Найти в Дзене

Вдохновляющие истории женщин-первопроходцев в бизнесе и искусстве Российской империи

В XIX веке и начале XX века многие русские женщины опровергли стереотип о том, что их удел – только домашнее хозяйство и воспитание детей. Они проявили себя как смелые предпринимательницы и выдающиеся деятельницы искусства, внесшие огромный вклад в развитие культуры и экономики России. Их истории полны ярких и вдохновляющих фактов, свидетельствующих о талантливости, решимости и новаторстве женщин той эпохи. С чего начиналась история женского бизнеса: предпринимательницы –купчихи, дворянки, магнатки Принято считать, что до революции деловой мир в России принадлежал мужчинам, но исторические данные это опровергают. В Российской империи существовал значительный слой женщин-предпринимателей, которые успешно вели бизнес, оставаясь при этом женами и матерями. Их положение было уникальным: с XVIII века женщины получали почти равные имущественные права с мужчинами. Закон 1753 года позволял жене распоряжаться имуществом без согласия мужа, а указ Екатерины II 1775 года позволял причислять женщин
Оглавление

В XIX веке и начале XX века многие русские женщины опровергли стереотип о том, что их удел – только домашнее хозяйство и воспитание детей. Они проявили себя как смелые предпринимательницы и выдающиеся деятельницы искусства, внесшие огромный вклад в развитие культуры и экономики России. Их истории полны ярких и вдохновляющих фактов, свидетельствующих о талантливости, решимости и новаторстве женщин той эпохи.

С чего начиналась история женского бизнеса: предпринимательницы –купчихи, дворянки, магнатки

Принято считать, что до революции деловой мир в России принадлежал мужчинам, но исторические данные это опровергают. В Российской империи существовал значительный слой женщин-предпринимателей, которые успешно вели бизнес, оставаясь при этом женами и матерями. Их положение было уникальным: с XVIII века женщины получали почти равные имущественные права с мужчинами. Закон 1753 года позволял жене распоряжаться имуществом без согласия мужа, а указ Екатерины II 1775 года позволял причислять женщин к купечеству. В XIX веке эти нормы окончательно закрепились: муж не имел прав даже на пользование состоянием жены.

Такая независимость и деловая хватка способствовали росту числа женщин-предпринимателей. Уже в первой половине XIX века они управляли торговыми домами, мануфактурами и лавками. К 1870-м годам их предприятия составляли 5–6% от общего числа, а в каждой губернии насчитывались сотни деловых женщин. Вдовы могли официально возглавить семейный бизнес, а если в семье не было сыновей, фирму передавали дочери. В 1857 году закон разрешил замужним женщинам самостоятельно заниматься предпринимательством. К концу века они получили все правовые возможности для ведения бизнеса.

Бизнес – леди XIX века в торговле и недвижимости и их влияние в развитии семейного бизнеса

Ярким примером успешной бизнес-леди той эпохи была московская купчиха Авдотья Шапошникова (в замужестве Шомова). В 1830-х годах она владела фабрикой хлопчатобумажных тканей и осуществляла продукцию, полагаясь на свой личный бренд, как бы сказали сейчас.

Авдотье Шапошниковой принадлежали два дорогих дома в Москве и четыре торговые лавки в Китай-городе. Муж вёл отдельный бизнес и не имел прав на её имущество – всё нажитое Авдотья завещала сыну от первого брака.

Похожий союз равных партнёров демонстрировали купцы Наталия Андреева и её муж: во второй половине XIX века Наталия возглавляла крупный обувной торговый дом, тогда как супруг независимо торговал чаем и колониальными товарами​. Оба состояли в первой гильдии купечества на равных началах.

Наталия Андреева добилась миллионных оборотов для своего торгового дома, полагаясь на развитые организаторские и предпринимательские способности. Помимо обувного бизнеса, ей удалось построить доходный дом на четыре квартиры.

Вера Фирсанова (кон. XIX – нач. XX вв.) – крупнейшая московская домовладелица или успешный девелопер, как бы сказали сейчас

Одна из самых известных предпринимательниц Москвы рубежа XIX–XX веков, Вера Фирсанова разбогатела на недвижимости и торговле. Унаследовав от отца-купца солидный капитал и бизнес, она стала владелицей 18 домовладений, включая Сандуновские бани, торговые ряды «Петровские Линии» и ресторан «Прага».

Благодаря образованию, которое дал ей отец Иван Григорьевич Фирсанов, Вера могла спокойно говорить на французском и немецком языках, грамотно управлять активами, а также знала бухгалтерию и занималась музыкой, и любила театр.

Один из её крупнейших проектов – реконструкция Сандуновских бань, ставших символом роскоши и прибыльным предприятием. В 1890-х годах Фирсанова выиграла громкий суд против нечестного мужа, вернув контроль над своим имуществом. После этого больше не передавала управление никому и продолжила успешно расширять бизнес.

Сандуны остаются одними из лучших бань Москвы на сегодняшний день, где можно посетить экскурсию и познакомиться с историческими интерьерами, где витает дух прошлого уникального объекта культурного наследия.

