Казалось бы, при чем тут Высоцкий и его песня «Кони привередливые»? Однако есть прямая связь с картиной 19-го века. Остров М. — картина широко известная в художественных кругах. Но для широкой аудитории она мало знакома, потому что у нас не принято изучать мировое искусство в школе.
На уроках рисования такому не учат. Поэтому несколько слово про картину Остров М. Последний приют
И сначала пару слов про такое явление, как декаданс. Наверное все слышали это слово, но мало вдавались в его значение. Хотя и значений этих, для понимания большинства простых людей будет несколько.
Декаданс — это некий культ, направление в живописи и литературе. Это когда творческие личности неожиданно начинали рисовать черепа, символы упадка и разложения. Если сказать современным языком и очень сильно упрощая, то прекрасной иллюстрацией декаданса могут послужить фразы: «Всё равно мы все уйдем», «Природа выше всего и от нас ничего не зависит», «Нет смысла ни в чем» и тому подобное...
Ну а еще проще — это по своей сути депрессия и уныние, которому могли быть подвержены не отдельные даже личности, а целые поколения в истории Человечества.
Кстати сказать, уныние — это смертный грех, так что... Сами понимаете, что это не есть хорошо.
И вот картина Остров М., которая без преувеличения скитается культовой. И она выражает именно настроение в стиле декаданс.
Картина Остров М. Описание.
Существует несколько вариантов этой картины, по крайней мере известно не менее 5-ти версий, которые написал сам Арнольд Бёклин. Но у него было множество последователей, к примеру и Сальвадор Дали написал по мотивам свой Остров М.
В основе сюжета лежит древний миф о том, что души почивших героев находят последний приют на уединенном острове. А попасть туда можно только если переплыть реку Ахерон на лодке, которой управляет некое мифическое существо Хорон.
И на картине остров почивших: светлые скалы, темные кипарисы, спокойная гладь воды. Безмолвие и покой — как символ неотвратимости и величия.
Кто сделал картину — иконой для поклонения
Как известно, даже самый талантливый художник не сможет пробиться и стать популярным, если у него не будет богатых и известных покровителей.
Потому что нет иного объяснения, почему порой мы видим на выставках условные, простите, унитазы.
Но картина Бёркли Остров М. (точнее её репродукция) висела в начале прошлого века во всех домах Германии, и во многих в Европе. Среди ценителей этого символа завершения жизни были такие известные личности: Зигмунд Фрейд, Рахманинов... (Цензура помешала перечислить все известные имена).
Кстати сказать, Рахманинов даже посвятил этой картине в 1909 году симфоническую поэму. О как.
Высоцкий и его песня «Кони привередливые»
Про последний приют много написано, сказано, спето. Но мне нравится вариант Владимира Семеновича:
Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю — погоняю, —
Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю,
Чую с гибельным восторгом: пропадаю! Пропадаю!
Сгину я, меня пушинкой ураган сметёт с ладони, И в санях меня галопом повлекут по снегу утром. Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони!Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!
Мы успели — в гости к Богу не бывает опозданий;
Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?
Или это колокольчик весь зашёлся от рыданий?
Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани?
Вот так. Теперь вы чуть больше знаете про декаданс, про картину Остров М. и как сопротивляться унынию и неотвратимости неизбежного.
Спасибо за прочтение. Прошу поставить лайк, если не жалко. А впрочем... все равно. Шутка.
Подписывайтесь на мой канал. Желаю Вам добра и мира.
Читайте также:
Почему солёный ангел: Загадки в непонятных рисунках, в чем замысел художника.
А вам слабо: как я усовершенствовала Черный Квадрат Малевича.
© 2025, Елена Соловьева. Все права защищены.