С FPS — шутерами от первого лица — я познакомился уже после выхода Wolfenstein 3D. Даже в Doom от все тех же id Software я познакомился уже после Duke Nukem 3D от 3D Realms. Естественно, что пустые коридорные лабиринты, наполненные демонами или нацистами, не особо впечатляли после открытых городских локаций из Дюка. Да и сюжет у последнего был куда как более проработан. Если под сюжетом подразумевать, что космолет Дюка сбили над Лос-Анджелесом злобные инопланетяне, и Дюк пошел драть всем известные места и жевать жвачку. Так что особого впечатления оригинальный Wolfenstein 3D на меня не произвел. Стрелялка, как стрелялка. Банальный FPS.
Но так думают не все. Многим эта игра пришлась по душе. Причем именно один из первых трехмерных шутеров котируется сильнее, чем все последующие продолжения. А потом в сеть были выложены исходники idTech 1 (он же Doom Engine), были созданы source порты, такие как GZDoom, и понеслось народное творчество по тернистым холмам. Об одном таком проекте в этом посте расскажу.
Про что игра-то?
Blade of Agony — это расширенная история приключений Бласковица (интересно, все же как правильно пишется фамилия главного героя), где побег из нацистских подземелий — лишь один из эпизодов.
Геймплей не сильно изменился. Ходим по запутанным локациям и отстреливаем плохих нацистов (как будто бы нацисты бывают хорошими). Пополняем боезапас, лечимся разбросанными аптечками, собираем бонусы и ищем ключи от запертых дверей. Классика.
Однако, если ранее это был классический шутер, то теперь классический шутер перемешивается со стелс механикой. Некоторые миссии нужно выполнять под чужой личиной или прячась в тени, не вызывая тревогу своими действиями. Хотя, при удачном стечении обстоятельств, можно выступить и против кучи врагов, сбежавшихся на сигнал тревоги. Есть отдельная миссия по управлению танком Шерман. Не самая проработанная, надо сказать. Но все же большая часть игры — классический шутер, где нужно пройти от точки А, забрать какие-то предметы или устранить какого-то противника и перейти в точку Б. Никаких геймплейных откровений или экспериментальных механик в игре нет.
Зато есть расширенное повествование противодействия специальных сил союзников отряду оккультистов из Аненербе. Но в отличие от реального мира, где эта группировка просто пилила государственный бюджет за спинами высокопоставленных чиновников Рейха, в Blade of Agony действительно нацисты-окультисты собирают древние артефакты для получения общемирового господства. Ну и нам, в лице протагониста Бласковица, надо помешать планам Гитлера и Ко получить в свои руки страшное оружие. Раскрыть предательство, разрушить планы вселенского зла, освободить людей, спасти мир и так по мелочи еще чуть-чуть.
Три эпизода насыщенные приключениями
Игра разделена на три больших эпизода, в каждом из которых несколько миссий, плюс дополнительное задание. Миссии очень большие и проработанные, так как разработчики сделали упор не на количество, а на качество — всем бы так. Даже первая вводная миссия потребует приличного количества времени для простого прохождения, без поиска секретов. В этих секретах, как и раньше содержаться различные драгоценности. Но если раньше сбор всяческих монеток и крестов давал лишь дополнительные очки, то теперь это переводится в валюту. Спросите, зачем деньги на войне? А их можно потратить на дополнительное оборудование, патроны или броню. Нет бы выдать главному герою все лучшее, что есть для борьбы с врагом всего человеческого. Проклятые капиталисты.
Зато дизайн локаций просто великолепен. Даже и не верится, что это чутка доработанный GZDoom. В своих путешествиях Бласковиц посетит и северную Африку, и оккупированную Европу, и южную Америку, а закончится все в том самом замке — последнем оплоте сил зла. И каждая локация наполнена таким количество неповторяющихся деталей, что любой ААА проект с их копи-пастой тихо стоит и курит в сторонке. На первом же уровне, убрав часового с помощью саперной лопатки, вы можете постоять чуть-чуть и полюбоваться на проплывающую в море нацистскую подводную лодку. А как тут замечательно показаны густые леса! Различные бункеры и лаборатории врага выглядят так, как бы они выглядели в реальности. А от миссии на борту дирижабля я вообще в восторге. А как тут показаны бои в полуразрушенном городе: зенитный огонь на горизонте, пролетающие в небе десантные самолеты, выстрелы и падающие бомбы. Атмосфера ужасной войны передается даже лучше, чем в Medal of Honor или Call of Duty. И это на старом движке с пиксельной графикой! Вот что значит вкладывать душу в свой проект.
Существенный минус игры
Вот казалось бы, все это мелочи и не надо было захламлять объектами игру. Но разве пустые гильзы и дырки от пуль на месте расстрела заключенных не продемонстрируют кошмарность ситуации лучше любых слов? Правда за это приходится расплачиваться. Все же движок, пусть и оптимизирован, но некоторые локации настолько большие, а объектов так много, что даже на неплохих компьютерах в этих местах начинает тормозить. Особую боль испытываешь в последней дополнительной миссии, где небольшой остров заполонили зомби. Их так много и они появляются бесконечно, что в какой-то момент игра начинает жутко фризить. И никакие откаты настроек на минималку не помогают. Увы, это вот существенный минус этой игры. Причем что обидно, сама эта миссия крайне интересна и буквально сверху до низу полна отсылками к известной серии Resident Evil.
