- Сегодня мир начнёт отмечать Global Day of Unplugging — Всемирный день отключения от сети. Это время, когда жители самых разных уголков нашей планеты устраивают добровольный цифровой детокс. И с заходом солнца отключают свои смартфоны и до вечера следующего дня живут исключительно офлайн: проводят время с родными и близкими. А вы присоединитесь к этому флешмобу?
- Недовольны и дети!
- Научить детей безопасному обращению с интернетом
Сегодня мир начнёт отмечать Global Day of Unplugging — Всемирный день отключения от сети. Это время, когда жители самых разных уголков нашей планеты устраивают добровольный цифровой детокс. И с заходом солнца отключают свои смартфоны и до вечера следующего дня живут исключительно офлайн: проводят время с родными и близкими. А вы присоединитесь к этому флешмобу?
Чем заняться во время отказа от интернета?
Набросали тут навскидку небольшой чек-лист, чем можно заняться семьёй в день без интернета. Итак, берем карандаш и ставим галочки напротив сделанного:
- Проснувшись, сходить на улицу, сделать зарядку, чтобы зарядиться энергией на весь день
- Приготовить вкусный завтрак для всей семьи, а лучше вместе с семьей. Так веселее!)
- Собраться и сходить за город в поход
- Вернувшись домой, поиграть в настолки. Лично мы открыли недавно для себя Ticket to ride, увлекает всех от мала до велика
- Посвятить время хобби и что-нибудь смастерить своими руками
- Почитать книгу (можно по ролям) перед сном
- ... тут можно добавить свои варианты развлечений
Тотально завязли в сети
Традиция отказа от сети появилась в 2009 году. Сегодня это большое международное движение. И с каждым годом миссия активистов — вернуть людей в офлайн — звучит всё актуальнее.
Лишь несколько цифр. Каждый третий россиянин пользуется смартфоном более 4 часов в день, а ещё четверть проводит с гаджетом 3−4 часа ежедневно. Такие цифры показало опубликованное прошлой осенью исследование компании «Ингосстрах» и Аналитического центра НАФИ. Причём самыми заядлыми пользователями оказались молодые люди возрастом до 24 лет.
При этом, интересно, что люди не всегда проводят время в своих гаджетах поодиночке. Недавнее исследование, проведённое по заказу «Лаборатории Касперского» показало, что в почти половине российских семей родители используют гаджеты для совместного досуга с детьми. Чаще всего такое времяпрепровождение распространено, если в семьях есть дошкольники и младшие школьники (до 10 лет).
Чем дети и родители вместе занимаются в сети, спросите вы. Тут все предельно предсказуемо. Смотрят фильмы, но не только. Также взрослые с ребятишками просматривают развлекательные и научно-популярные шоу, играют в видеоигры.
«Если у дошкольников ключевой сценарий использования гаджетов — игры, просмотр видео и картинок, то старшеклассникам смартфон нужен больше для общения с друзьями и учёбы, — констатирует Андрей Сиденко, руководитель направления детской онлайн-безопасности в «Лаборатории Касперского». — Стоит отметить, что цифровые устройства действительно можно использовать, чтобы создавать семейные традиции, общие воспоминания и поддерживать совместные увлечения».
Нередко родители дают дошколятам смартфон, когда нужно отвлечь ребятишек и заняться своими делами. Так делают 60% тех, кто используют цифровые устройства для совместного времяпрепровождения с ребёнком.
Недовольны и дети!
То, что взрослые недовольны своими детьми, сидящими в интернете, не говорит только ленивый. Но, оказывается, и ребята ставят родителям такой диагноз.
Это показывает другое исследование «Лаборатории Касперского», согласно которому больше половины детей в России (57%) считают, что их родители проводят слишком много времени со смартфонами или за компьютером.
Интересная информация для размышлений, согласитесь.
Лично меня настораживает другой момент. Те же исследования показывают, что взрослые чрезмерно фокусируют внимание на контроле активности детей в сети, что чаще выливается в банальные запреты, мол, в день можно проводить в телефоне какое-то ограниченное количество времени. Когда ребятам надо, они найдут способ обойти запреты. Да и слишком этот путь тупиковый и конфликтный, можно только разрушить выстроенные доверительные отношения в семье, которые, наоборот, беречь надо всеми силами.
То, что строгих ограничений недостаточно для безопасности, говорят и эксперты. Как бы банально это не звучало, но нужен комплексный подход.
