Введение композитора
Невероятно, что такая жизненная сила может быть заключена в таком внешнем человеке как Бела Барток. Врачи запретили ему заниматься музыкой, потому что игра на фортепиано истощала его, что он никогда не отказывался от профессии музыканта. Он давал концерты по всей Европе и Америке, но слава пианиста-виртуоза его не привлекала. В одном из своих писем к матери 22-летний Барток писал: «Каждый человек, должен, когда вырастет, решить, за какую идеальную цель он хочет бороться, чтобы в соответствии с этим организовать всю свою работу. И каждый поступок». Что касается меня, то я провел всю свою жизнь, во всех областях, всегда и всеми средствами служа одной цели - благу венгерской нации и венгерского отечества».
Детство композитора
Барток родился 25 марта 1881 года в Нагисентмиклоше, Румыния. Бела рос в музыкальной семье. В свободное время его родители много музицировали. В возрасте четырех лет мальчик играл на фортепиано мелодии, которые слышал сам, а с пяти лет мать начала учить его играть на фортепиано. Затем мальчик брал уроки игры на фортепиано и гармонии у Л. Эркеля. Девятилетний Барток много сочинял (танцы и другие фортепианные пьесы), и его первые авторские концерты имели большой успех.
Музыкальное образование
Профессиональное музыкальное образование Барток получил в Академии Листа в Будапеште, где учился с 1899 по 1903 год. Учителями Белы были И. Томан (фортепиано) и Й. Кеслер (композиция). Кеслер (композиция). Здесь его признали талантливым пианистом, и через четыре года после окончания академии он был назначен преподавателем фортепианного отделения.
Как истинный патриот, Барток уже в 1903 году написал симфоническую поэму «Кошут» в память о революционере, которая вместе с его «Рапсодией для фортепиано с оркестром» завоевала ему любовь венгерской публики.
Самообразование Бартока
Барток обладал ценным даром постоянного самообразования. Другой венгерский композитор Кодай вспоминал о своем друге: «Учиться до самой смерти было его страстью». Это была его страсть». Хотя у него не было особого таланта к языкам, он овладел испанским, французским, английским, словацким, румынским. Он мог переводить тексты, которые собирал... В записях словацких, венгерских, румынских и турецких мелодий он достиг точности, которой не достигал никто другой, точности мельчайших деталей...». Желание, родившееся в душе композитора «Желание композитора создать что-то специфически венгерское в музыке привело его к изучению искусства народной песни. А с 1905 г. он начал изучать доселе неизвестную венгерскую народную музыку. «К моему огромному счастью, - писал Барток, - я нашел в лице Золтана Кодая, выдающегося музыканта и соратника, который, благодаря своей проницательности и рассудительности проницательности и рассудительности, поддерживал меня советом и поддержкой. ...Мое знакомство с крестьянской музыкой имело для меня величайшее значение... потому что оно помогло мне освободиться от господства мажорно-минорной системы. ...Оказалось, что старые тональные последовательности, уже не используемые в нашей профессиональной музыке, не потеряли своей жизненной силы и сделали возможными новые гармонические эффекты...»
«Творить на основе народных песен - труднейшая задача», - считал композитор, - во всяком случае, не легче, чем создание оригинальных темы. Переработка народной песни или даже простая гармонизация требует такого же гармонизация требует такого же «вдохновения», как и написание произведения на написания произведения на оригинальную тему». И далее: «...венгерские крестьяне и крестьяне других крестьяне других национальностей, проживавшие на территории Венгрии до войны (например, румыны и словаки) сохраняют бесценные музыкальные сокровища в своих народных песнях. У нас есть богатый и великолепный материал в нашем распоряжении, нужно только протянуть руку, чтобы «собрать» его. Мы можем использовать этот материал в коротко дышащих произведениях, сочиняя аккомпанементы к этим мелодиям, которые полны вдохновляющей красоты...»
Авторский стиль композитора и его творчество
Барток основывал свой новый стиль на незнакомых или совсем неизвестных песнях. «Венгерская сущность живет в этой музыке... Это «музыка человека, который испытал и выстрадал всю полноту жизни и страдания своего народа». «И в старых песнях он узнал свой давно забытый родной язык. Потому что он нашел в них былую силу и гордое человеческое достоинство - силу и величие старой Венгрии», - писал Кодай о Бартоке.
Увлечение фольклором проявилось уже в начале музыкальной карьеры композитора, особенно в его Второй сюите для оркестра (1905-1907) и Второй сюите для оркестра (1905-1907) и «Двадцать венгерских народных песен» (1906).
