Найти в Дзене
В городе Жить

Не только фильмы посмотреть и в игры поиграть! Как проводить время за гаджетом безопасно?

Оглавление

Сегодня мир начнёт отмечать Global Day of Unplugging — Всемирный день отключения от сети. Это время, когда жители самых разных уголков нашей планеты устраивают добровольный цифровой детокс. И с заходом солнца отключают свои смартфоны и до вечера следующего дня живут исключительно офлайн: проводят время с родными и близкими. А вы присоединитесь к этому флешмобу?

Чем заняться во время отказа от интернета?

Набросали тут навскидку небольшой чек-лист, чем можно заняться семьёй в день без интернета. Итак, берем карандаш и ставим галочки напротив сделанного:

  • Проснувшись, сходить на улицу, сделать зарядку, чтобы зарядиться энергией на весь день
  • Приготовить вкусный завтрак для всей семьи, а лучше вместе с семьей. Так веселее!)
  • Собраться и сходить за город в поход
  • Вернувшись домой, поиграть в настолки. Лично мы открыли недавно для себя Ticket to ride, увлекает всех от мала до велика
  • Посвятить время хобби и что-нибудь смастерить своими руками
  • Почитать книгу (можно по ролям) перед сном
  • ... тут можно добавить свои варианты развлечений
Лично нам в Красноярске повезло, прямо на границе города находится национальный парк "Красноярские Столбы". Будете в Красноярске, обязательно сходите в этот край причудливых скал.
Лично нам в Красноярске повезло, прямо на границе города находится национальный парк "Красноярские Столбы". Будете в Красноярске, обязательно сходите в этот край причудливых скал.

Тотально завязли в сети

Традиция отказа от сети появилась в 2009 году. Сегодня это большое международное движение. И с каждым годом миссия активистов — вернуть людей в офлайн — звучит всё актуальнее.

Лишь несколько цифр. Каждый третий россиянин пользуется смартфоном более 4 часов в день, а ещё четверть проводит с гаджетом 3−4 часа ежедневно. Такие цифры показало опубликованное прошлой осенью исследование компании «Ингосстрах» и Аналитического центра НАФИ. Причём самыми заядлыми пользователями оказались молодые люди возрастом до 24 лет.

При этом, интересно, что люди не всегда проводят время в своих гаджетах поодиночке. Недавнее исследование, проведённое по заказу «Лаборатории Касперского» показало, что в почти половине российских семей родители используют гаджеты для совместного досуга с детьми. Чаще всего такое времяпрепровождение распространено, если в семьях есть дошкольники и младшие школьники (до 10 лет).

Псс, дорогой читатель, поиграем?...
Псс, дорогой читатель, поиграем?...

Чем дети и родители вместе занимаются в сети, спросите вы. Тут все предельно предсказуемо. Смотрят фильмы, но не только. Также взрослые с ребятишками просматривают развлекательные и научно-популярные шоу, играют в видеоигры.

«Если у дошкольников ключевой сценарий использования гаджетов — игры, просмотр видео и картинок, то старшеклассникам смартфон нужен больше для общения с друзьями и учёбы, — констатирует Андрей Сиденко, руководитель направления детской онлайн-безопасности в «Лаборатории Касперского». — Стоит отметить, что цифровые устройства действительно можно использовать, чтобы создавать семейные традиции, общие воспоминания и поддерживать совместные увлечения».

Нередко родители дают дошколятам смартфон, когда нужно отвлечь ребятишек и заняться своими делами. Так делают 60% тех, кто используют цифровые устройства для совместного времяпрепровождения с ребёнком.

Недовольны и дети!

То, что взрослые недовольны своими детьми, сидящими в интернете, не говорит только ленивый. Но, оказывается, и ребята ставят родителям такой диагноз.

Это показывает другое исследование «Лаборатории Касперского», согласно которому больше половины детей в России (57%) считают, что их родители проводят слишком много времени со смартфонами или за компьютером.

Интересная информация для размышлений, согласитесь.

-4

Лично меня настораживает другой момент. Те же исследования показывают, что взрослые чрезмерно фокусируют внимание на контроле активности детей в сети, что чаще выливается в банальные запреты, мол, в день можно проводить в телефоне какое-то ограниченное количество времени. Когда ребятам надо, они найдут способ обойти запреты. Да и слишком этот путь тупиковый и конфликтный, можно только разрушить выстроенные доверительные отношения в семье, которые, наоборот, беречь надо всеми силами.

То, что строгих ограничений недостаточно для безопасности, говорят и эксперты. Как бы банально это не звучало, но нужен комплексный подход.

