Найти в Дзене
Друг Истории

Фильм “Северный полюс” и История. Атомная подлодка в Арктическом походе. Фантазии в кино

Оглавление

27 февраля 2025г. на киноэкран вышел фильм “Северный полюс”, который очень художественно воссоздает поход атомной подводной лодки К-3 на Северный полюс в 1962г. По своему жанру это фильм исторический, хотя благодаря насыщенности острыми моментами новую картину Александра Котта можно смело отнести к приключенческим. Очевидно, реалии того славного похода советских подводников на край света не совсем удовлетворили режиссера, и он добавил свои интересные подробности в военно-морскую историю. С подробностями и попробуем разобраться.

Фильм "Северный полюс". Сценаристы Алексей Боровик, Денис Родимин, Роман Владыкин. Правда, вымысел, отзывы, впечатления. В роли командира лодки Живцова Андрей Мерзликин, ученого Морозов - Евгений Миронов, разработчика Филатовой - Елена Север
Фильм "Северный полюс". Сценаристы Алексей Боровик, Денис Родимин, Роман Владыкин. Правда, вымысел, отзывы, впечатления. В роли командира лодки Живцова Андрей Мерзликин, ученого Морозов - Евгений Миронов, разработчика Филатовой - Елена Север

Международная обстановка и секретность

Российского зрителя может удивить факт того, что несмотря на то, что в районе Северного полюса 18 июля 1962г. подводниками был установлен флаг СССР, сам этот поход был засекречен и не только на случай неудачи и по воле перестраховщиков из начальства. Для секретов были и другие резоны. В этой связи любопытен и вопрос, остался ли красный флаг одиноко реять во льдах, когда были сделаны фото на память, и лодка снова погрузилась в пучину океана.

Атомная Лодка К-3 (Ленинский комсомол). Около 1961г.
Атомная Лодка К-3 (Ленинский комсомол). Около 1961г.

Рассекретить поход АПЛ (c 9.10.1962 - “Ленинский Комсомол”) сочли нужным только после Карибского кризиса в октябре 1962г. Через полгода после славной эпопеи 27 января 1963г. газеты “Красная звезда” и “Известия” опубликовали заметки о походе к Северному полюсу, 28 января на них откликнулась газета "Нью-Йорк Таймс". Для американцев наличие советского атомного подводного флота и его способность совершать столь далекие переходы стало неприятным сюрпризом. Так что встреча и столкновение К-3 с американской подлодкой, напряженные обсуждения в Пентагоне внезапного появления русских на полюсе, публикация сразу в газете "Правда" – это всё выдумки сценаристов, жаждущих устроить громкие пиар-акции на весь мир в “неподходящее” для того время. Конечно, случайно могли 2 лодки встретиться и в той арктической пустыне, но они не встретились....

Лев Михайлович Жильцов (1928-1996) ,командир К-3 в 1959-1963гг.
Лев Михайлович Жильцов (1928-1996) ,командир К-3 в 1959-1963гг.

Почему в 1962г. Хрущев не спешил поделиться арктической радостью с США? Здесь важен вопрос о целесообразности такого шага. В мае 1962г., как это и показано в фильме, Хрущев решил разместить наши ракеты на Кубе, чтобы сократить их подлетное время к США и перейти к наступательной внешней политике. Переброска советской техники на Кубу должна была осуществляться скрытно. 10 июля 1962г. на остров свободы отплыл первый военный транспорт. Демонстрировать, как можно скорее, свою силу, как то делает киноХрущев, было Н.С. пока не с руки, козыри держал он про запас. Всё равно из Арктики угрожать США СССР тогда не могли.

