Найти в Дзене
КИНО CLUB

10 самых страшных артхаусных фильмов ужасов

Оглавление

Артхаусный ужас, как правило, стремится к более глубоким, более церебральным страхам. Вместо того, чтобы полагаться на скримеры и обычных монстров, этот поджанр, как правило, имеет дело с психологическим реализмом, тревожными темами и поразительными, иногда великолепными визуальными эффектами. Они, как правило, менее насыщены действием и более экзистенциальны, хотя они могут быть интуитивными и жесткими, когда хотят.

Имея это в виду, этот список рассматривает некоторые из лучших и самых сумасшедших артхаусных ужасов, когда-либо созданных, от супружеского разлада в Possession до психологической травмы в Beau is Afraid. Будь то через мрачный звуковой дизайн, который проникает под кожу, или через загадочные повествования, которые отказываются давать простые ответы, эти фильмы переопределяют ужас, принимая дискомфорт и художественную смелость.

____________________________

Студия звукозаписи «Берберян» / 'Berberian Sound Studio' (2012)

«Вы будете делать эффекты для сцен убийства. Начните с криков». Этот изобретательный хоррор вращается вокруг Гилдероя (Тоби Джонс), сдержанного британского звукорежиссера, нанятого для работы над итальянским фильмом ужасов. Он не готов к тревожному, жестокому материалу, который должен помочь воплотить в жизнь с помощью звука. Когда он изолируется в студии, границы между вымыслом и реальностью начинают размываться, его психическое состояние распадается, и ужасающие записи становятся слишком реальными.

Berberian Sound Studio — это умный психологический хоррор, который может похвастаться великолепным звуковым дизайном, нервирующим саундтреком, роскошными визуальными эффектами (как и в случае со следующим фильмом режиссера, «Герцог Бургундский») и приятными отсылками к итальянской классике ужасов 1970-х годов. Он тонкий, скрупулезный и удушающе клаустрофобный. Лучшая часть фильма — это то, как он исследует само создание фильмов ужасов, в частности силу звука. Наконец, на актерском фронте, главная роль Джонса делает большую часть тяжелой работы, сохраняя приземленность и правдоподобность, а не переигрывая.

Студия звукозаписи «Берберян» Official Trailer (2012)

____________________________

Побудь в моей шкуре / 'Under the Skin' (2013)

-2

«Когда вы в последний раз прикасались к кому-то?» Скарлетт Йоханссон здесь играет завораживающе сдержанную роль инопланетного существа, которое бродит по улицам Шотландии, заманивая одиноких мужчин в сюрреалистическую, жидкую пустоту, где они поглощаются. Но по мере того, как она начинает формировать личность, выходящую за рамки ее предназначения, в ее ледяном поведении появляются трещины, и фильм переходит от хищного ужаса к экзистенциальному кризису самосознания.

«Побудь в моей шкуре» может быть не таким уж захватывающим, а сюжет будет слишком скользким и нетрадиционным, но он, безусловно, жуткий и потусторонний. Он предлагает клубок тайн и оставляет зрителям возможность их расшифровать. Это фильм, который приглашает к анализу и интерпретации. Не говоря уже о том, что он достигает кульминации в одном из самых шокирующих финалов 2010-х годов. Последний аспект, достойный похвалы, — это второстепенная игра Адама Пирсона (впервые в своей жизни), который привлек больше внимания в прошлом году в фильме «Другой человек».

Тизер №2 фильма «Побудь в моей шкуре»

____________________________

Антихрист / 'Antichrist' (2009)

-3

"Хаос правит". Непоколебимый проект вечно провокационного Ларса фон Триера , "Антихрист" представляет Уиллема Дефо и Шарлотту Генсбур в роли скорбящей пары, которая уединяется в хижине в лесу, чтобы пережить смерть своего ребенка. Вместо исцеления они погружаются в кошмарный цикл боли и разрушения, поскольку женщину поглощает темная, почти сверхъестественная сила.

