Меня зовут Ольга Иванова, я семейный психолог и эксперт по детско-родительским отношениям и мама двух подростков. Эту статью я посвятила тому, как гаджеты увлекают наших детей, и как научить детей управлять своим временим и не зависать в смартфонах или перед мониторам компьютера, засиживаясь за играми. Поскольку мы пока не знаем, какие будут последствия для человечества, но уже сейчас мы видим, как дети чуть ли не рождаются с телефон в руке. И я считаю очень важным делиться своим опытом и наблюдениями.
Прививаем чувство времени, проведенное за просмотром мультфильмов, ребенку до 6 лет
Давайте начнем с маленьких детей, особенно до 6 лет. Они не всегда способны контролировать себя и могут часами смотреть мультики или играть в игры на телефоне. Это быстрое получение эмоций становится для них слишком привлекательным. Что же можно сделать в такой ситуации? Важно, чтобы вы, как родитель, определили, сколько времени ребенку можно проводить перед экраном. Это можно сделать, посоветовавшись с педиатром или изучив исследования на эту тему.
Чтобы избежать конфликтов, установите таймер на телефоне. Например: «Сейчас мы посмотрим мультик 30 минут. У нас есть таймер, и когда он прозвонит, пора заканчивать». Так ребенок увидит, что таймер — это некий авторитет, который фиксирует время, а не вы, как родитель, который его ограничивает. Если таймер прозвонит, ваша задача сказать: «Я ничего не могу сделать, время вышло. Давай завершим просмотр». Это позволит избежать негативной реакции ребенка на вас.
Телефон - неотъемлемая часть жизни современных детей
Как сократить проведенное время в телефоне у ребенка?
Обстоятельства бывают разными. Например, к школе дети сталкиваются с сверстниками, у которых есть смартфоны. Или, если родители в разводе, телефон становится средством общения с другим родителем. Поэтому порой дети начинают использовать гаджеты раньше, чем достигают школьного возраста.
Наша цель — не запретить ребенку пользоваться телефоном, а научить его контролировать время, проведённое в интернете. Ребенок должен уметь отвлекаться от экрана, когда это необходимо. Как же я это делаю?
Во-первых, я провожу с детьми игры, которые настраивают их на осознанное времяпрепровождение. Также мы обсуждаем важные моменты: что им нравится делать, когда они не за экраном, как провести время с друзьями или заняться хобби.
Такой подход помогает детям стать более самостоятельными и уметь контролировать свое время с гаджетами. Направление в этом процессе — обучать детей управлению своим временем, чтобы они могли выбрать полезные занятия и спокойно отвлекаться от экранов.
Я установила приложение Family Link, которое ограничивает время, проведённое в телефоне. После этого я спрашиваю сына: «Сколько времени ты хочешь провести за телефоном, прежде чем сделаешь уроки?». Он обычно отвечает: «Я хочу 20 минут, мне нужно пообщаться с одноклассниками». Я устанавливаю это ограничение, и после 20 минут телефон выключается.
После выполнения уроков у нас тоже есть правило: «Сколько времени ты хочешь провести в телефоне сейчас?» Мой младший сын обычно говорит два часа. В этом случае я устанавливаю лимит на час сорок, и он использует это время как хочет — общается с друзьями, смотрит видео или играет. Когда время истекает, он приходит и сообщает: «Время закончилось». Иногда он просит продлить его еще на полчаса, и я спрашиваю: «Значит, ты проведешь в телефоне два с половиной часа, правильно?» Он подтверждает, и так он сам контролирует время, проведенное за экраном.
Когда он был младше, мы ограничивали время до получаса. Ему нужно было еще время, он приходил ко мне и просил продлить на полчаса. Бывали дни, когда он хотел играть дольше, но в итоге время за телефоном редко превышало 2-2,5 часа. После этого он сам понимал, что устал от гаджета и хотел пойти погулять или поиграть в другие игры.