Поход на полюс руководство ВМФ организовало "под" визит Н.С.Хрущева в Мурманск. 18  июля 1962г. Хрущев на север приехал не специально к подводникам, это была большая поездка в т.ч. на флот. На фото Хрущев с моряками Северного флота ещё до возвращения К-3 (21 июля) из плавания. https://www.murmanarchiv.ru/exhibitions-events/34/1929
Поход на полюс руководство ВМФ организовало "под" визит Н.С.Хрущева в Мурманск. 18 июля 1962г. Хрущев на север приехал не специально к подводникам, это была большая поездка в т.ч. на флот. На фото Хрущев с моряками Северного флота ещё до возвращения К-3 (21 июля) из плавания. https://www.murmanarchiv.ru/exhibitions-events/34/1929

Соревнование подводных флотов США и СССР

Как пишет в своей книге сын советского руководителя С.Н.Хрущев, адресуясь к совещанию в Пицунде в феврале 1962г. “В те годы нашему подводному флоту, вооруженному баллистическими ракетами, не отводилась в стратегических планах столь значительная роль, как в американской доктрине подводным лодкам с «Поларисами» на борту. По одежке протягивают ножки. У нас не существовало ракет, сравнимых с «Поларисами». Дальность полета была почти вполовину меньше. В отличие от американских, в наших лодках размещалось не шестнадцать, а только две или три ракеты. Вышедшие из Р-11 морские ракеты все еще продолжали заправляться кислотой. А что такое кислота в замкнутом герметичном объеме дежурящей в глубине океана подводной лодки, я не берусь описать”.

Атомная подводная лодка ВМС США USS Skate (SSN 578) во льдах Арктики. 1959 г. Ист. https://specnaz777.livejournal.com/2149813.html
Атомная подводная лодка ВМС США USS Skate (SSN 578) во льдах Арктики. 1959 г. Ист. https://specnaz777.livejournal.com/2149813.html

Впервые американцы тайно прошли в подводном положении северный полюс 3 августа 1958г. (апл “Наутилус”), 11 августа 1958г. в 40 милях от полюса всплыла апл “Скейт”,17 марта 1959 “Скейт” всплыла в районе полюса, взломав лед. В январе-феврале 1959г. апл “Сарго” в Арктике взламывала лед толщиной до 122 см 16 раз! Наш ж ВМФ стал готовить подводные походы к полюсу с весны 1960г., К-3 и К-8, потом только К-3. При этом взламывать рубкой лёд в июле 1962г. никому в голову не приходило. Думаю, что наши командиры не хотели рисковать выходом из строя оборудования и повреждениями корпуса. Всё-таки надежность первых апл была не самая высокая.

Советская подлодка взламывает лед в Арктике. Кадр из фильма
Советская подлодка взламывает лед в Арктике. Кадр из фильма

Неудивительно, что на северном полюсе всплыть из-за ледяного покрывала К-3 17 июля не удалось. Согласно плану, на обратном пути была найдена подходящая полынья - в 569 км от северного полюса (84гр. 53мин с.ш., 0гр. 01 мин з.д.). Это всплытие и показали в кино, сместив “только” точную географическую точку события.

Построение на Полюсе в фильме.по сценарию 17 июля 1962г.. Полынью,к счастью, нашли 18июля 1962г. тютелька в тютельку - по размерам лодки. По рассказу Жильцова, в футбол хотели поиграть, но не удалось. По другим рассказам удалось. Видимо, мяч всё-таки попинали
Построение на Полюсе в фильме.по сценарию 17 июля 1962г.. Полынью,к счастью, нашли 18июля 1962г. тютелька в тютельку - по размерам лодки. По рассказу Жильцова, в футбол хотели поиграть, но не удалось. По другим рассказам удалось. Видимо, мяч всё-таки попинали
Схематичный поход К-3 в 1962г.
Схематичный поход К-3 в 1962г.

Полярники и определение местоположения подлодки

Таким образом, вы можете догадаться, что смелое решение полярников (Морозова) советской дрейфующей станции СП-8, - идти на полюс для встречи с АПЛ, не более чем киновымысел. Между прочим, персонал станция СП-8 после раскола льдины 12/13 марта был эвакуирован 17-19.03.1962 очень далеко от места всплытия К-3 18.07.1962. Другие станции СП-10 и СП-11 продолжали работать до 29.04.1964 и 20.04.1963.

