Всем привет!
Расскажу про свой опыт восстановления презентабельного внешнего вида станины, которые в современное время часто используют в качестве подстолий, давая им, таким образом, вторую жизнь.
Купил я пару лет назад станину (это нижняя часть старых громоздких швейных машинок - работали на ножном приводе) на просторах Авито; станину искал только не Singer, хотелось что-то редкое и необычное. Облазил сайт с объявлениями, в итоге выбор пал на станину Jones & Co. Никогда не слышал про такую фирму, посему решил купить, надеясь, что аналогичная станина не будет у каждого второго. Забегая вперёд скажу, что на Авито станину от этой же фирмы я видел всего только один раз с тех пор, а моя станина оказалась аж ~1880 годов (как я это понял - расскажу в конце).
Для того чтобы придать старой станине удобоваримый внешний вид, первое, что необходимо сделать, - это счистить старую краску. Лучше всего с этим справляется пескоструйная обработка. Мне повезло, потому как ребята, которые её продавали, её для меня и выполнили. Если же у вас уже имеется станина, а вести ее куда-то нет желания и/или возможности, то краску можно счистить самостоятельно. Для этого отлично подойдёт болгарка с щёткой-крацовкой. Это такая щётка-чашка с щетиной из латунированной витой проволоки. Включайте болгарку, крепко зажав ее в руках, и методично, сантиметр за сантиметром проходите всю поверхность и все изгибы ваших частей станины (предварительно ее, конечно, удобнее разобрать). При работе с такой щёткой-чашкой обязательно работайте в защитной одежде с длинными рукавами, и очках! Ещё желательно в перчатках и маске, потому что на высоких оборотах и при жёстком контакте щётки с металлом нет-нет, да и вылетит парочка металлических волосков. А, учитывая скорость, впиваются они прям в кожу очень неплохо.
Моя же станина приехала практически без старых слоёв краски, лишь кое-где в углублениях чугуна она осталась - удалил самостоятельно.
Затем я станину разобрал и обработал преобразователем ржавчины, который предназначен для остановки коррозии металла.
Преобразователь, по сути, служит для создания защитной плёнки перед последующим окрашиванием. Так как это баллончик, то каждую деталь я проходил, по сути, два раза, следя, чтоб покрытие наносилось равномерно, в углублениях металла пшикал особо тщательно.
После покрытия детали станины приобрели некоторый блеск - значит, покрытие на этом участке точно есть, легко отследить пропуски. Перчатки, в которых я работал, после высыхания слиплись. На всю станину у меня ушёл как раз один баллончик с преобразователем ржавчины.
Затем покрытые детали станины переезжали с дачи на старую квартиру, потом снова на дачу, потом уже в новую квартиру (потому что дачный сезон закончился), - у меня всё никак не доходили руки до её покраски. В итоге в новой квартире я постелил оргалит, оставшийся от ремонта, и всё же её докрасил. Кстати, в новой квартире я сам клеил плинтуса, а в коридоре ещё стеновые панели и молдинги - пришлось повозиться и придумать некоторый распиловочный столик из лобзика. Кому интересно (лобзиком можно пилить с нулевой погрешностью) - я писал об этом подробнее в этой статье.
Вернёмся к станине. Итак, в квартире я приступил к её покраске. Конечно, идеально, опять же, отдать станину на покраску профессионалам в цех для нанесения порошковой краски (удержание частиц порошка на поверхности происходит при помощи силы электростатического притяжения) с последующим её спеканием (порошок под воздействием температуры в пределах 200–250°С расплавляется и полимеризуется, образуя единое покрытие без каких-либо подтёков), но я решил красить самостоятельно. Красил грунт-эмалью по ржавчине чёрного цвета. Да, она допускает нанесение прямо на ржавчину, и можно было пропустить этап с преобразователем ржавчины, но я решил перестраховаться и его всё же сделать.
Краску наносил кистью, сама краска сохнет довольно быстро. Я крашу последнюю деталь, а первая покрашенная уже, по сути, высохла. Поэтому я снова переходил к первой. И так, пока не убедился в том, что все-все места закрашены на всех деталях станины, все углубления пройдены. Кисточка засохла намертво, выкинул. Перчатки слиплись беспощадно. На ночь закрывал все оргалитом и прижимал бутылками с водой, чтоб коты не добрались - издержки домашнего малярного цеха.
Буквы решил выделить краской другого цвета, выбрал жёлтый цвет.
Наносил краску в углубления с помощью специальной пипетки, с которой удобно работать с эпоксидной смолой (покупал лет 5 назад штук сто на алиэкспресс, можно и на озоне найти, если надо оперативно). Я давно имею столярное хобби, с эпоксидкой работал достаточно много. О моих изделиях и приёмах при создании опалубки для спилов можно почитать тут и тут.
Там где жёлтая краска всё же некрасиво заехала на чёрную - поправил тонкой кисточкой, обмакнув в чёрную краску.
Родной шатун станины покрылся вековым слоем грязи, был какой-то липкий и неприятный. Я решил не изготавливать новый шатун, а попытаться восстановить старый. В итоге снял слой жира циклей, чтоб не забивались шкурки, отшлифовал шатун и с удивлением обнаружил, что он из бука и очень красивый!
В итоге отшлифованный шатун покрыл маслом с воском фирмы Osmo. Очень люблю это масло с воском - уже десяток столешниц и журнальных столиков им покрыл. Шатун заиграл новыми красками, став совершенно потрясающим с классным матовым блеском!
Собрал станину, заменив при этом все родные винты и гайки на новые. В итоге станина стала выглядеть вот так:
В качестве крепежа использовал потайные винты М8 и М10, и колпачковые гайки (очень уж не хотелось, чтобы торчали части винтов за гайками, как это было раньше). Получилось на мой взгляд аккуратнее:
И в конце я обещал рассказать, как я понял, что это весьма старая станина.
После того, как я привёл станину в божеский вид и завершил, скажем так, её реставрацию (громкое слово, конечно, но в каком-то смысле это так), я решил всё же накопать информацию в интернете о швейных машинках фирмы Jones & Co.
И наткнулся на сайт музея, где была представлена вот такая фотография с информацией:
Фотокарточка гласит, что эта швейная машина с педалью английской фирмы Jones датируется около 1880 г. и находится в коллекции музея американского наследия в Пало-Альто в Калифорнии.
Также мне удалось найти сайт с более подробной информацией о разнообразных швейных машинках этой фирмы. В частности, я узнал, что в 1869 году Уильям Джонс открыл фабрику в Гайд-Бридж около Манчестера, а 5 июля 1869 года была зарегистрирована фирма Jones Sewing Machine Co Ltd. Сегодня компания известна как Brother UK Ltd.
На этом же сайте информация о, примерно, 1880 году изготовления подтверждается, и приводится фотография аналогичной станины (похожа на ту, что у меня):
И последний сайт с информацией о швейной машинке фирмы Jones & Co. Сказано, что это дар от мисс P White в 1980 г. Но дата изготовления самой машинки неизвестна. Зато можно получить отличное представление о том, как она выглядела. Кстати, шатун на этих фотографиях того же красно-коричневого цвета, что был и у меня, пока я не отшлифовал его и не обнажил рисунок дерева.
И напоследок, сравнение до/после:
На канале есть ролик с итоговой восстановленной станиной.
Благодарю за внимание и желаю всем удачи в работе!