Найти в Дзене

Боголюбская церковь в Красногорске и Боголюбская икона - список образа с Варварских ворот в Москве

В Красногорска в микрорайоне Павшинская пойма находится храмовый комплекс Никольской и Боголюбской церквей. Никольская церковь была закрыта и разорена в советские годы, а стоящий рядом Боголюбский храм оставался действующим - единственным в городе. В Боголюбской церкви сохранились многие дореволюционные иконы, в том числе местная павшинская святыня – список Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Справочник 1909 года "Спутник по Московско-Виндавской железной дороге" является интересным источником по краеведению западного Подмосковья. Виндава – это незамерзающий порт на Балтийском побережье, стоящий возле устья реки Венты. Железная дорога из Москвы в Виндаву стала "прямым путем от центра России к лучшему порту Балтийского побережья". В справочнике кратко рассказывается о всех станциях линии и истории окрестных сел и городов. Попало в их число и бывшее село Павшино Московского уезда. В книге даже есть старая фотография Никольской и Боголюбской церквей. Деревянная Никольская церковь уп

Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

В Красногорска в микрорайоне Павшинская пойма находится храмовый комплекс Никольской и Боголюбской церквей. Никольская церковь была закрыта и разорена в советские годы, а стоящий рядом Боголюбский храм оставался действующим - единственным в городе. В Боголюбской церкви сохранились многие дореволюционные иконы, в том числе местная павшинская святыня список Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы.

Справочник 1909 года "Спутник по Московско-Виндавской железной дороге" является интересным источником по краеведению западного Подмосковья. Виндава – это незамерзающий порт на Балтийском побережье, стоящий возле устья реки Венты. Железная дорога из Москвы в Виндаву стала "прямым путем от центра России к лучшему порту Балтийского побережья". В справочнике кратко рассказывается о всех станциях линии и истории окрестных сел и городов. Попало в их число и бывшее село Павшино Московского уезда. В книге даже есть старая фотография Никольской и Боголюбской церквей.

-2

Деревянная Никольская церковь упоминалась в писцовых книгах с XVII века. Первое сведение о ней встречается в книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 год. Спустя четверть века Павшинский храм обветшал, возникла необходимость строительства новой деревянной церкви. Сохранившийся до наших дней каменный храм Николая Чудотворца был построен в 1821 году. Вот что сказано о его убранстве в упомянутом справочнике:

Ранее храм был 3 престольный, иконостас в нем 6 ярусный, вверху крест, царские двери резные, изображающие Тайную вечерю.

Иконостас был куплен в старой Казанской церкви в Сущеве в Москве. К сожалению, он был утрачен в советские годы.

С 1866 года рядом с Никольской церковью началось строительство второй каменной церкви - Боголюбской иконы Божией Матери. Боковые приделы получили посвящения в честь пророка Ильи и Георгия Победоносца. Храм был окончен в 1873 году. Возведение Боголюбского храма было связано с чудом. В середине XIX века в Павшино распространилась холера. Жители Павшино крестным ходом обошли вокруг села с местночтимой Боголюбской иконой Божией Матери, после чего болезнь прекратилась.

фото 2019 года
фото 2019 года

Образ Боголюбской Божие Матери из Павшино относится к особому типу, возникшему от иконы, которая висела когда-то в Москве у Варварских ворот Китай-города. В сборнике Е. Поселянина "Богоматерь" описаны особенности этого "московского" типа Боголюбской иконы. В отличие от владимирского оригинала XII века у ног Богородицы изображены фигуры почитаемых московских святых: святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, блаженных Василия и Максима, святителя Василия Великого, Алексия человека Божия, св. Симеона, апостола Петра, мучениц Евдокии и Параскевы.

-4

Московский список Боголюбской иконы поставили на Варварских воротах при царе Петре I, в семье которого очень почитался этот образ. Этим почитанием можно объяснить и наличие у ног Божией Матери, кроме московских святых, апостола Петра и мученицы Евдокии – небесных покровителей членов царской семьи.

Во время эпидемии чумы 1771 года у Варварских ворот произошли многие чудеса и исцеления. С этого времени образ стал особо почитаться москвичами. 18 июня по старому стилю у Варварских ворот собирались толпы богомольцев, а духовенство служило торжественный молебен. Для этого икону спускали вниз с ворот и помещали в специальной палатке, где каждый мог приложиться к ней в течение трех дней. Все это время площадь в центре Москвы у Варварских ворот была закрыта для движения конных повозок, потому что утром и вечером, в любую погоду вся округа была полна народом. Через три дня на площади вновь совершался молебен, и икону поднимали на ее место.

-5

Город Владимир, где хранится первообраз Боголюбской иконы, в 1771 году также был охвачен чумой. Исцеления от болезни происходили и здесь: когда древнюю святыню перенесли в город, эпидемия прекратилась. В память об этом 21 мая по старому стилю утвердился местный обычай переносить икону из Боголюбского монастыря во Владимир. От "моровой язвы" избавлял страждущих также список иконы в селе Юрьевском Боровского уезда Калужской губернии, а в 1848 и 1853 годах благодаря этой иконе исчезла холера в Малоярославце и Боровске. Списки Боголюбской иконы почитались в Угличе и селе Зимарове Рязанской губернии.

Посвящение храма Боголюбской иконе считается достаточно редким в Подмосковье. Кроме павшинского храма церкви с тем же именованием есть в Сергиевом Посаде – в Боголюбской киновии, и в Пушкино рядом с железнодорожной станцией. Чтимые старинные списки Боголюбской иконы, кроме Павшина, хранятся также в Троицкой церкви в Павлино в Балашихе и в селе Успенском в Домодедовском районе. Чудесная история связана с почитанием Боголюбской иконы в церкви города Солнечногорска уже в наше время.