Кстати отсылок в игре вагон и маленькая тележка. Иногда они хорошо спрятаны, а иногда аккуратно встроены в прохождение. И это не только отсылке ко Второй мировой войне. Можно встретить кучу референсов к разным произведениям, иногда даже совершенно нетипичным для западной культуры. Как вам например встретит на территории концлагеря полковника Исаева? А еще, если вы не знали, то первую 8-битную приставку типа NES изобрели не японцы. Игра в игре — этим теперь запариваться даже в любительских играх. Хотя назвать Blade of Agony любительской язык не поворачивается. :)
Наши враги и средства борьбы с ними
Проходить игру поможет обширный арсенал различного стрелкового и не очень вооружения. Среди стандартных стволов времен ВМВ будут попадаться и нестандартные. Различные экспериментальные образцы «ручного оружия возмездия», а местами некоторые из артефактов. Но патронов к оружию дают мало, а в иных миссиях кроме той самой саперной лопатки ничего у Бласковица в руках и нет. Добывай винтовку в бою. Ну да, покупай вооружение в магазине.
Ну да, отсутствие арсенала в некоторых миссиях объясняется стелс механикой. Дескать ты под прикрытием, а человек даже облаченный в форму вражеского офицера, но с тремя автоматами за спиной вызовет подозрения даже у самого тупого часового. Реализм! Однако спасибо за то, что стелс миссии необязательно проходить тихо. Имея толику удачи и прокаченную ловкость пальцев, даже самые сложные миссии без оружия, можно пройти с автоматом на перевес. В этом игра очень напоминает аналогичные миссии из первого компьютерного Medal of Honor. Приятно, когда тебя не загоняют в узкие рамки.
Зато враги вооружены и опасны. Оригинальный «Вульф 3D» отличался тем, что даже стычка с одним противником могла выйти боком. А в BoA ситуаций один на один будет очень мало. Часто игроку придется выступать против солдат с автоматами, винтовками, а то и чем-то похуже. Огнеметы, скорострельные многоствольные пулеметы, гранаты или даже панзершреки. Рейх не скупился на оружие для своих верных приспешников. И ладно бы простые солдаты или бедные собачки. Кроме весьма материальных противников в игре присутствуют противники нематериальные. Побеспокоив какого-нибудь духа в подземной гробнице в катакомбах под Парижем, можно смело брать булки в руки и тикать подальше. Ибо никакая лопатка, никакой пулемет, ни даже огнемет не успокоит и так уже мертвую душу. Зато имея на руках древний заколдованный меч можно будет не бояться ни живых, ни мертвых. Главное купить самую мощную броню.
Как ни странно вся эта чертовщина в игре объясняется как раз воздействием этих самых древних артефактов. Те же зомби — бывшие люди, подвергнувшиеся действию нового газа, заменившего в игре нацистам Циклон Б. А духи и демоны — охранная система древних цивилизаций. Хотя зачем вообще нужны какие-то объяснения от художественного произведения, где в один момент главный герой попадает в альтернативное будущее, в котором Третий Рейх окончательно и бесповоротно захватил власть на Земле и не только на ней.
Существенный плюс игры
Отдельно я хочу отметить локализацию игры на различные языки. В том числе и на русский. Несмотря на то, что большую часть игры мы просто идем и сражаемся с врагами в узких или не очень коридорах, в игре много текста. И если захочется погрузиться в лор и понять что требуется на тех или иных заданиях, то читать их обязательно. А тут такой подарок. И ведь не просто перевод, а именно адаптация. Над локализацией поработали такие же фанаты своего дела, что и над игрой.
Так как Blade of Agony создавалась на опен-сорсном движке, то насладиться этой игрой можно на любой операционной системе. В большинстве репозиториев на Линукс игра доступна полностью и не нужно ничего докачивать или устанавливать сверху. Кое-кому из «настоящих» разработчиков надо бы взять пример. А то вроде бы никто, кроме Valve и не париться с адаптацией своих проектов на разные Оси. Даже если это Оси зла.
Выводы
Игра из-за карикатурной спрайтовой графики не выглядит какой-то совсем уж серьезной. Хотя в ней и поднимаются темы войны, уничтожения людей в промышленных масштабах, ужасы расизма и нацизма. Скорее даже наоборот — игра из-за графики выглядит сюрреалистичной. В игре есть боссы, которые действительно жирные — в разы шире и выше обычных людей. Отъелись на казенных харчах. А уж сам фюрер вместо хрупкого чахоточного дрыща в игре представлен накаченным уберменшем, как будто бы с плаката про истинного арийца. Видимо это дань оригиналу, где противники действительно выглядели карикатурно и нелепо. В этих их синих сапожках (я в курсе, что это из-за ограничения вывода графики тех лет). Такой графический стиль я не считаю чем-то плохим. Главное в игре — геймплей и сюжет, а визуальная составляющая — дело десятое.
В общем, если хотите погонять фрицев по катакомбам и военным базам. И отлупить Гитлера по ягодицам (причем аж два раза), то смело окунайтесь в Blade of Agony.