Найти в Дзене
Клуб Отечественной истории

Несломленный советский воин

Здравствуйте! Одишария Мириан Леванович - военный комиссар 148-й стрелковой 13-й армии. В Великой Отечественной войне непосредственно участвует с 2 июля 1941 года. Первый бой принял 16 июля 1941 года при обороне города Кричев. 1 августа 1941 года в составе управления 148-ой стрелковой дивизии занял оборону на восточном берегу реки Остер в районе деревни Микуличи, с целью недопущения захватами немцами стратегически важного моста. Выполнял роль пулеметчика, после гибели расчета станкового пулемета. 2 августа 1941 года там же был взят в плен подразделением 3-ей танковой дивизии 24-ой моторизованного корпуса Вермахта (2-ая танковая группа Гудериана). Был допрошен офицерами Абвера. Согласно воспоминанием выжившего в немецком плену капитана Некрасова (ветеран 148-ой стрелковой дивизии): В городе Замостье (Польша), находился немецкий концлагерь (занимал бывшие польские казармы и конюшни), я видел полкового комиссара М.Л. Одишария. У барака № 11 и полушепотом окликнул находившегося на вечерне

Здравствуйте!

Одишария Мириан Леванович - военный комиссар 148-й стрелковой 13-й армии. В Великой Отечественной войне непосредственно участвует с 2 июля 1941 года. Первый бой принял 16 июля 1941 года при обороне города Кричев. 1 августа 1941 года в составе управления 148-ой стрелковой дивизии занял оборону на восточном берегу реки Остер в районе деревни Микуличи, с целью недопущения захватами немцами стратегически важного моста. Выполнял роль пулеметчика, после гибели расчета станкового пулемета.

2 августа 1941 года там же был взят в плен подразделением 3-ей танковой дивизии 24-ой моторизованного корпуса Вермахта (2-ая танковая группа Гудериана). Был допрошен офицерами Абвера.

Согласно воспоминанием выжившего в немецком плену капитана Некрасова (ветеран 148-ой стрелковой дивизии):

В городе Замостье (Польша), находился немецкий концлагерь (занимал бывшие польские казармы и конюшни), я видел полкового комиссара М.Л. Одишария. У барака № 11 и полушепотом окликнул находившегося на вечерней прогулке М.Л. Одишария, обратившись к нему по уставу: товарищ полковой комиссар. Одишария меня сразу узнал. Было это осенью 1941 года.
-2

Официально полковой комиссар Одишария числиться пропавшим без вести с 1942 года. Хорошо известен «приказ о комиссарах» Одишария должен был расстрелян сразу после допроса. Мог ли он оказаться в лагере для военнопленных. Вот как пишет о расстрелах комиссаров в своей танковой группе Гейнц Гудериан:

"Приказ о комиссарах», вообще никогда не доводился до моей танковой группы. По всей вероятности, он был задержан в штабе группы армий «Центр». Таким образом, «Приказ о комиссарах» тоже не применялся в моих войсках.

Лукавит. Именно в 3-ей танковой дивизии Вермахта к августу 1941 года было уже расстреляно 11 наших политработников. По воле офицеров Абвера, Одишария мог и оказаться в концлагере. Это не исключено. Но фактом остается то, что с фронта он не вернулся. Но дело не в этом. Посмотрите на взгляд этого человека. Он понимает, что гибель неизбежна. Но разве в его взгляде виден страх…отнюдь. Он полон достоинства.

Благодарю Вас за внимание. До встречи.