Помимо предпринимательства, активно занималась меценатством: построила железнодорожную платформу «Фирсановская», предоставляла жильё беднякам и поддерживала артистов, включая Фёдора Шаляпина. Её называли «женщиной с размахом» – она умело распоряжалась состоянием и оставила след в экономической и общественной жизни Москвы.

Женщины в арт-бизнесе и образовании XIX -ХХ веков: путь от вдохновения к искусству

Женщины не только вдохновляли мастеров, но и сами становились художницами, педагогами, меценатами, основательницами школ и музеев. Преодолевая традиционные ограничения, они добивались права на профессиональное образование и вскоре возглавили целые направления в культуре. Уже к концу XIX века Россия знала множество художниц – результат снятия формальных запретов и борьбы за равные возможности.

Долгое время путь в профессию был закрыт: Академия художеств не принимала женщин, и лишь немногие брали частные уроки или уезжали учиться за границу. Только в 1893 году Императорская Академия художеств разрешила женщинам официальное обучение наравне с мужчинами. До этого энтузиастки сами прокладывали дорогу в искусство.

Первая частная рисовальная школа в Российской империи была основана в 1860-х именно женщиной​ – дворянкой Марией Ивановой (в замужестве Ивановой-Раевской).

Мария Иванова-Раевская получила блестящее образование в Европе и, вернувшись на родину, сумела подтвердить звание художника в Академии​. Вместо того чтобы ограничиться личным творчеством, она решила открыть в Харькове школу рисования, доступную всем талантливым девушкам. В 1869 году, заняв у родителей 500 рублей, Мария основала частную художественную школу и набрала первых учениц​. Это предприятие было для неё скорее социальным подвигом, чем бизнесом: плата за обучение была символической, многих одарённых учениц она учила бесплатно, а расходы значительно превышали доходы​.

Иванова-Раевская изыскивала средства как могла – обращалась за поддержкой к городским властям и меценатам, устраивала выставки-продажи работ своих воспитанников​. Школа стала делом её жизни. Со временем она приобрела высокую репутацию – в XIX веке по известности школу Ивановой-Раевской ставили на второе место после Строгановского училища в Москве​. Мария ввела прогрессивные методики: считала, что учеников надо учить тому, к чему у них есть призвание. «Тех, кто хочет рисовать Мадонн, не нужно учить рисовать стулья» – говорила Мария Иванова-Раевская.

За 27 лет преподавательской деятельности Мария выпустила около 1000 профессионалов – от живописцев и архитекторов до иконописцев и учителей черчения​. Примечательно, что основанная ею школа пережила войны и революции и существует до сих пор – ныне это государственная академия дизайна и искусств​.

Вдохновляющий пример подхватила и другая уроженка дворянской семьи – Екатерина Юнге-Толстая.

Дочь известного художника Фёдора Толстого и троюродная племянница Льва Толстого, Екатерина с детства вращалась в кругу знаменитых деятелей культуры​. Однако реализовать себя в искусстве ей, как и ровесницам, мешали ограничения эпохи – женщинам доступно было лишь домашнее обучение или редкие заграничные поездки​.

После замужества и воспитания четверых детей Екатерина не оставила своего призвания. В 1880-х годах она открыла первую в России школу декоративно-прикладного искусства для девочек, фактически – школу дизайна​. До этого ничего подобного в стране не существовало. Толстая стремилась доказать, что искусство – это не только «картины и статуи»: она напоминала, что в эпоху Возрождения великие мастера сочетали живопись с ремёслами, и именно так рождалась богатая художественная культура​. В своей школе Екатерина Юнге обучала девочек прикладному искусству на практике – например, организовала класс живописи на фарфоре при поддержке городских властей​. Её новаторский проект привлёк столько внимания, что сама Екатерина получила почётное звание свободного члена Академии художеств за вклад в развитие искусства​. Несмотря на финансовые трудности, эта первая дизайн-школа для девушек стала предвестником целого направления женского образования в искусстве.

Меценаты, педагоги, новаторы.

К концу XIX века женщины не только входили в профессию художника, но и стали ключевыми фигурами художественной жизни, организуя выставки, студии и творческие объединения. Одной из самых ярких была княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (1858–1928) – художница, коллекционер и крупнейшая меценатка своего времени.

Используя ресурсы мужа-промышленника, княгиня Мария Тенишева реализовала масштабные культурные проекты. В Петербурге она основала частную рисовальную школу (1895–1903) под руководством Ильи Репина, сделав обучение почти бесплатным. В своих имениях открывала народные училища, финансировала археологические раскопки и собирала уникальную коллекцию декоративно-прикладного искусства.

Её усадьба Талашкино стала центром искусства, где работали Игорь Стравинский, Николай Рерих, Михаил Врубель. Здесь появилась первая русская матрёшка, созданная Сергеем Малютиным и Василием Звездочкиным. Тенишева поддерживала художников-символистов, соучредила журнал «Мир искусства» (1898) и финансировала проекты Сергея Дягилева.