Так мы достигаем нескольких целей: во-первых, я не становлюсь строгим родителем, который запрещает виртуальные развлечения. Во-вторых, сын учится сам решать, сколько времени проводить за телефоном, и осознает свою ответственность. Это важно, потому что, когда он подрастет, мне будет сложно запрещать ему использовать телефон. Если постоянно накладывать запреты, он может начать злоупотреблять общением с гаджетами, при первой же возможности, и будет труднее его остановить.
Важно прививать ребенку навыки контроля времени и самодисциплины.
Как я вытащила своего ребенка из игровой зависимости
Хочу рассказать еще одну историю, которая произошла с моей старшей дочерью, когда она училась в начальных классах. Эта история о компьютерных играх.
Однажды дочь подошла ко мне и заявила, что мечтает играть на компьютере целый день, а мы, родители, не даем ей этой возможности. В ее глазах мы выглядели злодеями, ограничивающими её желания. Я спросила: «Правильно ли я понимаю, что ты будешь самым счастливым ребенком, если будешь играть целый день?» Дочь утвердила.
В тот «знаменательный» день я выбрала время, когда ей не нужно было идти в школу, и разрешила ей с утра играть в компьютерную игру. Я не позволила ей есть с нами и приносила еду, ставя её на стол рядом с компьютером. Даже когда вся семья пошла гулять, дочь осталась за игрой, а мы проводили вечер без нее.
В итоге дочь сделала вывод, что есть много интересных занятий помимо компьютерных игр, и такое «зависание» за игрой стало для неё первым и последним опытом. Я гипертрофировала её желание и сделала так, что оно исполнилось на 100%. Интересно, что после этой истории дочь не прикасалась к компьютеру два года.
Почему у неё возникло такое желание играть целый день? Дело в том, что её папа много играет в компьютерные игры после работы, чтобы расслабиться. Ребёнок воспринимает это как хороший способ провести время. Я, как мама и специалист, всегда искала решения этой проблемы. Я понимаю, что рано или поздно наступит момент, когда я не смогу контролировать своих детей. Поэтому я хочу, чтобы они умели самостоятельно управлять временем, проведенным за электронными устройствами, и они не помешали их развитию и дальнейшей жизни. Пока я довольна тем, что мои дети и дети клиентов, которым я даю рекомендации, свободны от зависимости, от телефонов и игр.
Из моей практики есть и печальные случаи, когда ко мне обращались за помощью с зависимостью у подростков. К сожалению, в таких ситуациях я мало чем могла помочь, особенно если речь шла о 15-16-летних мальчиках. К этому возрасту у них уже развивается серьезная игровая зависимость: пять и более часов за компьютером каждый день. Если подросток не может жить без игр, отключение интернета превращается для него в настоящую катастрофу, то тут нужно очень много привлечь сил и времени, чтобы вывести его из этой зависимости. В добавок, в этом возрасте начинается основной период сепарация от родителей и стремление к самостоятельности, и родители становятся не указ, не говоря уже о какой-то посторонней тетке. В такой ситуации помочь сможет только мужчина, который завоюет авторитет у молодого человека.
Поэтому важно с раннего возраста вводить профилактику, связанную с электронными устройствами, и формировать навык самоконтроля. Когда появляются маленькие дети, не стоит давать им телефон каждый раз, когда нужно, чтобы они отвлеклись. Не следует хвататься за гаджет, когда вы устали и хотите, чтобы ребенок просто занялся чем-то другим. Это приводит к тому, что дети привыкают жить в виртуальной реальности.
Важно не приучать детей решать проблемы только с помощью телефона. Учите их успокаиваться по-другому, чувствовать еду, быстро одеваться по утрам или же набираться терпения, в ожидании мамы. Ищите альтернативные способы: существует множество специалистов и книг, которые помогут вам в этом. Думайте о будущем и о том, к чему приведут ваши нынешние действия.
Желаю вам и вашим детям счастья! С вами была Ольга Иванова, семейный психолог и эксперт по детско-родительским отношениям. До встречи в новых публикациях моем канале Дзен и телеграм-канале t.me/OlgaPsyFamily.