«Обеспечивать защиту от онлайн-угроз лучше с помощью повышения цифровой грамотности и защитных решений, — уверен Андрей Сиденко. — Для оптимального тайм-менеджмента можно попробовать применить формулу: в сутках 24 часа, из которых мы вычитаем 9-10 часов на сон ребёнка. Затем вычитаем часы, которые потребуются ему на учёбу в школе и выполнение домашнего задания, затем — время на принятие пищи, внешкольные активности, такие как секции, прогулка и т.д. Смотрим, сколько осталось: как правило остаётся не больше двух часов, а то и меньше, на время в гаджете».

Основатель Академии безопасности, детский и подростковый психолог Ольга Бочкова, прежде чем бороться с объёмом экранного времени, советует ответить на вопрос: чем конкретно занимался мой ребёнок?

«Надо понимать, что сами по себе интернет и гаджеты — это только инструменты, — говорит она. — Важно внедрять культуру экранного времени, помочь ребёнку организовать свой офлайн-досуг так, чтобы он был им увлечён. Поддерживайте его собственные интересы и хобби. Если ребёнок с вашей помощью или без найдёт своё, то самое любимое занятие в офлайне, пустое экранное время будет обязательно снижаться».

Научить детей безопасному обращению с интернетом

Мы в семье давно поняли, совместное времяпрепровождение за гаджетами — отличный повод поговорить о кибербезопасности. При выборе фильма для просмотра, например, всегда можно невзначай затеять разговор о том, какие сайты безопасны, как при загрузке видео не словить какой-нибудь вирус.

Хотя, конечно, однократными беседами навыки безопасного обращения с интернетом не привить. Этот процесс бесконечный. Ведь злоумышленники не дремлют и знают, что дети наиболее уязвимы.

«Технологии меняют природу рисков, с которыми сталкиваются дети в цифровом пространстве, — отмечает Кира Кирюхина, вице-президент «Ростелекома». — Современные киберугрозы становятся всё более сложными, и родителям, и педагогам, и специалистам необходимо постоянно совершенствовать знания для эффективной защиты».
Киберриски для детей и подростков из брошюры «Технологии защиты детей в интернете», подготовленной Альянсом по защите детей в цифровой среде при участии «Ростелекома» и MINDSMITH.
Киберриски для детей и подростков из брошюры «Технологии защиты детей в интернете», подготовленной Альянсом по защите детей в цифровой среде при участии «Ростелекома» и MINDSMITH.

Согласно данным социологического исследования Альянса по защите детей в цифровой среде за 2023 год, 96% подростков в России сталкивались с цифровыми угрозами, причём около 30% родителей и детей испытывали недостаток информации о том, как реагировать на цифровые угрозы. Рано или поздно, думаю, мы придём к тому, что и в школах, и в вузах появятся обязательные курсы по цифровой безопасности, что поможет детям и подросткам быть более подкованными и защищёнными в цифровом мире.

В помощь родителям, которые хотят помочь своим детям прокачать навыки цифровой кибербезопасности, сегодня есть много классных ресурсов. Вот только несколько из них, которые протестированы лично нашей семьёй:

  1. Открытый курс «Кибергигиена» на сайте Kaspersky Academy. Курс состоит из 16 коротких уроков по 15-20 минут и рассчитан на широкую аудиторию. На видео эксперты рассказывают, как защищать свои данные от злоумышленников, безопасно пользоваться мессенджерами, электронной почтой, социальными сетями и другими приложениями, совершать покупки в интернет-магазинах. Слушатели научатся распознавать телефонное мошенничество, фишинг и другие киберугрозы. Отдельный урок посвящён онлайн-рискам для детей.
-6

2. Онлайн-курс от «Ростелекома» для родителей «Как защитить ребенка от рисков в интернете?» (18+). Взрослые узнают, как детей вовлекают в преступные группировки и какую роль в этом играет интернет, как алгоритмы, инфлюенсеры и крупные компании воздействуют на выбор ребёнка и его убеждения, чем опасен кибербуллинг и как противостоять травле и домогательствам в Сети, что такое шерентинг и как защитить личные данные ребёнка в интернете, чем опасны тренды и челленджи в соцсетях, а также к чему приводит интернет-зависимость.

-7

3. Проект «Цифровой ликбез» с помощью образовательных видеороликов учит школьников азам цифровой грамотности и правилам кибербезопасности в современном мире. На сайте «Цифрового ликбеза» подростки  познакомятся с жителями подводного мира и придуманного города Нижнефорельска — рыбкой-блогером Антоном Корюшкиным, нерпой Женей, крабом Кирой и другими морскими жителями.

-8

4. Портал Альянса по защите детей в цифровой среде, на котором собрана информация об угрозах в Интернете и советы, как с ними справляться «ЦИФРАтека. Библиотека практических знаний». Ресурс объединяет статьи экспертов, практические советы, онлайн-квизы и полезные сервисы для детей, родителей и учителей.

-9

Текст Андрей Мужщинский