Пора возвращать рубрику "Что посмотреть"! 😀
Если вы хоть немного интересуетесь событиями мировой киноиндустрии, то наверняка слышали о том, что максимальное количество номинаций (13!) на минувшей церемонии «Оскар» получил фильм «Эмилия Перес», который в итоге завоевал всего лишь две статуэтки. Впечатлениями от его просмотра я бы и хотела поделиться сегодня.
Я очень хотела написать эту статью еще месяц назад, ориентируясь на свежие впечатления от просмотра, но решила подождать: мне было крайне интересно, как фильм оценит киноакадемия (хотя, не буду кривить душой, лично мне в последнее время ее выбор кажется странным все больше и больше😉). И, хотя в большинстве номинаций фильм провалился, я безумно рада одной из двух выигранных статуэток, поскольку получившая ее актриса действительно того заслуживает.
Про «Эмилию Перес» - причудливый фильм о нелегкой судьбе мексиканского наркобарона, - я услышала еще летом прошлого года, когда проходил кинофестиваль в Каннах, и о фильме много писали. У «Эмилии Перес», кхм, и правда достаточно нетривиальный даже для фестивального кино сюжет, поэтому я решила обязательно посмотреть фильм, когда он появится в прокате – именно в кино, в последнее время я снова полюбила их посещать.
В ноябре прошлого года в моем заказе из Зары почему-то оказался номер мексиканского Vogue (они обычно так не делают, так что, возможно, в тот раз журнал провалил все продажи😀) с женщиной весьма необычной внешности на обложке. Звали эту женщину Карла София Гаскон, а интервью с ней было посвящено выходу фильма «Эмилия Перес», в которой она сыграла главную роль (хотя, насчет того, насколько ее роль была главной, я бы все-таки поспорила).
Конечно, когда в феврале фильм появился в прокате, мы с Серхио сразу же купили билеты. Перед просмотром я прочитала множество рецензий (как мексиканских, так и американских с российскими), и единого мнения в них найти было невозможно. Одни говорили, что фильм гениален, другие – что это жуткий китч, в котором перемешаны мухи с котлетами и который невозможно смотреть.
Забавно, но почему-то именно российские рецензии напирали на то, что фильм снят на студии в Париже (хотя основное действие происходит в Мексике), режиссер вообще француз, главные актрисы – не мексиканки и еле говорят по-испански, в то время как мексиканских кинокритиков это вообще не волновало. Зато от них прилетело Селене Гомес (которая, на минуточку, по крови как раз мексиканка😉) за ужасный акцент.
Естественно, после такого шквала различных мнений смотреть было еще интереснее😀 И, надо сказать, меня «Эмилия Перес» равнодушной не оставила точно – напротив, я была просто в восторге, хотя шла в кино с большииим таким предубеждением.
Итак, сюжет (без спойлеров😉):
Мексиканский наркобарон по прозвищу Манитас вдруг понимает, что всю жизнь он был заперт в теле мужчины, а на самом деле ощущает себя женщиной. Он обращается к юристу Рите для сопровождения процедуры трансгендерного перехода (не только документального, но и для решения всех сопутствующих организационных вопросов), она же должна решить все оргвопросы относительно дальнейшей жизни его семьи – жены Джесси и их двоих детей, которых муж и отец решил в целях их же безопасности отправить из Мексики в Швейцарию. Семью он в свои планы посвящать и не подумал, и после трансгендерного перехода Манитас умер, а на счет появилась новорожденная Эмилия Перес.
Через пять лет Риту, которая благодаря выполнению поручения стала очень богатой женщиной, смогла позволить себе уволиться с ненавистной работы и переехать в Лондон, находит Эмилия Перес, которая поняла, что безумно скучает по детям и не может смириться с мыслью, что они считают отца мертвым.
С помощью Риты Манитас разрабатывает и осуществляет план по воссоединению семейства – Джесси и детей возвращают в Мексику, в дом тетушки Эмилии, двоюродной сестры погибшего наркобарона. Она принимает их чуть более гостеприимно, чем требуется в подобных случаях, и пытается воссоединить семью в ее новом составе, не раскрывая своей истинной личности.
Параллельно Эмилия вдруг осознает, сколько горя и боли причинила местным жителям ее предыдущая (или все еще настоящая?) деятельность, сколько людей погибли и пропали без вести, сколько семей все еще не могут получить никаких новостей о своих братьях, мужьях и сыновьях. И тогда она основывает собственный благотворительный фонд, который как раз и занимается поиском сведений о массовых захоронениях, оставшихся в результате разборок картелей, опознанием погибших, извещением семей и всеми сопутствующими вопросами.
Все эти события сплетаются в причудливую цепь, которая ведет к вполне логичной развязке - о ней я, разумеется, я рассказывать не стану.
Для себя я выделила несколько плюсов, из-за которых «Эмилию Перес» я точно пересмотрю, возможно, даже не раз:
✅ Это прекрасно поставленный и снятый мюзикл, а никакая не опера (изначально заявленный жанр) или же оперетта. Любителям мюзиклов понравится точно, музыкальные номера здесь очень органично переплетаются с сюжетом и увлекают зрителя больше, чем сама история, потому что их так и хочется рассмотреть получше – настолько слаженна работа актеров и танцоров.
✅ Как ни крути, но это фильм о Мексике и догадаться, что он снят в каком-то другом месте, практически невозможно.
Первые кадры начинаются со «звуков города» - протяжной уличной рекламы скупки старых вещей, которую в Мехико можно услышать примерно везде, от трущоб до самых фешенебельных районов. Мы смотрели «Эмилию Перес» в совсем маленьком зале человек на тридцать и, как только пошли первые кадры, зрители единогласно засмеялись и расслабились – эта фишка точно всем понравилась.
