Емкость на 5 тонн стоит у школы №93 поселка шахты Лидиевка в Кировском районе Донецка. К ней вынуждена ходить по разбитым дорогам большая часть микрорайона, после того, как «Вода Донбасса» отменила подвоз воды. И это при том, что значительная часть живущих здесь – старики и инвалиды. Водопровод в поселке уже три года как высох.
Корреспондент «Блокнот Донецк» побывал у бочки, когда к ней только подвез живительную влагу грузовик «Воды Донбасса».
Практически сразу к ней потянулись люди. Почти все – измученные женщины в возрасте и только один мужчина.
Никто не хотел говорить на камеру. «Надо торопиться. Иначе воды не хватит», – сказала одна из них.
«У меня один сын погиб на войне, другой пропал без вести и тоже на войне, – сказала другая пожилая женщина. – Воду носить мне некому. Приходится самой, хотя мне уже 77 лет».
По словам жителей, воды в бочке хватает в среднем на полчаса и, разумеется, достается она не всем.
Как заявил водитель грузовика Сергей, емкость наполняется по заявке поселковой администрации. «Поступает заказ – и можем в течение часа заправить», – сказал он.
Однако почему-то, по словам жителей, по двое суток емкость стоит пустая. А бабушкам приходится едва ли не нести караул возле школы, ожидая, когда приедет заветная цистерна.
«Это издевательство, унижение и геноцид. Я всю жизнь отработала на шахте и заслужила спокойную старость. И если пока подвозили воду, можно было как-то существовать (машина останавливалась у моего дома), то теперь это просто пытка», – едва не плачет одна из бабушек.
В ее руках – две пятилитровые баклажки. Больше пожилая женщина унести не в состоянии. По ее словам, сегодня ей повезло прийти до того, как образовалась большая очередь.
Вся атмосфера у бочки сквозит отчаянием и гневом одновременно. У измученных тяжелейшими условиями жизни отобрали самое необходимое.
Понятно, что «Вода Донбасса» в этом решении об отмене руководствовалась чистой математикой: один грузовик разольет по бочкам куда больше, чем если будет проезжать по улицам. Но здесь в выигрыше только лишь те, у кого есть свой автотранспорт или большая тележка с недюжинным здоровьем.
Намеренно ли руководство предприятия сбросило со счетов инвалидов, пенсионеров и ветеранов – вопрос открытый. Однако на лицо тот факт, что такая политика идет вразрез с установками о социальном государстве, которые дает президент России Владимир Путин: у стариков должна быть достойная старость. Сомнительно, что в понятие «достойная старость» входит беготня с баклажками к бочке, которая наполняется как бог на душу положит.
Алексей Руцкой