Российский и советский пианист, композитор, педагог, музыкальный критик и общественный деятель Александр Борисович Гольденвейзер родился 26 февраля/10 марта 1875 года в Кишиневе.
Свои первые музыкальные впечатления Саша получил от матери, которая любила петь и играть на рояле. С пяти лет под руководством старшей сестры он учился разбирать ноты, а затем стал самостоятельно играть на рояле. В 14 лет Александр поступил в Московскую консерваторию. Среди его учителей были ученики Чайковского – Александр Зилоти и Сергей Танеев. В начале 1893 года Танеев показал его работы Чайковскому, и тот согласился заниматься с ним в будущем учебном году. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться, так как осенью композитора не стало. В день его смерти Гольденвейзер написал в своем дневнике:
«Сегодня ужасный день для России вообще и для русских музыкантов в особенности: умер Чайковский… Чайковский давно для меня кумир, которому я поклоняюсь. Меня в его творениях очаровывает: неизмеримое богатство мелодий, чудная гармония, … оригинальность мысли, а, главное, это то, что его произведения по большей части плод вдохновения, а не усилий. Сколько жемчужин мог бы он еще подарить миру».
В 1895 году Гольденвейзер закончил Московскую консерваторию и начал свою педагогическую деятельность. Александр Борисович преподавал в Екатерининском и Елисаветинском женских институтах, сотрудничая с С. В. Рахманиновым, который был в то время старшим преподавателем музыки в этих учебных заведениях. По просьбе Сергея Васильевича Гольденвейзер помогал ему в решении вопросов, связанных с организацией фортепианного обучения, в частности, в подборе кандидатур преподавателей. К 100-летию Екатерининского института А. Б. Гольденвейзер написал по рекомендации С. В. Рахманинова кантату для хора и фортепиано, которая была исполнена на юбилейных торжествах. Александр Борисович преподавал также в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (ныне ГИТИС), на Пречистенских рабочих курсах и в Народной консерватории.
Более 50 лет Гольденвейзер был профессором Московской консерватории по классу фортепиано, заведовал кафедрой фортепиано, а в 1939-1942 годах был ректором консерватории. Он воспитал более 200 талантливых пианистов. Передавая свой педагогический опыт, Гольденвейзер создал целую династию музыкантов, чьи имена можно по праву считать украшением не только российской, но и мировой фортепианной культуры.
Гольденвейзер выступал также как солист и ансамблист в составе Московского трио, концертировал вплоть до 1956 года, в том числе в ансамблях с Д. Ф. Ойстрахом, Л. Б. Коганом, С. Н. Кнушевицким, квартетом имени Бетховена. О его известности в качестве пианиста к началу XX века можно судить по посвященным ему строкам в поэме Андрея Белого «Первое свидание»:
Поет под небо белый гейзер:
Так заливается свирель;
Так на рояле Гольденвейзер
Берет уверенную трель.
Многочисленные воспоминания об Александре Борисовиче повествуют в большей степени о его педагогическом мастерстве, нежели об артистических достижениях. Некоторые исследователи в исполнительском искусстве Гольденвейзера усматривают педагогическую направленность.
В конце девяностых и в начале девятисотых Гольденвейзер проявлял интерес к сочинению музыки. Он написал оркестровую увертюру, романсы, фортепианные пьесы. У него возникла мысль о создании более крупных произведений – опер на сюжеты «Пира во время чумы» Пушкина и «Певцов» Тургенева, но эти замыслы были осуществлены много лет спустя. Интенсивная исполнительская и педагогическая работа стали со временем главными видами его деятельности и отвлекали от занятий композицией. На какое-то время он совсем ее забросил.
Уже в 75-летнем возрасте Гольденвейзер создает цикл «Из детской жизни». Дневниковые записи того времени демонстрируют его неподдельный интерес к проблемам детской педагогики, поскольку в течение долгих лет он занимался с многочисленными учениками. В цикл вошли 13 пьес, разных по жанру. По этой тетради можно составить экзаменационную программу ученика, которая содержит в себе этюд («Урок музыки», «Игра в жмурки»), полифоническое произведение («Канон»), произведение крупной формы («Вариации на народную тему») и пьесу («Сказка» и др.).
Гольденвейзер был также известен как музыкальный критик. Он сотрудничал в газете «Курьер», журнале «Музыкальный мир» и других изданиях, написал много критических статей и ряд книг.
Александр Борисович прожил долгую и интересную жизнь. Он умер в 1961 году в возрасте 86 лет и похоронен на Ваганьковском кладбище. Годы его жизни пришлись на сложное для России время – время войн и революций, которые перевернули весь уклад страны. Ему посчастливилось общаться с выдающимися музыкантами своего времени.
А. Б. Гольденвейзер был членом Общества друзей Дома-музея П. И. Чайковского, которое возглавлял композитор М. М. Ипполитов-Иванов. У него свое время Александр Борисович учился в классе композиции. Одним из направлений деятельности общества была культурно-просветительская работа, в которой Александр Борисович принимал активное участие. Он входил в Совета музея, участвовал в организации выставок, в проведении концертов в мемориальном доме П. И. Чайковского.
В настоящее время в Москве работает Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера. В 1955 году он сам передал государству свою уникальную коллекцию книжных и нотных изданий, произведения живописи, графики, скульптуры, редкие фотографии и предметы быта, которые рассказывают о музыкальной и общественной жизни конца XIX – первой половины XX века. В 1959 году по предложению Гольденвейзера Музей-квартира становится первым филиалом Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ныне Российский национальный музей музыки).
Н. Горбунова