Буквально через несколько дней после марша за Николаев и первой победы антимайдановцев над укронацистами в Мариинском парке столицы, в Киеве произошел госпереворот, а в Николаеве, как и в других городах Юго-Востока, началось собственно народное сопротивление, получившее емкое название — Русская весна.
Возле облгосадминистрации в период попыток ее захвата я познакомился с редактором интернет-сайта «Набат» Константином Тистолом, и он предложил мне проводить митинги «против обеих сторон», то есть и против бандеровцев, раскачивавших страну, и против олигархо-воровской власти «Партии Регионов». Я поддержал эту мысль. В итоге события стали развиваться стремительно, и мы успели провести всего три или четыре митинга возле памятника Ленину перед горисполкомом до сноса памятника и начала Русской весны в городе корабелов.
Параллельно с киевскими событиями и захватами администраций набирал силу подготовленный «ленинопад» по Украине. Естественно, он начался задолго до описываемых здесь событий, но именно в ночь с 21 на 22 февраля он вышел на качественно новый уровень. Стало понятно, что это централизованная акция со специально задействованными и подготовленными людьми. Главной целью этих сносов было даже не уничтожение памяти создателя Украины Ленина, а показ, что новые нацистские молодчики теперь хозяева положения, и в любом городе они могут рушить что угодно и насаждать то, что считают нужным.
Так, в эту ночь памятники Ленину были снесены в Днепропетровске, Чернигове, Броварах, Житомире, Полтаве, Прилуках и ряде других городов.
Днем 22 февраля 2014 года украинские нацисты добрались и до Николаева. Три автобуса прибыли на площадь Ленина перед городской администрацией. Оттуда выгрузилась толпа агрессивно настроенной молодежи, выкрикивающей нацистские лозунги «Слава Украине!» — «Героям слава!»; «Слава нации!» — «Смерть ворогам!».
Гоп-компания приехала не с пустыми руками. Они были вооружены бейсбольными битами, цепями, газовыми баллончиками, топорами, веревками и молотками. (По другим сведениям, свое «оружие» нападавшие получили в здании СБУ.) «Пришлые» накинули петлю на шею каменному вождю мирового пролетариата и под кричалки, свист и улюлюканье пытались его стащить. Памятник не поддавался.
Весть о происходящем на площади Ленина быстро разнеслась по городу. И у памятника появились защитники. В числе первых к памятнику пришли около двадцати участников молодежного крыла «Украинского выбора» во главе с Андреем Гончаруком (о нем рассказ позже). Они призывали прекратить попытки сноса. Между ними и «майдановцами» произошла жестокая драка, в результате которой Андрей со сторонниками, отчаянно отбиваясь, отбежали к зданию горисполкома. Тем временем на смену «Украинскому выбору» пришли представители КПУ и просто пожилые люди, которые выстроились вокруг памятника. Подтянулись туда и представители русских организаций, и группы николаевцев, возмущенных происходящим, но, как правило, малочисленные, и просто отдельные люди, не понимающие суть происходящего. Хочу еще раз повторить, что среди русских организаций было мало почитателей Ленина. Многие из нас хорошо понимали, сколько горя и бед для России принесла революция 1917-го года, гражданская война, последующие репрессии. Но мы ощущали прямое насилие над городом со стороны пришлых украинских нацистов, и нам это не нравилось. Фактически это насилие воспринималось как насилие над каждым из нас.
Были ли местные жители среди тех, кто крушил памятник? Разумеется, были. Пришли участники «Свободы», «Правого сектора», «Демальянса», «Руха» и другие нацисты. Местные укронацисты были в Николаеве жалкой кучкой отщепенцев. Возле памятника тогда их собралось чуть более тридцати человек. Задача у них была попытаться придать происходящему вид легитимности — дескать, это местные сносят. Хотя получалось это у них не особенно, они терялись в толпе «гастролеров».
По нашим сведениям, в город приехали до 150 человек плюс около тридцати местных. Как я понял, минимум один автобус хорошо подготовленных бойцов приехал из Киева, возможно, были боевики и из других областей Украины. Остальную молодежь, приветствующую нацизм, с возможностью «порезвиться» да еще и подзаработать, собирали в области.