«Антихрист» был, безусловно, спорным, его критики обвиняли в торговле шокирующими ценностями и в жестокости ради жестокости. Однако это только половина истории, поскольку фильм не просто наглядный. Скорее, он включает в себя массу религиозной и мифологической символики, а также массу острого, мрачного анализа персонажей и интенсивную актерскую игру. Тем не менее, непреклонный нигилизм «Антихриста» — это слишком, настолько, что Канны дали ему специальную антинаграду.

Антихрист

____________________________

Титан / 'Titane' (2021)

-4

«Я твой сын». Французский режиссер Джулия Дюкурно продолжила свой потрясающий дебют Raw этим удостоенным «Золотой пальмовой ветви» лихорадочным сном в стиле боди-хоррор. «Титан» сосредотачивается на Алексии (Агата Руссель), женщине с титановой пластиной в голове, у которой развивается тревожная, почти эротическая связь с металлом. После серии жестоких убийств она принимает личность пропавшего мальчика и оказывается у одинокого капитана пожарной охраны (Венсан Линдон), который отчаянно цепляется за иллюзию, что она его давно потерянный сын.

«Титан» не поддается простой категоризации, смешивая шокирующие образы, гендерную текучесть, сломанные родительские отношения и грубую сексуальность. Он также перекликается с греческой мифологией, яростными социальными комментариями и «Крушением» Дэвида Кроненберга. Боди-хоррор довольно интенсивный, изобилующий ломающимися костями, меняющимися и сливающимися с машинами. Фильм также может похвастаться ярким и запоминающимся финалом, который фокусирует все его темы. В целом, нестандартное видение Дюкорно может быть слишком для кого-то, но она все равно заслуживает похвалы за то, что расширяет границы и пробует новое.

____________________________

Спасительница / 'Saint Maud' (2019)

-5

«Никогда не трать свою боль попусту». Saint Maud — это скудный, экономичный и невероятно эффективный психологический хоррор, который втиснул так много в свою 84-минутную продолжительность. Морфидд Кларк (которая сейчас руководит The Rings of Power) блестяще играет главную героиню, набожную католическую медсестру хосписа, которая становится одержимой спасением души своей неизлечимо больной пациентки Аманды (Дженнифер Эль). Мод верит, что у нее есть прямая связь с Богом, но вскоре становится ясно, что ее религиозный пыл может скрывать что-то гораздо более темное.

Несмотря на то, что Saint Maud так незначителен по продолжительности, он полон идей, поднимает экзистенциальные вопросы и затрагивает пугающие идеи вокруг веры, смысла и здравомыслия. Ужас медленный и подкрадывающийся, опирающийся на психологический ужас, а не на прямые страхи — до своей шокирующей, незабываемой кульминации, которая хорошо исполнена, настолько чертовски умна, что практически возвышается над большинством современных фильмов ужасов. По всем этим причинам Saint Maud — будущая классика с сильными следами «Кэрри» и «Изгоняющего дьявола».

____________________________

Безумный Бог / 'Mad God' (2021)

-6

«Все живо, и все страдает». Эта покадровая одиссея следует за молчаливой фигурой в противогазе, известной как Убийца, которая спускается в адский, сюрреалистический ландшафт с таинственной миссией. Диалогов мало, только нестройные звуки и тревожные образы: извивающиеся существа, искореженные машины и сцены неумолимых страданий. Каждый новый уровень этого кошмарного мира открывает что-то более тревожное, чем предыдущий. Действительно, режиссер сказал, что фильм в основе своей о «чувстве знания того, что мы сделаны из грязи».

Mad God создавался более трех десятилетий легендарным художником по визуальным эффектам Филом Типпеттом, который работал над такими фильмами, как Star Wars, RoboCop и Jurassic Park. Это во многом демонстрация его визуальной пиротехники, даже если в нем мало связного повествования. В результате, этот фильм понравится не всем, хотя фанаты покадровой анимации и фанаты анимации наверняка оценят его техническое мастерство. В нем есть все атрибуты культовой классики в процессе создания.

Безумный Бог Трейлер

____________________________

Ведьма / 'The Witch' (2015)

-7

Среди самых сильных дебютов, «Ведьма» Роберта Эггерса — это мастер-класс по атмосфере, изоляции и нарастающей паранойе. Действие происходит в Новой Англии XVII века. История о пуританской семье, изгнанной из своей общины, вынужденной выживать на краю темного, зловещего леса. Когда их новорожденный ребенок исчезает при загадочных обстоятельствах, их начинают поглощать подозрения и истерия.