Творческий поиск собственного музыкального стиля особенно ярко проявился в его фортепианных пьесах. Для Бартока, виртуозного пианиста, фортепиано было его собственной стихией и своего рода лабораторией для его творческого стиля. Он написал множество фортепианных произведений. Среди них - багателлы, этюды, тетради с пьесами для детей 1908 года, «Две картинки (1910), Allegro barbaro (1911) и другие. Барток явно обращался к чисто инструментальным музыкальным жанрам, в то же время мечтая «создать новый национальный оперный стиль». Первая из его сценических работ, опера «Замок Синей Бороды», была завершена в 1911 году. Позднее он создал еще два балета - «Деревянный принц» (1917) и «Чудесный мандарин» (1919). Все они полны аллегорической условности в сюжетах и символического разнообразия в трактовках.
Легенда о Синей Бороде
«Замок Синей Бороды» - важный этап в истории венгерской оперы. В ней Барток соединил новые музыкальные тенденции импрессионизма и экспрессионизма, оперные принципы Вагнера (симфонизация оперной формы) с национальными традициями, тем самым порвав с различными стилистическими направлениями и создав уникальное оперное произведение.
Легенда о жестоком герцоге Синяя Борода давно привлекает внимание многих художников. Барток выбрал весьма символичную драму Метерлинка. На ее основе Бел Балаж создал оперное либретто. Бел Балаж создал для Бартока оперное либретто, в котором попытался поэтическими средствами показать национальный колорит, поэтическими средствами старой крестьянской песни. Балаж усилил пессимистическое настроение, и лишил героиню ее волевых черт. Оперу вводит речитативом поэт, который призывает зрителей проникнуться значением предстоящего спектакля. Сюжет оперы построен на диалогах между герцогом и его молодой женой Юдифью, которая страстно просит его открыть ей тайны семи дверей замка. Каждая из семи картин иллюстрирует преступления герцога. Семь симфонических картин изображают мрачные видения - муки и страдания человечества. Рассказ о них составляет основу оперы.
Семь музыкальных эпизодов, призванных раскрыть тайны замка, отличаются яркой оркестровой палитрой и живописностью музыкальных образов. Певческие голоса главных героев - герцога и его молодой жены - декламационны. Герцог и его молодая жена декламационная. Декламация голосов Бартока основана на старых эпических песнях - Bartók's epic songs Барток использовал старые эпические песни-баллады, которые он однажды услышал в венгерской деревне.
Мировая премьера оперы «Замок Синей Бороды» вызвала огромный интерес музыкального мира. Золтан Кодай писал о премьере: «...Его прежние противники, должно быть, невольно признавали богатство его воображения, оригинальность его оркестрового языка, гармонию красок и тем, целостность его мышления. Они не смогут отнести Бартока к музыкальным модернистам. Вы не сможете отнести Бартока к музыкальным модернистам, потому что не найдете в нем ни смешения старого и современного стиля, ни анархического хаоса, характерного для неадекватных или псевдокомпозиторов. Музыкальный характер Бартока характеризуется глубокий уют, прямота и высочайшая культура. Его музыка предстает перед нами как единое сконцентрированное целое и почти не несет следов заимствований и подражаний...».
Опера исполнялась по всему миру, в том числе в Большом театре в Москве.
Другие концертные работы Бартока
Барток предпочитал сочинять в различных жанрах инструментальной музыки: фортепианные пьесы, сонаты, рапсодии для скрипки, струнные квартеты, фортепианные концерты, оркестровые произведения. Лучшие из его инструментальных произведений завораживают красочностью, спонтанностью ритмов, остротой драматических контрастов и оригинальностью фольклорной образности. Среди его оркестровых произведений, написанных в основном в 1920-1930-е годы, наиболее примечательны «Танзания». Танцевальная сюита» (1923), „Музыка для струнных, ударных и кувшинов“ (1923) и »Музыка для струнных, ударных и челесты» (1936), „Дивертисмент“ (1939), »Концерт для Оркестр» (1943), а также два концерта для скрипки (1908 и 1938) и три для фортепиано (1926, 1931, 1945).
В 1926 году композитор начал двенадцатилетнюю работу над 153 фортепианных пьес, которые композитор опубликовал под названием «Микрокосм». Что означает это странное на первый взгляд название? Прежде всего, стремление композитора изобразить мир современной музыки в коротких «микроформах» пьес. Образы современной музыки. «Микрокосмос» был задуман как пособие для начинающего музыканта, чтобы познакомить его со словарем современных звуков.
