Персей, старший внебрачный сын Филиппа V от наложницы и потомок Антигона I Одноглазого в пятом поколении был последним царем Македонии из династии Антигонидов и правил страной с 179 по 168 годы (здесь и далее все даты до новой эры). В ходе третьей Македонской войны Персей в 168 году потерпел поражение от римлян консула Эмилия Павла в битве при Пидне и сдался в плен. Следует отметить, что в сражении погибло 20 000 македонян и 11 000 воинов были захвачены в плен.
По сообщению Юстина: «В Македонии от Карана, первого македонского царя до Персея было тридцать царей. Под царской властью она находилась девятьсот двадцать четыре года». Потомки Антигона Одноглазого являлись царями и правили Македонией на протяжении 138 лет с 306 по 168 годы. Со смертью Персея в 166 году пресеклась династия Антигонидов. Отмечу, что Персей оклеветал сводного брата Деметрия в тайной связи с римлянами и Филипп приказал отравить младшего сына. Узнав правду, царь скончался от горя.
Со слов Плутарха: «По ничтожеству и испорченности своей натуры, среди прочих различных изъянов и пороков у Персея первое место занимало сребролюбие». По сообщению Диодора: «Александр Великий и Персей не были похожи друг на друга по темпераменту. Первый, с величием духа, завоевал себе империю, а последний с мелкой подлостью – образец поведения, которому он неотступно следовал – погубил древнее и могучее царство. Персей не мог забыть о прибыли и жажде наживы, даже когда будущее было безнадежным, что можно рассматривать как поведение человека, полностью лишенного здравого смысла. Удивительно вовсе не то, что македоняне потерпели поражение от римлян, но только то, что с таким вождем они продержались четыре года».
По свидетельству Ливия после поражения в битве Персей отправил письмо Эмилию Павлу, но обращение: «Консулу Павлу от царя Персея – привет!» изгнало из сердца консула всякую жалость к этому глупцу, не понимающему своей участи. А потому послов Персея без ответа отправили прочь».
Не получив ответа, царь Македонии предпринял попытку скрыться от римлян. Плутарх пишет, что: «Персей сумел тайно уговорить некоего критянина по имени Ороанд, владельца крохотного суденышка, взять его на борт вместе со всеми сокровищами. А тот, как истинный критянин, сокровища ночью погрузил, царю же вместе с детьми велел прийти на следующую ночь в гавань близ храма Деметры, но сам еще под вечер снялся с якоря. Начало светать, Персея с женою римляне заметили, но схватить не успели. Детей Персей поручил заботам некоего Иона, но тот оказался изменником, что главным образом и вынудило царя отдаться в руки врагов – ведь даже дикий зверь покорно склоняется перед тем, кто отобрал у него детенышей».
Ливий отмечает, что Персей планировал с семьей и сокровищами на судне критянина укрыться у своего бывшего союзника – царя фракийского племени одриссов – Котиса IV. Но сын последнего – Битис был оставлен заложником при дворе Персея и захвачен римлянами. Котис отправил послов в римский Сенат с просьбой о выкупе сына и раскаивался в том, что в войне с Римом поддерживал Персея. Сенаторы простили Котиса, и отпустили его сына без выкупа. Поэтому надежды Персея на то, чтобы найти пристанище у фракийского царя были иллюзорными, и Котис однозначно обменял бы царя Македонии на своего сына.
Также бессмысленно было просить политического убежища у своих соотечественников – правителей Сирийского и Египетского царства. Последний – Птолемей VI Эпифан поддерживал дипломатические отношения с Римом, а царь Сирии – Антиох IV после поражения своего отца Антиоха Великого от Луция Сципиона в битве при Магнезии заискивал перед Сенатом. В 167 году он уверял прибывшее к нему римское посольство во главе с Тиберием Семпронием Гракхом в дружеских чувствах к Римской республике.