Навязчивое внимание режиссера к историческим деталям заставляет «Ведьму» казаться пугающе реальным, от точного по времени диалога до естественного освещения. Это дополняется медленным повествованием и многослойными персонажами, включая выдающуюся игру Ани Тейлор-Джой. Не говоря уже о том, что «Черный Филипп» сразу же заслужил место в пантеоне самых жутких животных в фильмах ужасов всех времен. Огромная заслуга Эггерса в том, что этот фильм кажется свежим и динамичным, находя новые слова для высказывания в рамках поджанра народного ужаса, что ставит его, возможно, в один ряд с такими классиками, как «Генерал-охотник на ведьм» и «Плетеный человек».

____________________________

Все страхи Бо / 'Beau Is Afraid' (2023)

-8

Сюрреалистический, наполненный тревогой опус Ари Астера «Все страхи Бо» амбициозный и креативный фильм. Хоакин Феникс лидирует в актерском составе в роли Бо, невротика, чья попытка навестить свою мать превращается в череду странных, ужасающих и мрачно-комичных злоключений. Каждая новая обстановка более тревожна, чем предыдущая, от, казалось бы, идиллического дома, скрывающего тревожные секреты, до невероятно психоделической театральной сцены.

Фильм пропитан символизмом и психологическим беспокойством, используя логику сновидений для исследования страхов, травм и детских ран Бо. Еще одним ярким элементом является музыка, созданная британским электронным продюсером Бобби Крликом, который создает мрачные, тревожные, тяжелые басы под псевдонимом The Haxan Cloak. Он сказал, что его музыка для фильма призвана отслеживать и представлять меняющееся психическое состояние главного героя.

Все страхи Бо — Русский трейлер (2023)

____________________________

Лестница Иакова / 'Jacob's Ladder' (1990)

-9

«Если вы заключили мир, то дьяволы на самом деле ангелы, освобождающие вас от земли». Тим Роббинс играет в этом фильме Джейкоба Сингера, ветерана Вьетнама, которого преследуют галлюцинации и фрагментарные воспоминания. Пока он пытается собрать воедино то, что с ним происходит, мир вокруг него становится все более сюрреалистичным — призрачные фигуры с искаженными лицами, смещающиеся временные линии и всепроникающее чувство, что что-то ужасно неправильно.

«Лестница Иакова» — сложный фильм, в котором есть напряжение, философские размышления, дезориентирующие визуальные эффекты, выигрышная главная роль и подавляющая психологическая напряженность. Это, пожалуй, лучшая работа сценариста Брюса Джоэла Рубина, который также написал «Привидение», «Последнюю Мимзи» (и «Стюарт Литтл 2» ). Он сказал, что главная идея фильма заключается в том, что «надежда — это последняя пытка ада». Очаровательно. Несмотря на небольшой успех при выпуске, «Лестница Иакова» с тех пор стала культовым фильмом (хотя его тусклого ремейка 2019 года лучше избегать).

____________________________

Одержимая / 'Possession' (1981)

-10

Первое место в этом списке занимает Possession, лихорадочный ужас, который также является разрушительным портретом распада брака. Сэм Нилл и Изабель Аджани играют мужа и жену, чьи отношения рушатся, но их разлука быстро перерастает в нечто гораздо более ужасающее. По мере того, как напряжение растет, персонаж Аджани начинает демонстрировать странное и все более агрессивное поведение.

Фильм одновременно жесток и эмоционально изнуряющ, уравновешивая эмоциональный реализм кровью и чудовищными образами. Одна только сцена в метро обеспечивает фильму место в истории ужасов. У Possession также есть социально-политические аспекты; обстановка у Берлинской стены не случайна. В совокупности Possession экстремальна, тревожна и порой невыносима, но абсолютно необходима. Говоря о фильме, Нил сказал : «Я называю его самым экстремальным фильмом, который я когда-либо делал, во всех возможных отношениях [...] Я думаю, что я только что выбрался из этого фильма, едва сохранив рассудок».