Был у нас один замечательный министр Обороны, который очень любил красивых девушек. Ну и окружал себя ими. Армия тогда планировалась маленькой, но передовой, со всякими нано-достижениями (не буду писать, чем оказались эти достижения на поверку и как это аукнулось, и так все знают). Верховного водили за нос по выставкам и вечно удивляли новинками и диковинками.
Ну и "танковым биатлоном" удивляли и "Гонкой героев". Зрелищной медийкой, в общем, поднимали гордость за нашу российскую армию в сознании граждан. Ну и, не моргнув глазом, рассказывали о лихом взятии заморской Пальмиры, дважды ("Директор" сейчас наверное перевернулся в гробу).
И в 2017 году этот замечательный министр Обороны дал добро на формирование экспериментального женского курса военных лётчиц в Краснодарском высшем военном авиационном училище им. А.К.Серова.
Событие это тоже стало очень медийным. Все средства массовой информации писали об этом. И рассуждали, что это общемировой тренд, во всех армиях мира полно военных пилотов женщин, да и вообще женщин военных, вот и нам пора включить функцию "равноправие" и слабый пол сделать сильным. Чтобы и в танк и в самолёт и на эсминец такую девушку можно было приспособить.
Этому находилось даже научное объяснение. Заведующая кафедрой психологии ЧГУ, кандидат психологических наук, доцент Марина Кудака рассуждала:
"Практика показывает, что военная профессия интересна для женщин. Мы живем в эпоху стирания гендерных границ. Сегодня нет чисто мужских или чисто женских профессий. Это связано с динамичностью и информатизацией нашего мира.
Сегодня девочка понимает, что рукоделием и домоводством она не сможет обеспечить себе профессию и не будет, как домохозяйка, востребована в обществе.
Вообще в современном мире женщинам сложнее, чем мужчинам, она должна быть и прекрасным профессионалом, и хорошей хозяйкой, и матерью, и женой. Но современные женщины, похоже, к этому готовы".
Их было 16. Шестнадцать девушек, которые прошли строгий отбор. А претенденток было 214. На этом кастинге растерялась даже высокая приёмная комиссия.
Как признался генерал армии Герой России Владимир Михайлов: сердце болело за каждую, кому пришлось отказать в их устремлениях к небу.
Девушкам пришлось пройти профессионально-психологический отбор, затем врачебно-летная комиссию и сдачу физических нормативов (бег на 100 метров и километр, отжимания от пола). Побывали девчонки и в барокамере, где они в течение 15 минут находились в условиях, которые возникают на высоте 5 тысяч метров.
Курсантки обучались по специальностям "дальняя", "истребительная", "военно-транспортная" и "штурмовая авиация". Всякое бывало и радости и неудачи. Никто из девушек учёбу не бросил, все дошли до выпуска. Журналисты сопровождали курсанток всё время обучения, наведывались в училище, брали интервью.
И девушки хором утверждали, что нет разделения профессий на мужскую и женскую. И они делом это доказывают. Ведь у них был вдохновлящий пример из Истории нашей страны.
Ведь именно в Краснодаре в годы Великой Отечественной войны легендарная летчица Евдокия Бершанская сформировала женский 588-й ночной бомбардировочный авиаполк, девушек которого немцы прозвали "ночными ведьмами". Правда, условия и скорости были тогда совсем другими, но тем не менее...
Некоторые товарищи довольно скептически отнеслись к появлению современных военных лётчиц. Валерий С. пишет:
"Сам летал 20 лет на СУ-24. А какая необходимость (кроме дешевого пиара) заталкивать девочек в кабину и учить 5 лет? Особенности организма — срыв полёта, потом по воле природы рождение детей. Всё. Лётчик через год без полётов уже полу-лётчик. А 20 парней пролетели мимо кассы. Вот и вся правда..."