«Обеспечивать защиту от онлайн-угроз лучше с помощью повышения цифровой грамотности и защитных решений, — уверен Андрей Сиденко. — Для оптимального тайм-менеджмента можно попробовать применить формулу: в сутках 24 часа, из которых мы вычитаем 9-10 часов на сон ребёнка. Затем вычитаем часы, которые потребуются ему на учёбу в школе и выполнение домашнего задания, затем — время на принятие пищи, внешкольные активности, такие как секции, прогулка и т.д. Смотрим, сколько осталось: как правило остаётся не больше двух часов, а то и меньше, на время в гаджете».
Основатель Академии безопасности, детский и подростковый психолог Ольга Бочкова, прежде чем бороться с объёмом экранного времени, советует ответить на вопрос: чем конкретно занимался мой ребёнок?
«Надо понимать, что сами по себе интернет и гаджеты — это только инструменты, — говорит она. — Важно внедрять культуру экранного времени, помочь ребёнку организовать свой офлайн-досуг так, чтобы он был им увлечён. Поддерживайте его собственные интересы и хобби. Если ребёнок с вашей помощью или без найдёт своё, то самое любимое занятие в офлайне, пустое экранное время будет обязательно снижаться».
Научить детей безопасному обращению с интернетом
Мы в семье давно поняли, совместное времяпрепровождение за гаджетами — отличный повод поговорить о кибербезопасности. При выборе фильма для просмотра, например, всегда можно невзначай затеять разговор о том, какие сайты безопасны, как при загрузке видео не словить какой-нибудь вирус.
Хотя, конечно, однократными беседами навыки безопасного обращения с интернетом не привить. Этот процесс бесконечный. Ведь злоумышленники не дремлют и знают, что дети наиболее уязвимы.
«Технологии меняют природу рисков, с которыми сталкиваются дети в цифровом пространстве, — отмечает Кира Кирюхина, вице-президент «Ростелекома». — Современные киберугрозы становятся всё более сложными, и родителям, и педагогам, и специалистам необходимо постоянно совершенствовать знания для эффективной защиты».
Согласно данным социологического исследования Альянса по защите детей в цифровой среде за 2023 год, 96% подростков в России сталкивались с цифровыми угрозами, причём около 30% родителей и детей испытывали недостаток информации о том, как реагировать на цифровые угрозы. Рано или поздно, думаю, мы придём к тому, что и в школах, и в вузах появятся обязательные курсы по цифровой безопасности, что поможет детям и подросткам быть более подкованными и защищёнными в цифровом мире.
В помощь родителям, которые хотят помочь своим детям прокачать навыки цифровой кибербезопасности, сегодня есть много классных ресурсов. Вот только несколько из них, которые протестированы лично нашей семьёй:
- Открытый курс «Кибергигиена» на сайте Kaspersky Academy. Курс состоит из 16 коротких уроков по 15-20 минут и рассчитан на широкую аудиторию. На видео эксперты рассказывают, как защищать свои данные от злоумышленников, безопасно пользоваться мессенджерами, электронной почтой, социальными сетями и другими приложениями, совершать покупки в интернет-магазинах. Слушатели научатся распознавать телефонное мошенничество, фишинг и другие киберугрозы. Отдельный урок посвящён онлайн-рискам для детей.
2. Онлайн-курс от «Ростелекома» для родителей «Как защитить ребенка от рисков в интернете?» (18+). Взрослые узнают, как детей вовлекают в преступные группировки и какую роль в этом играет интернет, как алгоритмы, инфлюенсеры и крупные компании воздействуют на выбор ребёнка и его убеждения, чем опасен кибербуллинг и как противостоять травле и домогательствам в Сети, что такое шерентинг и как защитить личные данные ребёнка в интернете, чем опасны тренды и челленджи в соцсетях, а также к чему приводит интернет-зависимость.
3. Проект «Цифровой ликбез» с помощью образовательных видеороликов учит школьников азам цифровой грамотности и правилам кибербезопасности в современном мире. На сайте «Цифрового ликбеза» подростки познакомятся с жителями подводного мира и придуманного города Нижнефорельска — рыбкой-блогером Антоном Корюшкиным, нерпой Женей, крабом Кирой и другими морскими жителями.
4. Портал Альянса по защите детей в цифровой среде, на котором собрана информация об угрозах в Интернете и советы, как с ними справляться «ЦИФРАтека. Библиотека практических знаний». Ресурс объединяет статьи экспертов, практические советы, онлайн-квизы и полезные сервисы для детей, родителей и учителей.
Текст Андрей Мужщинский