неравный брак" оставалось неизвестной.

Василий Пукирев "Неравный брак", 1862 год.
Василий Пукирев "Неравный брак", 1862 год.

Однако совсем недавно, в начале 2000-х годов, произошло неожиданное открытие, которое не только подтвердило, что картина "Неравный брак" написана на основании подлинной истории, но и пролило свет на печальную судьбы юной невесты.

Об этом будет дальше в статье. Но сначала, для того чтобы все-таки понимать, о чем идет речь, нужно сказать пару слов о том: Кто же был изображен на картине "Неравный брак"?

Первым об этом написал знаменитый знаток Москвы, писатель и журналист Владимир Гиляровский (1855-1935) утверждавший, что это секрет раскрыл ему друг детства художника Василия Пукирева Сергей Грибков:

Этот старый важный чиновник - живое лицо. Невеста рядом с ним - портрет невесты В.В. Пукирева, а стоящий рядом со скрещенными руками - это сам В.В. Пукирев, как живой.

Именно после этих откровений Гиляровского и стало считаться, что на картине "Неравный Брак" изображено Венчание нечастной бесприданницы - возлюбленной художника Пукирева (также очень стеснённого в средствах), которая была вынуждена выйти замуж за богатого старика.

Предполагаемывй автопортрет Василия Пукирева на его картине "Неравный брак", 1862 год.
Предполагаемывй автопортрет Василия Пукирева на его картине "Неравный брак", 1862 год.

При этом в прототипы престарелого жениха историки искусства записали реально жившего в Москве в те годы князя грузинского происхождения Павла Ивановича Цицианова (1805-1880):

Предполагаемывй портрет князя павла Цицианова на картине В. Пукирева "Неравный брак", дейстительно имеет грузинские черты лица.
Предполагаемывй портрет князя павла Цицианова на картине В. Пукирева "Неравный брак", дейстительно имеет грузинские черты лица.

Получается, что в год написания картины князю Цицианову было 57-58 лет, что, в общем-то, совпадает с возрастом жениха на картине (хотя похоже, что для пущего драматизма художник все-таки его немного состарил).

Более того, до наших дней сохранилась даже церковь, в которой произошла эта драма:

Храм Трёх Святителей на Кулишках (построен в 1670-1674 годах) в которой происходило Венчание персонажей с картины В. Пукирева "Неравный брак".
Храм Трёх Святителей на Кулишках (построен в 1670-1674 годах) в которой происходило Венчание персонажей с картины В. Пукирева "Неравный брак".

Впрочем, уже в советские годы появилось еще несколько версий относительно изображенных на этой картине. Но мы не будем их подробно касаться, поскольку версия Гиляровского все-таки была озвучена другом и современником самого Пукирева.

Кроме того, нас прежде всего интересует дальнейшая судьба нечастной невесты. Кем бы там на самом деле ни был ее жених.

Так вот! Неожиданно выяснилось, что возлюбленная художника Пукирева закончила свои дни в абсолютной нищете!:

Художник Сухов "Портрет Прасковьи Варенцовой" 1907 год.
Художник Сухов "Портрет Прасковьи Варенцовой" 1907 год.

Это стало известно, когда в 2002-м году Третьяковская галерея приобрела неизвестный ранее рисунок художника Владимира Сухова 1907 года, на котором была следующая надпись:

Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне.

Думаю всем понятно, что Богадельня это фактически приют, в котором в Российской империи доживали свои дни одинокие и обездоленные старики.

При этом при слове богадельня многим сразу же представляются картины самой предельной нищеты и заброшенности: грязь, тараканы, пустая похлебка на завтрак, обед или ужин и т.п.

Богадельня в Москве, фото 1890-х годов.
Богадельня в Москве, фото 1890-х годов.

Конечно, бывало всякое (особенно если сравнивать современное понимание комфорта с бытовыми условиями XIX века), но если исходить из подписи на портрете Прасковьи Варенцовой, то она закончила свои дни в т.н. Мазуринской богадельне, которая содержалась богатейшими купцами Мазуриными и считалась одной из лучших в Москве.

Однако заканчивать свои дни даже в самой лучшей и комфортной богадельне все-таки совсем не то, что в собственном доме, в окружении любящих детей и внуков.

Но как же так вышло, что вдова богатого дворянина (князя Цицианова или все-таки какого-то другого?) осталась на старости лет совсем одна и без копейки за душой?

-8

Скорее всего, ответа на этот вопрос мы уже никогда не узнаем. Если только в каком-нибудь старом архиве вдруг случайно не найдутся неизвестные ранее документы.

Но все-таки достоверно можно сказать лишь одно: этот брак по расчету не принес Прасковье Варенцовой ни семейного счастья, ни финансового благополучия.