Эдуард Соловьев, из гражданской авиации, рассказывал:
"Военный летчик — это очень серьезный шаг для любого мужчины, ведь военная служба сама по себе опасна. Очень серьезные перегрузки летчик испытывает, это не лучшим образом влияет на здоровье. Не зря в лётных училищах такой отбор претендентов. Даже в гражданской авиации при конкурсе в училище 7 человек на место, до выпуска доходят лишь 50-60% поступивших.
Но в гражданской авиации девушками уже никого не удивишь, даже в нашей компании был случай — летала вторым пилотом, а позже перевелась в Москву. В некоторых крупных компаниях девушки работают даже командирами воздушных судов. Но военный лётчик, я думаю, не очень подходящий вариант для девушки. Это очень большая ответственность, это серьезный риск. Во время боевых вылетов, думаю, у командования к таким лётчикам не будет ни снисхождения, ни скидок на то, что они женщины..."
Некоторые товарищи припоминали лётчицу ВВС США Кару Спирс, которая мечтала быть пилотом палубной авиации, летала на F 14, а после видео её последней посадки в живых остался лишь оператор.
Тем не менее, выпуск в Краснодарском авиационном состоялся и наши девушки ушли в войска.
Но после выпуска интерес журналистов к этим девушкам как-то угас. Обычно региональные и ведомственные издания к военным праздникам и в преддверии Международного женского дня находят таких девушек в войсках и берут у них праздничные интервью. Но тут — тишина.
Говорили лишь о лейтенанте Екатерине Захаржевской (Пчела) — первой и единственной женщине-лётчике дальней авиации ВКС России. У неё и до поступление в Краснодарское училище был уже опыт полетов, после школы Екатерина окончила училище гражданской авиации.
Диплом об окончании училища вручал отец Екатерины — генерал-майор Олег Пчела (командир энгельской авиабазы). Лейтенанту Захаржевской был присвоен 3-й класс квалификации (в её полётной книжке имелось 300 часов налёта).
Планировалось, что служить девушка будет у папы. Но сейчас об этой лётчице ничего не слышно.
А что с остальными?
В октябре 2023 года командующий военно-транспортной авиации генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов на вопрос журналистов сухо ответил:
"Да, есть у нас. Не могу говорить за все рода авиации, но у нас они успешно освоились и сегодня выполняют полеты".
Ради интереса автор поспрашивал знакомых офицеров ВКС из разных полков, может кто встречал этих девушек-лётчиц на службе. Один командир полка признался:
"Была у меня такая. Почему была? В декрет ушла. Ну и слава Богу. У нас знаешь какие перегрузки парни испытывают? Куда уж тут девчатам. Берёг я её как мог, а потом само как-то рассосалось. Вышла замуж за нашего офицера. Обратно в полк уже не вернётся, есть договоренность, что уйдёт в штаб армии. Квалификация за три года теряется полностью. У нас же постоянное обучение и практика.
Сам подумай, зачем мне эта красавица в полку? Ребенок заболел — на больничный. Если часто болеют дети — то и мама часто на больничном. А вдруг развод — тоже проблема, психологического характера, стресс. А служить кто будет? Правильно, все остальные... Пусть лучше в штабе сидит, там полегче будет".
И что-то мне подсказывает, что и с остальными девушками-пилотами вышла примерно похожая история.
Автор не будет делать выводы, что девушкам не место в армии. В армии всем желающим парням и девушкам место (если здоровье и прочие показатели позволяют), но не всегда и не везде. Как бы то ни было, а девушки эти героини, решительные и самоотверженные. И радует, что они обзаводятся семьями, поддерживают в доме очаг и рожают детишек. Семья — основа мира и добра. Будьте счастливы, девушки. Пусть у вас будет всё хорошо.
Уважаемые друзья, читатели часто жалуются, что им не показывают большинство наших статей в ленте Дзена. Если зайти в "шапку" канала (нажав на название "Военвед") — вы всегда сможете выбрать для себя что-то интересное для чтения и обсуждения, ведь статьи на канале выходят каждый день. Спасибо за внимание!