Найти в Дзене
Алексей Довнар

Слово в четверг первой седмицы Великого поста

В завершающий день чтения канона преподобного Андрея Критского, который составляет сердцевину великого повечерия, совершаемого в храмах Православной Церкви в первую седмицу Великого поста, мы приглашаемся гимнографом к лицезрению, с одной стороны, новых, с другой - до боли знакомых героев ветхозаветной и евангельской историй и, что гораздо важнее, к соотнесению их поведенческих моделей с нашим собственным восприятием себя в земном мире с точки зрения замысла Божия о спасении людей и даровании им Царствия Небесного. Откликаясь на приглашение или игнорируя его, каждый человек свидетельствует о своем отношении к реальной перспективе в Вечности. Первостепенное внимание в каноне, читаемом сегодня, обращает на себя образ блудного сына, с драматичной историей жизни которого православные христиане знакомились за несколько недель до постного поприща. Ныне же преподобный Андрей так пишет о нем, поставляя себя рядом: «Бога́тство ще́дрых даро́в Твои́х расточи́л а́з, живу́ще блу́дно, не име́ю п

В завершающий день чтения канона преподобного Андрея Критского, который составляет сердцевину великого повечерия, совершаемого в храмах Православной Церкви в первую седмицу Великого поста, мы приглашаемся гимнографом к лицезрению, с одной стороны, новых, с другой - до боли знакомых героев ветхозаветной и евангельской историй и, что гораздо важнее, к соотнесению их поведенческих моделей с нашим собственным восприятием себя в земном мире с точки зрения замысла Божия о спасении людей и даровании им Царствия Небесного. Откликаясь на приглашение или игнорируя его, каждый человек свидетельствует о своем отношении к реальной перспективе в Вечности.

Первостепенное внимание в каноне, читаемом сегодня, обращает на себя образ блудного сына, с драматичной историей жизни которого православные христиане знакомились за несколько недель до постного поприща. Ныне же преподобный Андрей так пишет о нем, поставляя себя рядом: «Бога́тство ще́дрых даро́в Твои́х расточи́л а́з, живу́ще блу́дно, не име́ю плодо́в благоче́стия и, гла́дом духо́вным терза́ем, взыва́ю Тебе́, Спа́се: О́тче милосе́рдый, поспеши́ ́ ко мне и поми́луй мя́». Уму не постижимо, сколь низко пал младший сын отца. Вместе с тем невозможно даже помыслить, не то что умом постичь, сколь безмерна совершенная любовь родителя к ребенку, все ему прощающая.

Вне всякого сомнения, каждому хочется, чтобы отец простил сына и принял его, возведя в прежнее сыновнее достоинство. Не найдется ни одного человека, который отверг бы отцовскую милость, особенно при проецировании ситуации на собственную жизнь. Для того, чтобы эта встреча отца с сыном из евангельской притчи произошла, потребовалось дойти до дна, откуда выход только один - наверх. Ровно точно также, можно не сомневаться, произойдет и происходит с каждым из людей. Причем не абстрактных и обезличенных, а вполне конкретных, разве что с уточнением, что блудный сын - каждый из нас, а родитель - Отец Небесный. 

Период Великого поста - прекрасная возможность оглянутся вокруг, пристально посмотреть на окружающий нас мир и честно спросить себя: насколько моя жизнь в ее духовном и бытовом измерении соотносится с высотой миссии христианина? Правильна ли траектория движения или что-то идет не так, как должно? В условиях пусть и не полной, но хотя бы чуть-чуть большей отрешенности от мирских попечений есть возможность трезвого самоанализа, итогом которого может стать зов к Отцу: «Се — вре́мя покая́ния, се́ приступа́ю к Тебе́, Созда́телю мо́й, сними́ с мене́ тя́жкое бре́мя грехо́вное и, я́ко милосе́рдый, да́руй ми́ сле́зы покая́ния».

Справедливости ради стоит сказать, что длящаяся Святая Четыредесятница не для всех служит причиной и поводом к отрезвлению и пробуждению ото сна лености и нерадения о своем спасении. Преподобный Андрей в каноне своего авторства приводит эпизод, основанный на ветхозаветной истории: «Ты, о душе́, возмечта́ла воздви́гнути ба́шню из по́хотей твои́х, но тво́й Творе́ц смеша́л все́ го́рдые за́мыслы твои́ и низве́рг на зе́млю все́ твои́ лука́вые оправда́ния». Да, сегодня воздвижением архитектурных сооружений никого не удивишь, но, вот беда, вместо физических камней человек воздвигает всевозможные башни грехов.

Как мы знаем, в Ветхом Завете Господь рассеял Вавилонское столпотворение. Однако в Новом - Он не неволит человека, оставляя каждому свободу выбора: либо, взяв свой крест, идти за Ним, либо отвергнуть Его попечение о человеке, проигнорировать устремление Божественной любви к сердцу любимого Богом чада и стать свидетелем исполнения псалмопения: «Челове́к суете́ уподо́бися: дни́е его́ я́ко се́нь прехо́дят» (Пс. 143:4). Пусть же каждому из нас хватит сил и мудрости вопросить: «О Ми́лостиве! Ты́ мне́, в Тебе́, распя́том, и́стиннаго Бо́га узна́вшему, я́ко покаявшемуся разбойнику, отве́рзи две́ри во Ца́рствие Сла́вы Твоея́».