Также по ходу сюжета регулярно демонстрируют панорамы Мехико, а конкретные места или улицы, в/на которых происходит действие, очень похожи на мексиканскую столицу, как и природные пейзажи, и интерьеры, и даже уличные рынки (хотя ксероксов на них, конечно же, нет). Поэтому, если честно, догадаться о том, что на самом деле фильм снимали не в Мексике, очень сложно, если этого не знать.
А уж последняя сцена наверняка понравится тем, кто немного знаком с мексиканской культурой – может, она не так уж и реалистична, но точно колоритна😉
✅ Вообще, надо сказать, что у «Эмилии Перес» просто прекрасный визуал – прекрасно подобранные интерьеры здесь являются полноценными участниками кадра, а костюмы героев, за которые отвечал модный дом Saint Laurent, хочется рассматривать (особенно бордовый "обличительный" костюм Риты), но внимание при этом они на себя не оттягивают.
✅ Заявленных претензий к актрисам – мол, не мексиканки они и плохо говорят по-испански – ни я, ни даже Серхио, тоже особо не поняли.
Две из четырех главных актрис – Селена Гомес и Адриана Пас - являются мексиканками по крови. Две другие – Карла София Гаскон и Зои Салданья – испанка и доминиканка, поэтому для них испанский язык является родным и это очень хорошо слышно, выучивший язык человек так не разговаривает.
А героиня Селены Гомес действительно говорит с акцентом - но она же, согласно сюжету, выросла в США и потом долгое время жила в Швейцарии, было бы странно, если бы она изъяснялась так же, как и местные жители.
✅ «Эмилия Перес» - это абсолютный актерский бенефис Зои Салданьи, которая просто завораживает своими танцевальными и певческими навыками, а также игрой. Именно ей отдано наибольшее количество экранного времени и именно ее героиня является двигателем сюжета, его связующим звеном. Лично я влюбилась в талант Зои буквально с первых кадров; раньше я ее знала только по ролям в «Аватаре» и в «Стражах галактики», а тут она проявила себя в полной мере. Поэтому, если честно, мне и кажется, что роль у нее главная, а не второго плана, и премия «the best supporting actress» - это недостаточная оценка той работы, которую проделала актриса.
Но, надо сказать, что здесь вообще все актрисы были хороши – и главная героиня Карла София Гаскон, которая четко попала в образы ее героя и героини (хотя, я на досуге поинтересовалась, как она выглядела до перехода, и должна признать, что по сравнению с ее (тогда еще его) природной внешностью Манитас получился достаточно уродливым😀), и Селена Гомес (мне она и раньше у Вуди Аллена понравилась), и Адриана Пас, у которой роль была совсем небольшая, но для сюжета значимая.
А вот единственный мужчина-актер, который составлял компанию героине Селены Гомес, лично мне показался ну совсем уж деревянным😀
✅ Это совершенно точно не пропаганда трансгендерных переходов, а их антиреклама.
Вы знаете, я придерживаюсь того мнения, что каждый человек вправе делать со своим телом все, что захочет, но вот современные тенденции, чуть ли не с детства призывающие задуматься, а своем ли теле ты живешь, мне кажутся ненормальными. В каком-то смысле, я рада победе Трампа😀
И к «Эмилии Перес» по этой причине я изначально отнеслась с большим скептицизмом, но зря.
В фильме очень хорошо показаны последствия сделанного главным героем выбора, которые привели к весьма логичному исходу – хотя, как сказал в одной из сцен оперирующий хирург, он может исправить тело, но не душу. Возможно, Манитас сам и не пожалел о своем переходе, но за этот выбор поплатилось слишком много его близких людей. Сделал бы он его снова, если бы знал о последствиях – очень большой вопрос.
✅ Наконец-то и в мировом кинематографе стали поднимать проблему ущерба, нанесенного не государству, а мирным жителям в результате деятельности картелей. Пусть в несерьезной, мюзикловой форме (которая некотором может даже показаться кощунственной), но о многомиллионных жертвах нарковойны заговорили.
Надо сказать, что эта война идет до сих пор, хоть и не касается большинства мирных жителей. Для них, а также для туристов Мексика – безопасная страна, пусть ее экономикой фактически и заправляют до сих пор главы «семей». Но масштаб нарковойны предыдущих лет поражает, а уж количество семей, пострадавших от нее, даже сложно подсчитать – хотя я не думаю, что кто-то когда-то вел эту статистику, слишком уж она получится неточной. Теперь же о ней говорят.
Если же говорить о менее приятных сторонах фильма, «Эмилия Перес» - это прекрасный образчик черной иронии, которая так и сквозит в сюжете. Глава картеля, мечтающий стать женщиной? Безжалостный убийца, основавший благотворительный фонд? Почему бы и нет. Хотите совершить трансгендерный переход, а потом еще один? Мы вам все организуем. Кринжеватая песенка о маммопластике и не только? Да пожалуйста.
Пожалуй, именно демонстрация сюрреалистичности происходящего и делает «Эмилию Перес» столь особенным кино, в котором каждый увидит что-то свое – вопрос только в том, насколько вы циничны.
А поскольку это еще и мюзикл, что уже подразумевает несерьезность жанра, то в нем лучше не выискивать логические нестыковки сюжета – но они точно есть😉
Подводя же итоги сказанному, я точно хочу рекомендовать «Эмилию Перес» хотя бы для единичного просмотра – только смотреть лучше в оригинале с субтитрами, с озвучкой эффект будет совершенно другим. По моему мнению, этот крайне неоднозначный фильм, не оставляющий зрителя равнодушным, точно останется в истории кино, хотя бы потому что он первый в очень многих аспектах.