Плутарх пишет, что: «В этих обстоятельствах яснее ясного обнаружилось, что гнуснейший из пороков Персея – не сребролюбие, а низкое жизнелюбие, из-за которого он сам лишил себя единственного права, дарованного судьбою побежденным – права на сострадание. Он попросил, чтобы его доставили к консулу Эмилию и тот, видя в Персее великого человека, претерпевшего горестное падение, заплакал, поднялся с места и вместе с другими друзьями вышел ему навстречу. Но Персей – о, позорнейшее зрелище! – упал ниц и, касаясь руками его колен, разразился жалостными криками и мольбами».
По словам Ливия: «Персей вступил в лагерь в скорбной одежде. Сопровождал его только сын – никакой другой спутник и товарищ по несчастью не мог бы сделать более жалостливым его вид. Консул встал и шагнул навстречу входящему царю и подал ему руку. Тот было пал ему в ноги, но консул поднял его, не дав коснуться своих колен, и ввел в палатку».
Жене Персея царице Лаодике V удалось избежать пленения, и она жила в Сирии при дворе своего дяди Антиоха IVЭпифана и его сына Антиоха V Евпатора. Была убита в результате дворцовых интриг в 152 году.
В триумфальной процессии Эмилия Павла в Риме, по словам Плутарха: «Персей шел в темном гиматии и македонских башмаках. Под бременем обрушившегося на него горя он словно лишился рассудка и изумленно озирался, ничего толком не понимая. Царь посылал к Эмилию просить, чтобы его избавили от участия в триумфальной процессии. Но тот, насмехаясь над его малодушием и чрезмерной любовью к жизни, ответил: «В чем же дело? Это и прежде зависело от него, да и теперь ни от кого иного не зависит – стоит ему только пожелать!». Эмилий недвусмысленно намекал, что позору следует предпочесть смерть, но на это несчастный не решился, теша себя какими-то непонятными надеждами».
По окончании праздничных торжеств в Риме в честь победы над Македонией, по сообщению Ливия Сенатом: «решено было, что Квинт Кассий проводит царя Персея с сыном его Александром под стражу в Альбу, ни лишая царя, ни спутников, ни денег, ни серебра, ни домашних животных, какие были при нем».
Моммзен пишет, что: «Персей подчинился своей участи и вместе с детьми и сокровищами отдался в руки римлян с таким унынием и слезами, что внушал победителям отвращение. Он умер через несколько лет после того государственным пленником в Альбе, на Фуцинском озере. Таким образом, царство Александра Великого, покорившего Элладу и Восток, пало через 144 года после его смерти».
По сообщению Плутарха большая часть античных писателей свидетельствует о том, что Персей в плену уморил себя голодом в государственной Мамертинской тюрьме вблизи Капитолия в Риме и также приводит любопытную информацию, что: «По некоторым сведениям воины его караулившие, по какой-то причине невзлюбили Персея и не находя иного способа ему досадить, не давали узнику спать. Они зорко следили за ним, стоило ему забыться хотя бы на миг, как его тотчас будили и с помощью всевозможнейших хитростей и выдумок заставляли бодрствовать, пока изнуренный вконец, он не испустил дух».
Современные исследователи считают рассказ летописца не заслуживающим доверия, так как Персей при сдаче в плен получил от консула Эмилия Павла гарантии сохранения жизни себе и детям. Поэтому вероятнее всего Персей скончался именно в Альбе Фуцинской. Данный городок находился на расстоянии в 102 километрах к востоку от Рима.
Персей умер в 166 году и был с почестями похоронен неподалеку от Альбы. В июне 2005 года его гробница на Валериевой дороге была найдена около города Лакуила. Об этом открытии в зарубежной прессе свидетельствует всего лишь одна заметка из семнадцати строк со ссылкой на Министерство культуры Италии и археологическую делегацию Македонии.
Я считаю данную информацию недостоверной и, возможно, очередной первоапрельской шуткой, такой же, как сенсационные сообщения об открытии погребения Аттилы в Будапеште, гробницы Эпаминонда неподалеку от Мантинеи или обнаружении золотого коня Митридата в окрестностях Анапы. Лакуила находится в тридцати километрах от Альбы, и я не вижу смысла предавать останки Персея погребению на таком значительном расстоянии от места заточения. К тому же данная статья являлась единственной и тема открытия не имела дальнейшего освещения в средствах массовой информации, что свидетельствует о ничтожности значения опубликованного газетного материала.