Милиция на площади появилась довольно быстро, оцепила толпу разрушителей вместе с горсткой защитников памятника, не вмешиваясь в процесс его сноса. Народ кричал: «Позор, менты с бандерами!»
Как я уже писал, мы и некоторые жители города пытались противодействовать варварам-нацистам небольшими группами, но приехавшая команда была хорошо организована и подготовлена. У каждого из них была свою функция: кто-то создавал массовку, кто-то ломал памятник, а были и те, кто по команде нападал на смельчаков, пытавшихся остановить беспредел. И, насколько я понимаю, «бойцы», которые занимались непосредственно драками, были людьми приезжими: это было слышно по их говору и видно по подчинению определенным старшим личностям.
Мы пытались пробиваться к памятнику, а разрушители нападали на наши группы, а также выдергивали людей, защитников. Оголтелые варвары жестоко били протестующих, независимо от их возраста. Избиения происходили на глазах у милиции, которая присутствовала там, но вместо препятствования действиям радикалов она лишь не допускала убийств, в остальном была слепа и глуха.
Большое количество николаевцев стояло у Главпочтамта и снимало происходящее на телефоны.
Бывший конкурент мэра и экс-депутат горсовета Сергей Исаков заказал кран и стал требовать вызова на площадь и.о. мэра Юрия Гранатурова. На платформу приехавшего крана, прямо с подножия памятника, запрыгнул коммунист Сергей Пучков. Возникла драка, в результате которой Пучкова оттуда сбросили.
На забитой людьми площади обстановка все более накалялась. Группа защитников упорно оборонялась у памятника. Периодически возникали потасовки с применением слезоточивого газа.
Тем временем городская власть в лице и.о. мэра Юрия Гранатурова договорилась с нападавшими, провела экстренное заседание горисполкома и поддержала снос.
На площадь подъехал еще один кран «Силач». Защитники памятника кричали бандеровцам: «Уезжайте в свой Львов!». У подножия началась масштабное побоище. Милиция в попытках разнять дерущихся тоже попадала под раздачу. Майдановцы полезли на памятник. Образовалась жуткая бойня, в результате которой защитников начали оттеснять и подогнали кран к памятнику.
Андрей Гончарук забрался на платформу для вывоза фигуры Ленина и начал кричать: «Николаев, смелее, гони бандеров в шею!». Его поддерживали оскорбленные николаевцы. Светлана С. забралась в люльку крана с криками: «Бандеры, убирайтесь!». Масштабная драка продолжалась, и в ход пошло все, что было под руками, даже камни и комья земли.
Наконец николаевцев полностью оттеснили от постамента. Бандеровцы сдернули краном памятник, и он рухнул на асфальт. Часть нацистов бросилась гнать оставшихся защитников по Набережной. Потом радикалы бесновались, празднуя победу и прыгая на памятнике, откалывая кувалдами с постамента буквы — «на память…».
Вот что пишет об этих событиях блогер Наталья Павлова: «…Первым тяжёлым и громким событием новой мрачной эпохи в Николаеве стал снос памятника Ленину. Монумент стоял на площади с 1957 года и представлял собой шестиметровую бронзовую фигуру вождя, закреплённую на 8-метровом постаменте из полированного розового гранита. В субботу, 22 февраля 2014 года, после напряжённого пятичасового противостояния, он был варварски разрушен. Это стало возможным лишь потому, что нацисты (местные и приезжие) действовали при поддержке городских властей и милиции; на площадь с согласия и. о. мэра Юрия Гранатурова были подогнаны вышка и автокран, стрелой которого фигуру Ленина и столкнули с постамента. Понятно, что безоружные антимайдановцы и местные коммунисты никак не смогли этому помешать. И памятник упал головой вниз, пробив в асфальте глубокую дыру…»
В заключение фрагмент описания событий на момент сноса памятника от украинского блогера Александра Сайковского «При падении скульптура разбилась. У Ильича отвалилась голова. “Патриоты” взобрались на поваленный памятник и спели гимн Украины.»
Приобрести полную версию книги "Ольшанцы Русской весны" в печатном варианте вы можете в издательстве "Солон-Пресс" по ссылке https://solon-press.ru/vneserijnaya-literatura/olshancy-russkoj-vesny-v-nikolaeve С радостью жду новых читателей!