В этом цикле Барток обращается к детям. Он пытается говорить с ними на простом и доступном языке новой музыки, используя образы. Подобно Григу и Лядову, Барток с любовью раскрывает в своих фортепианных миниатюрах Барток с любовью раскрывает мелодическую и гармоническую красоту народных мелодий.
Новые идеи композитора
Новый образный строй художественных идей композитора привел к новым средствам музыкальной выразительности. Новые средства музыкальной выразительности. Композитор явно обратил свое внимание на ударные и шумовые инструменты и изобрел множество ранее неизвестных способов игры на ударных.
Барюк также интерпретировал свой любимый инструмент - фортепиано. Именно фортепиано. Уже в его первом фортепианном концерте можно услышать пульс ударных инструментов. Здесь он ассоциирует ее с первобытной «первобытной музыкой» древних народов. А в цикле фортепианных миниатюр «В вольном воздухе» композитор использует шумовые приемы для изображения фонтанирующей музыки древних народов. Шумовые приемы используются композитором как живописный фон, в который вставляется близкая ему народная музыка. Проинструктированная популярными, народными мелодиями. Для этого цикла характерны пейзажные зарисовки, которые, однако, не обладают ожидаемым романтическим очарованием, но более графичны и выдержаны в сходном стиле. Лишенные ожидаемого романтического очарования, они более графичны и похожи на пейзажи художников-кубистов.
Наиболее оригинальная часть цикла - «Музыка ночи», в которой композитор воспроизводит музыкальный образ - атмосферу летней ночи с шелестом леса и мелодиями пастухов... Это как «симфония природы», которую композитор слышит во время своей любимой прогулки на пленэр.
Хотя Барток предпочитал фортепиано другим инструментам, это не мешало ему создавать прекрасные скрипичные произведения, которые и сегодня можно услышать на сценах по всему миру в исполнении великих скрипачей нашего времени. Недавно скончавшийся всемирно известный скрипач Иегуди Менухин считался непревзойденным исполнителем его Сонаты для скрипки соло, который недавно скончался. В своих сочинениях Барток обращается со скрипкой необычным образом: почти как с ударным инструментом! В особой структуре музыкальных образов Бартока улавливаются танцевальность и страстные мелодии - импровизации венгерского скрипача-цыгана. Например, в финалах скрипичных сонат слушателя увлекает стихия зажигательного национального танца чардаша. В финале первой скрипичной сонаты зажигательный и танцевальный образ чередуется с песенным образом в духе мадьярских пасторальных песен.
Творчество в последние годы
Социальная активность композитора усилилась в годы мировых войн композитора. Он занимал антивоенную позицию и открыто отстаивал национальные интересы страны. Огромный международный авторитет Бартока как композитора, пианиста и ученого позволил ему обратиться к Международному обществу современной музыки. «Международное общество современной музыки» с яростными протестами против бесправия, особенно в связи с убийством фашистами великого дирижера Тосканини. Барток выступал за создание всемирной организации в защиту свободы творчества и вместе с великим дирижером Тосканини Барток выступал за создание всемирной организации в защиту свободы творчества и вместе с Кодаем за запрещение исполнения его произведений в фашистских странах. Он вышел из состава из Немецкого общества защиты авторских прав. За свою активную общественную деятельность, направленную на укрепление дружбы между Барток был (посмертно) удостоен Международной премии мира.
Последние годы своей жизни Барток провел в Америке, начиная с 1940 года. Колумбийский университет пригласил его приехать в США, чтобы расшифровать, научно систематизировать и опубликовать уникальную коллекцию югославских народных песен. Целью было расшифровать, научно систематизировать и издать уникальную коллекцию аудиозаписей югославских народных песен, которая находилась в университете. В Америке он познакомился со знаменитым скрипачом Менухиным и получил от него заказ и поручил ему в 1944 году сочинить замечательную сонату для скрипки соло, в которой элемент отражает стихию народного творчества. Барток умер в Нью-Йорке 26 сентября 1945 года.
В истории венгерской музыкальной культуры творчество Бартока стало важной точкой отсчета для возникновения новой композиции.Барток стал важной точкой отсчета для возникновения новой композиторской школы. Его музыка Бартока стала всемирно известной. Французский композитор Жорж Орик писал в 1970 году: «Его манера, его принципы композиции используются и сегодня нашими композиторами».