Полярники  идут пешком на полюс. Кадр из фильма
Полярники идут пешком на полюс. Кадр из фильма

Маршрут дрейфующей станции СП-8
Маршрут дрейфующей станции СП-8

По словам командира К-3 Л.Жильцова, в своем походе лодка выполняла две задачи. 1.Испытание навигационных комплексов. 2. Учебная боевая задача по крейсированию в районе Северного полюса, лишая американцев возможности нанести внезапный ядерный удар по СССР. С обеими задачами подводники успешно справились. Тем не менее с навигацией сценаристы устроили К-3 большие проблемы, в кино апл существенно отклоняется от правильного курса. Только гениальность и смелость ученого Морозова, изобревшего способ подводного ориентирования по взрывам, помогли выправить курс корабля.

Полярники подрывают самолет, чтобы устроить второй "маяк" для лодки
Полярники подрывают самолет, чтобы устроить второй "маяк" для лодки

По поводу способа Морозова попробую сказать следующее. Подводный Взрыв, по идее Морозова, заменяет собой радиомаяк. На Лодке фиксируют взрыв и определяют пеленг (угол между северным направлением меридиана и линией из точки наблюдения на объект). Затем ждут второй взрыв, который позволяет определить положение лодки. Под водой же знают скорость своего хода и нынешний курс. Проблема в том, что места взрывов для правильной локации должны быть четко известны подводникам. Если о том, что первое место – это местонахождение дрейфующей станции СП – они ещё могут догадаться. То второе место взрыва в кино совершенно неопределенно. Морозов говорит, правда, что оно должно находиться на том же меридиане(долготе), однако скорость передвижения Морозова со взрывчаткой, как второго маяка, неизвестна.

Взлет самолета с полярниками со льдины
Взлет самолета с полярниками со льдины

Таким образом, самолет с полярниками должен лететь чётко по меридиану. Иначе всё прикидывание возможного положения АПЛ (а не точного как в кино!) по множеству точек её возможного нахождения оказывается бессмысленным.

Определение положения по крюйс-пеленгу. В этом методе представляется, что будто бы лодка стоит, а движется с её скоростью неподвижный маяк. Морозов добавляет неизвестную - собственную скорость передвижения маяка. Я дорисовал ситуацию Ист.картинки https://rutube.ru/video/ff718a9742b84c821bb97614226a99a3/
Определение положения по крюйс-пеленгу. В этом методе представляется, что будто бы лодка стоит, а движется с её скоростью неподвижный маяк. Морозов добавляет неизвестную - собственную скорость передвижения маяка. Я дорисовал ситуацию Ист.картинки https://rutube.ru/video/ff718a9742b84c821bb97614226a99a3/
Может создасться впечатление, что Морозов показывает места взрывов по одной широте, хотя они должны происходить на одном меридиане. Кадр из фильма
Может создасться впечатление, что Морозов показывает места взрывов по одной широте, хотя они должны происходить на одном меридиане. Кадр из фильма

Проблемы с техникой и приборами, аварийная ситуация в кино

В кино, кстати, не объясняют, почему произошло отклонение от курса. Что там случилось у сценаристов в обращении с гирокомпасами, мы не знаем. Для облегчения жизни мы только слышим возглас Морозова о том, что из-за ненадежного эхоледомера лодка не готова отправляться в поход. Эта ситуация иллюстрируется начальной сценой с погнутым перископом. Эхоледомер в ней не дал четкого указание на наличие ледяного покрова над апл и перископ погнулся о лёд. По рассказу первого командира К-3 Л.Осипенко, такое случилось на К-3 с новым эхоледомером Эл-1 и перископом не в 1962г., а в ноябре 1959г.в Гренландском море. Никто, к счастью, не погиб тогда, хотя выправить перископ также "легко", как в фильме, во время шторма не удалось. Старый эхоледомер при этом работал нормально, просто поверили тогда новому, испытываемому прибору. В тот же поход был обнаружен эффект отражения от ледяного покрова кавитационного шума (звуков), идущего из-за работы винтов. Акустиками этот шум воспринимается как шум винтов других кораблей. В фильме это явление использовали для сюжета (якобы) первой погони американской подлодки за нашей.

