Найти в Дзене
Наталья Швецова

Непризнанная ценность. Бушев мост.

Этот красивый мост не признан памятником архитектуры на официальном уровне. Вокруг него кипит обычная жизнь - спешат на зимнюю рыбалку сельские мужики, выслеживая полëвок, крадётся по свежему снегу кошка, слышатся с ближайших подворий голоса домашних животных. А с приходом весны погонят селяне на выпас коров и начнутся посевные работы на расположенном неподалёку поле. Между тем, мост этот имеет богатую историю! Бушев мост в посëлке Дубравном! Когда-то здесь не было посёлка. Проходила только губернская почтовая дорога войска Донского из станицы Старочеркасской в город Царицын. Так называемый "Царицынский тракт". Да на правом берегу реки стояла почтовая станция "Кумшацкая" с бессменным смотрителем Ельпидифором Бушевым. Ельпидифор Ипполитович был человеком щедрым, гостеприимным. И с радостью принимал в своей усадьбе пассажиров и ямщиков почтовых карет. Любил он угощать гостей собственноручно приготовленным старым казачьим способом красным вином и вести застольные разговоры. Иногда

Этот красивый мост не признан памятником архитектуры на официальном уровне. Вокруг него кипит обычная жизнь - спешат на зимнюю рыбалку сельские мужики, выслеживая полëвок, крадётся по свежему снегу кошка, слышатся с ближайших подворий голоса домашних животных. А с приходом весны погонят селяне на выпас коров и начнутся посевные работы на расположенном неподалёку поле.

Между тем, мост этот имеет богатую историю!

Бушев мост в посëлке Дубравном!

Когда-то здесь не было посёлка. Проходила только губернская почтовая дорога войска Донского из станицы Старочеркасской в город Царицын. Так называемый "Царицынский тракт". Да на правом берегу реки стояла почтовая станция "Кумшацкая" с бессменным смотрителем Ельпидифором Бушевым.

Ельпидифор Ипполитович был человеком щедрым, гостеприимным. И с радостью принимал в своей усадьбе пассажиров и ямщиков почтовых карет. Любил он угощать гостей собственноручно приготовленным старым казачьим способом красным вином и вести застольные разговоры. Иногда такие "посиделки" затягивались на несколько дней. Опомнившись, загостившийся экипаж кареты начинал паниковать, ведь иногда слишком дорого обходилась задержка почты. И тогда находчивый Ельпидифор выдавал запоздавшим путникам справку о том, что бурное течение реки Кумшак снесло деревянный мост, и, пока велись ремонтные работы, почтовая карета вынуждена была простаивать. Документ заверялся размашистой подписью Бушева, скреплялся сургучовой печатью, и не вызывал никаких сомнений в Ростове.

Накопилось таких справок настолько много, что ростовский почтамт вынужден был обратиться к императору с прошением о возведении нового крепкого моста через бурную реку. В Петербурге в то время возводили мосты мастера из Италии. Получив прошение, император Николай II поручил двум итальянцам построить мост и через Кумшак.

Бушев мост. Фото из интернета.
Бушев мост. Фото из интернета.

Прибыв, иностранные работники сразу принялись за дело. Необходимо было произвести замеры, обсчитать количество стройматериалов и доставить их к месту строительства. Конструкцию моста предстояло соорудить из дерева, затем залить еë смесью бетона песка и глины, а все пустоты засыпать щебнем.

В тот момент и заехал в гости к Ельпидифору его кум из хутора Карповский. Увидев итальянцев, он воодушевился. Вот бы вместе с мостом построить и храм в его хуторе! Он стал жаловаться иностранным гостям на отсутствие церкви. Ну а Ельпидифор, по традиции, выставил на стол свои самые лучшие вина...

Так и получилось по одной смете отстроить и мост и храм.

Впрочем, есть и другая версия событий тех дней. Приезжие итальянцы были поражены красотой донских казачек. И именно одна из девушек уговорила влюблённого иностранца построить храм в своём родном хуторе.

Каждая из версий имеет право на существование. Но, так или иначе, появились на Дону монолитный Бушев мост и храм Георгия Победоносца.

Это было в 1914 году. Немало событий произошло с тех пор.

В Великую Отечественную войну по мосту проезжали тяжёлые танки, но надёжная конструкция выдержала.

После окончания войны, в 1947-1952 годах шло строительство Цимлянского водохранилища. Именно тогда и образовался рядом со старинным мостом современный поселок Дубравный. Население его состояло из переселенцев, чьи дома попали в зону затопления. Царицынский тракт же сохранился до сих пор. Теперь это современная автодорога Цимлянск-Шахты.

В конце 70-х годов прошлого века параллельно Бушеву мосту был построен новый, современный. Побежали по нему юркие "легковушки" и тяжёлые большегрузы. А о старинном мосте, много лет служившем людям, все как будто забыли.

Я сама долгое время просто не замечала красивое сооружение. Да, так бывает. Спешишь куда-то, и ничего вокруг не видишь. И, лишь услышав от кого-то о Бушевом мосте, уже целенаправленно отправилась к нему.

Мост, не смотря ни на что, прекрасно сохранился. Его рельефные "бока" живописно возвышались над заросшим руслом реки Кумшак. Свежий снег, укрывший землю, деревья и сам мост, только подчёркивал его уникальную архитектуру. Сколько исторических событий он пережил! Сменялись эпохи, а он стоял. И теперь, позабытый всеми, вписался в неприхотливый быт селян.

Уникальное 100-летнее строение не признано памятником архитектуры. О нем почти не рассказывают туристам. Его не охраняют и не ремонтируют. Вокруг кипит обычная сельская жизнь. И только местные знают какая ценность, хоть и непризнанная, находится рядом!

"Непризнанная ценность", Н. Швецова, масло/холст, 40*50см
"Непризнанная ценность", Н. Швецова, масло/холст, 40*50см