В 1900 году она курировала оформление русского павильона на Всемирной выставке в Париже, где экспозиция получила Гран-при. В 1907 году представила коллекцию древнерусского искусства в Лувре – 78 тысяч посетителей за четыре месяца. Отказавшись продать её, открыла в Смоленске музей «Русская старина».

«В моей деятельности нет ничего “женского”, всё, что я начинаю, я довожу до конца, умею быть стойкой, энергичной и самоотверженной» – писала Тенишева в мемуарах. Её слова полностью подтверждаются делами: без её поддержки русский Серебряный век был бы совсем другим.

Другой выдающейся фигурой этого периода стала великая княгиня Мария Павловна (1854–1920) – представительница императорской семьи, которая сумела проявить себя, как талантливый администратор на поприще искусства.

После смерти мужа, великого князя Владимира Александровича, Мария Павловна в 1909 году возглавила Императорскую Академию художествстала первой женщиной-президентом Академии​. На этом посту она проявила блестящие организаторские способности.

Княгиня возобновила проведение Всероссийских съездов художников (в 1911–1912 гг. лично пригласила на один из съездов около 700 художников к себе во дворец на чайные церемонии)​, председательствовала на Первом съезде зодчих (1911) и покровительствовала крупным выставкам​. Благодаря её влиянию в столице появился первый постоянный выставочный зал современного искусства – в 1914 году Мария Павловна вместе с императором заложила первый камень здания, ныне известного как корпус Бенуа Русского музея​. Она же сумела направить значительные благотворительные средства на поддержку художников, добившись, чтобы пожертвование в миллион рублей в честь 300-летия дома Романовых пошло не на светские нужды, а на пользу деятелям искусства​.

Во время Первой мировой войны великая княгиня руководила санитарной службой Петрограда, а в бурю революции сумела спасти семью и ценности, показав пример мужества и дальновидности​. Её вклад в культурную жизнь был столь велик, что современники называли Марию Павловну «Grande dame в лучшем смысле слова», чьё мнение весило порой больше императорского​.

Наконец, в самом начале XX века женщины пришли и в сферу художественного менеджмента и дизайна. Надежда Евсеевна Добычина (1884–1950) вошла в историю как первая профессиональная галеристка в России.

В её петербургском Художественном бюро в 1915 году публика впервые увидела «Чёрный квадрат» Малевича. Открыв бюро в 1911 году, Добычина превратила его в первый арт-центр: здесь проводились выставки, продавались картины, создавались декорации и оформлялись интерьеры.

Она предвосхитила современные принципы арт-менеджмента и дизайна, организовав знаковые экспозиции, включая первую большую выставку Марка Шагала и персональную Наталии Гончаровой. Её бюро работало до 1919 года, заложив основы галерейного дела в России.

Женщины-«амазонки» русского авангарда также внесли свой вклад, перейдя от мольберта к индустрии. Так, художницы Любовь Попова и Варвара Степанова, добившись признания в живописи, занялись текстильным дизайном: в 1910-х они разработали современные узоры и орнаменты для крупнейшей ситценабивной фабрики, фактически реформируя производство тканей в духе времени​. Позже Степанова стала одной из основательниц Института художественной культуры и предложила принципиально новые виды одежды – рабочую спецодежду и спортивный костюм​.

А знаменитая авангардистка Александра Экстер ещё до революции организовала большую выставку прикладного искусства и открыла собственную студию, где обучала молодежь и одновременно создавалась современная театральная костюмерная и декорационная практика​.

Эти примеры показывают, что к началу XX века русские женщины смело осваивали и дизайн, и художественную промышленность, становясь движущей силой новых направлений.

Истории российских женщин XIX – начала XX века в бизнесе и искусстве поражают масштабом достижений. Купчихи и дворянки становились успешными владелицами фабрик, торговых домов и банков, несмотря на предрассудки и социальные барьеры. Одновременно другие выходили на авансцену культуры – они строили с нуля художественные школы, возглавляли академии, создавали музеи и галереи, продвигали новое искусство и дизайн.

Каждая из этих героинь по-своему опередила время. Их энтузиазм, талант и настойчивость не только принесли плоды при жизни, но и проложили путь будущим поколениям женщин. Без них история русского бизнеса и искусства не была бы такой масштабной. Ведь они во многом благодаря своей дальновидности, творческому взгляду и искренней увлеченностью своим делом.

Такие новаторские идеи вдохновляют на создание собственного дела или его расширения. С надежным финансовым партнером реализовать эти идеи проще.

Банк «Санкт-Петербург» решил поддержать женское предпринимательство и запустил акцию «8 Марта – Женский день!». По условиям акции все женщины-предприниматели, открывшие расчетный счет в Банке до 31 марта 2025 года, получат возможность бесплатных переводов до 1 млн рублей в месяц на счета физических лиц, открытых в БСПБ. Льготные условия будут действовать в течение 2 месяцев – марта и апреля 2025 года.

Чтобы стать участником Акции, позвоните по телефону 8-800-500-00-49 или оставьте заявку на открытие первого счета пакетов услуг РКО «Деловой.Комплекс», «Деловой.Стандарт», «Деловой.Лайт», «Деловой.Мобильный».

Реклама. ПАО «Банк «Санкт-Петербург»