Филатова: Предполагаю течь в парогенераторах. Кадр из фильма.Течь в парогенераторах нередкая проблема на первых советских атомных лодках
Филатова: Предполагаю течь в парогенераторах. Кадр из фильма.Течь в парогенераторах нередкая проблема на первых советских атомных лодках

Действительной проблемой в походе, и о ней говорит в фильме Филатова, были парогенераторы. Из эксплуатационного ресурса около 3 тыс. часов, они к походу проработали 2,2 тыс. часов. Ознакомившись с техническим состоянием лодки, главный энергетик проекта Г.Гасанов прислал радиограмму о запрете выхода в море. Но АПЛ уж отправилась в плавание.

Главный конструктор (прототип Гасанов)(Карэн Бадалов) Морозову: Лодка пропала!
Главный конструктор (прототип Гасанов)(Карэн Бадалов) Морозову: Лодка пропала!

Подвели парогенераторы, согласно сценарию, в аварийный момент касания К-3 с американской подводной лодкой. Филатова докладывает Живцову, что на участке парогенераторов течь, надо отключать вручную. Что там она собирается отключать, зрителю, к сожалению, не объясняют. Но если Филатова собралась как-то отключать подачу утекающего теплоносителя, то надо подавать ему альтернативу для охлаждения, иначе всё кончится плохо из-за перегрева. Течь в парогенераторе проявляется тем, что радиоактивная вода реактора попадает в пар и с ним идет в турбины, испарительные установки и холодильные машины, загрязняя радиацией практически все кормовые отсеки. Надо всплывать и вентилироваться. Но мы видим внезапно остановку турбин АПЛ и почему-то в этот момент не включаются электромоторы, хотя электричество на лодке есть. В результате, К-3 теряет плавучесть и медленно погружается на дно. Почему же происходит эта беда? Включилась аварийная защита реактора? Но тогда, как удалось так быстро запустить реактор обратно? Словно по мановению волшебной палочки в руках Филатовой, всё вдруг стало хорошо. Или это всё же электромоторы вдруг заработали?

Известное фото команды К-3 в Арктике 18 июля 1962
Известное фото команды К-3 в Арктике 18 июля 1962

Филатова и Живцов на северном полюсе. Сзади играют в футбол. Кадр из фильма
Филатова и Живцов на северном полюсе. Сзади играют в футбол. Кадр из фильма

Командиры похода и кит

Как мы помним, Филатову, единственную, взяли на АПЛ именно для помощи в Чрезвычайных ситуациях. На самом деле в той экспедиции участвовала научная группа из 20 человек (мужчин). Это один из секретов правильной ориентировки во время похода. В пику утверждениям на экране, что в экспедиции принимает решение только командир корабля, с Жильцовым вместе работал руководитель похода, контр-адмирал Петелин. Вместе с Жильцовым и командиром БЧ-5 Тимофеевым Петелину было присвоено звание Героя Советского Союза. Тем не менее в сценарии Петелина своей ролью не наградили. Но зато придумали компенсацию). В походе планировалось испытать торпеды на пробитие льда, но это решение было отменено, к огорчению Петелина. Зато в фильме запуск торпеды реализовали.

Пуск торпеды в фильме для пробтия льда
Пуск торпеды в фильме для пробтия льда

У командира К-3 Льва Михайловича Жильцова было две дочки – Анна и Нина. В кино мы видим дочку Живцова Лизу, которая мечтает о ките. В своей книге Л.М.Жильцов рассказывает о создателе первых советских атомных лодок В.Н.Перегудове (1902-1967). Его стараниями атомоход приобрел китообразную форму с каплевидным носом проекта 627 “Кит”.

Живцов (Андрей Мерзликин) с дочкой Лизой (Анастасия Екатеринчева)
Живцов (Андрей Мерзликин) с дочкой Лизой (Анастасия Екатеринчева)

Очерк включен в Подборку Исторические фильмы канала Друг Истории

Признателен за лайки и подписку, а также донаты (подмога) на развитие канала) Душин Олег ©, Друг Истории №331, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канале Друг Истории